Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:34, курсовая работа
В одноступенчатом червячном редукторе используется червячная передача, состоящая из червяка и червячного колеса. Червячное колесо устанавливается на тихоходном валу, а вал-червяк является быстроходным валом. В качестве опор валов используются как правило, подшипники качения. Установка передачи в отдельном корпусе гарантирует точность сборки, лучшую смазку, более высокий КПД, меньший износ, а так же защиту от попадания в нее пыли и грязи.
Червячные редукторы применяются в приводах машин, работающих с кратковременным или средним режимом по времени.
Введение
В одноступенчатом червячном редукторе используется червячная передача, состоящая из червяка и червячного колеса. Червячное колесо устанавливается на тихоходном валу, а вал-червяк является быстроходным валом. В качестве опор валов используются как правило, подшипники качения. Установка передачи в отдельном корпусе гарантирует точность сборки, лучшую смазку, более высокий КПД, меньший износ, а так же защиту от попадания в нее пыли и грязи.
Червячные редукторы применяются в приводах машин, работающих с кратковременным или средним режимом по времени.
К достоинствам червячных передач и редукторов относятся возможность получения больших передаточных чисел с одной ступени передач, бесшумность работы и высокая сопротивляемость ударным нагрузкам и минимальное число движущихся частей. К недостаткам червячной передачи следует отнести невысокий КПД, повышенный нагрев при длительной работе и необходимость использования бронзы при изготовлении червячных колёс. По относительному положению червяка и червячного колеса различают три основные схемы червячных редукторов: с нижним, верхним и боковым расположением червяка.
Искусственный обдув ребристых корпусов обеспечивает более благоприятный тепловой режим работы редуктора. Выход вала колеса редуктора с боковым расположением червяка в зависимости от назначения компоновки привода может быть сделан вверх или вниз. При нижнем расположении червяка условие смазывания, зацепления лучше, при верхнем хуже, но меньше вероятность попадания в зацепления металлических частиц-продуктов износа.
1. Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчеты привода.
Проектирование привода с червячным редуктором, мощность на ведомом валу равна 2,0 кВт и числом оборотов выходного вала 50об/м.
Решение
η = η× η× × η
Необходимые значения КПД взяты из табл. 29 [1]
η= 0,95 – КПД ременной передачи
η = 0,85 – КПД червячной передачи
= 0,99 –КПД пары подшипников качения
η = 0,96 – КПД открытой зубчатой пары
η = 0,95 × 0,85 × × 0,96 =0,752
1.2 Требуемая мощность электродвигателя.
Р1 == = 2,6 кВт.
где Р1 = 2,6 кВт - мощность на выходном валу редуктора.
По таблице принимаем электродвигатель 100B4/1435 с мощностью = 3,0 кВт и частотой вращения n1=1435 об/мин.
Производим разбивку общего передаточного отношения по ступеням: принимаем передаточное число червячной передачи ич.п.= 2 и передаточное число ременной передачи uр.п. = 1,5 (по ГОСТ 2185-66).
uобщ == = 28,7 об/м – передаточное отношение привода. (1.3)
u2 = = = 10 – передаточное отношение ременной передачи. (1.4)
Р1= 2,6 кВт
Р2 = Р1× ηη=2,6кВт × 0,95 × 0,99 =2,4 кВт (1.5)
Р3 = Р2 × η × = 2,4 кВт × 0,85 × 0,99 = 2,0 кВт
Р4 = Р3 × η × = 2,0 кВт × 0,96 × 0,99 = 1,9 кВт
n1n дв= 1435 мин-1
n2 = = = 956,6 мин-1
n3 = = = 95,66 мин-1
n4 = = = 47,83 мин-1
ω1 = = c-1
ω2 = = с-1
ω3 = = = 10,01 с-1
ω4 = = = 5,0 с-1
Т1= = = 17,3 Н×м
Т2 = T1 × ηр.п. × ηп.п. × u1 = 17,3× 0,95 × 0,99 ×1,5 = 24,4 Н×м
Т3 = T2 × ηп.п. × ηч.п. × u2 = 24,4 × 0,99 × 0,85 ×10 = 205,3 Н×м
Т4 = T3 × ηп.п. × ηз.п. × u3 = 205,3 × 0,99 × 0,96 × 2 = 390,2 Н×м
Валы |
Р, кВт |
Т,Н×м |
n,мин-1 |
ω, рад/с |
и=28,7 | |||
1 |
2,6 |
17,3 |
1435 |
150,2 |
u1=1,5 | |||
2 |
2,4 |
24,4 |
956,6 |
100,1 |
u2=10 | |||
3 |
2,0 |
205,3 |
95,66 |
10,01 |
u3=2 | |||
4 |
1,9 |
390,2 |
47,66 |
5,0 |
2. Расчет червячной передачи редуктора.
2.1Выбираем материал червяка и венца червячного колеса. Принимаем для червяка сталь 45 с закалкой до твердости не менее HRC 45. Так как к редуктору не предъявляется специальных требований, то в целях экономии принимаем для венца червячного колеса бронзу Бр. АИУ-4П. Предварительно примем скорость скольжения υск = 5м/c. Тогда при длительной работе допускаемое контактное напряжение [σH]= 155Н/мм2 .
2.2 Число витков червяка Z, принимаем в зависимости от передаточного числа: при uч.п.=10 принимаем Z1=4
2.3 Число зубьев червячного колеса: Z2=Z1×u= 4×10=40
2.4 Принимаем предварительно коэффициент диаметра червяка q=10 и коэффициент нагрузки К=1,2.
2.5 Определяем межосевое расстояние из условия контактной прочности:
aw= = =146мм
Модуль:
= = 7,3мм
Принимаем по ГОСТ 9563-60 модуль
2.6 Межосевое расстояние при стандартных значениях и q=10:
2.7 Основные размеры червяка и червячного колеса:
Делительный диаметр червяка:
d1 = q×m =10×6,3мм=63мм;
Диаметр вершины витков:
da1 = d1+2m = 63мм +2×6,3мм = 75,6мм;
Диаметр впадин витков червяка:
df1 =d1 – 2,4m = 63мм – 2,4 ×6,3мм = 47,88мм;
Длинна нарезной части шлифовального червяка:
b1 ≥ (11+ 0,06Z2)m+25 = (11+0,06×30)6,3+25≈105,64 мм,принимаем b1=105мм;
Делительный угол подъема:
;
Y=11°18'36'';
Делительный диаметр червячного колеса:
d2 =Z2×m =30×6,3мм = 189мм;
Диаметр вершин зубьев червячного колеса:
da2 = d2 + 2m =189мм + 2×6,3 = 201,6мм;
Диаметр впадин зубьев червячного колеса:
df2 = d2 – 2,4m = 189мм – 2,4×5мм = 173,88мм;
Наибольший диаметр червячного колеса:
dam2 ≤ da2 + = 201,6 + =211,05мм;
Ширина венца червячного колеса:
b2 ≤ 0,75 da1 = 0,75×75,6мм = 56,7мм;
2.8 Окружная скорость червяка :
υ1 = = = 4,9 м/с
2.9 Скорость скольжения
υск = = = 5 м/с
2.10 По таблице 12,8 [2,с. 255] выбираем степень точности и вид сопряжения элементов передачи С; тогда условное обозначение точности передачи: 7-С ГОСТ 3675-81
2.11 Уточнение коэффициентов концентрации нагрузки
Ккц = 1+ (Z2 /θ)3 (1-x)
где θ =86 – коэффициент деформации червяка
x = 0,6 – при незначительных колебаниях нагрузки
Ккц = 1+ (32 /86)3 (1-0,6) = 1,02
При степени точности 7 и скорости скольжения υск = 4,9 м/с коэффициент динамичности Кдин = 1,1
Коэффициент нагрузки К = 1,02 ×1,1 = 1,122
2.12 Проверка контактных напряжений по формуле 12.13 [2, с.246]
σн = =164 Мпа.
Перегрузка: =5%,что допустимо.
2.13 Проверка зубьев червячного колеса на изгиб:
а) Эквивалентное число зубьев червячного колеса:
б) Коэффициент формы зуба:
в) Напряжение изгиба:
2.14 Кпд зацепления и передачи определяем по формуле:
η = (0,950,96) × tgY / tg(Y+q) = 0,82.
3. Расчет плоскоременной передачи.
3.1 Полученные значения занесем в таблицу:
№ |
Определяемый параметр |
Численное значение |
1 |
Частота вращения ведущего шкива, об/мин |
3000 об/мин |
2 |
Вращающий момент на ведущем валу, Н × м |
24,44 Н × м |
3 |
Диаметр ведущего шкива, мм D1 = 6; |
D1= 6 = 6 × 29.1 = 180 мм(по ГОСТ – 17383-73) |
4 |
Диаметр ведомого шкива, мм D2 = D1 × u; |
D2 = D1 × u =180× 2= = 356 = 360 мм(по ГОСТ – 17383-73) |
5 |
Передаточное отношение u = ; |
u= = = = 2,02 отклонение = (допускается до 3%) |
6 |
Межосевое расстояние, мм a = 2; |
a = 2= 2= 1080мм |
7 |
Угол обхвата малого шкива α = 180°-60°× ; |
α = 180°-60°× = 180°-60°× = 170° |
8
|
Длинна ремня, мм L = 2a + 0,5π + ; |
L = 2 × 1080 + 0,5 × 3,14× 540 +7,5 = 3015 мм |
9 |
Скорость ремня, м/с ϑ = ; |
ϑ = = = 28,2 м/с |
10 |
Окружная сила, Н F= ; |
F= = = 142 Н |
11 |
Из таблицы 7,1(2) выбираем ремень Б800 с числом прокладок z = 3,δ0 = 1,5 мм, Р0 = 3 Н/мм. Проверяем выполнение условия δ ≤ 0,025D1 |
δ=δ0z = 1.5 × 3 = 4,5 мм, 0,025 × D1 = 0.025 × 180 = 4,5 Условие выполнено.
|
12 |
Коэффициент угла обхвата С= 1-0,003; |
С= 1-0,003 = 0,97 |
13 |
Коэффициент учитывающий влияние скорости ремня, С= 1,04 – 0,0004; |
С= 1,04 – 0,0004= 0,73 |
14 |
Коэффициент режима работы Ср – по таблице 7,5 |
Для передачи к ленточному конвейеру при постоянной нагрузке Ср = 1 |
15 |
Коэффициент, учитывающий угол наклона линии центров передачи, Сɵ |
При наклоне до 60 ° принимаем Сɵ = 1 |
16 |
Допускаемая рабочая нагрузка на 1 мм ширины прокладки, Н/мм = р0 Сɵ Ср С С; р0 - из таблицы 7.1 |
= 3 × 0,97 × 0,73 × 1 × 1 = 2,12 Н/мм |
17 |
Ширина ремня, мм b = ; |
b = = = 22,3 мм. По таблице 7.1 принимаем b = 30 мм. |
18 |
Предварительное натяжение ремня, Н F= σ× b × δ; σ- оптимальное значение 1,8МПа |
F= σ× b × δ = 1,8 × 30 × 4,5 = 243 Н |
19 |
Натяжение ветвей, Н: Ведущий вал F= F+ 0,5F Ведомой вал F= F – 0,5 F |
F= 243 + 0,5 × 142 = 314 Н F= 243 – 0,5 × 142 = 172 Н
|
20 |
Напряжение от силы F, МПа σ = ; |
σ = = = 2,3 МПа |
21 |
Напряжение изгиба, МПа σ= Е |
σ = 100 = 2,5 МПа |
22 |
Напряжение от центробежной силы, МПа σ= p |
σ = 1100 × = 0,8 МПа |
23 |
Максимальное напряжение, МПа σ= σ+ σ+ σ |
σ= 2.3 + 2,5 + 0.8 = 5.6 МПа условие σ≤ 7 выполнено. |
24 |
Проверка долговечности ремня: λ = – число пробегов; С= 1,5 – 0,5; С= 1 при постоянной нагрузке. Долговечность, ч; Н= |
λ = = 9,4 ; С= 1,5 – 0,5 = 1,39; Н = = = 1636 ч |
25 |
Нагрузка на валы передачи, Н F= 3F |
F= 3 × 243 = 726 H |
4.Ориентировочный расчет валов редуктора.
4.1 Крутящие моменты в поперечных сечениях валов:
ведомого(вал червячного колеса):
T3= 308.5× 103
ведущего(червяка):
T2= 24,44 × 103
Витки червяка выполнены заодно с валом.
4.2 Диаметр выходного вала конца по расчету на кручение при []к= 20 МПа:
Принимаем = 18 мм
4.3 Параметры нарезной части:
df1= 47,88 мм; d1=63 мм и da1= 75,6мм.
Для выхода режущего инструмента при нарезании витков рекомендуется участки вала, протачивать до диаметра меньше df1.
Длина нарезной части равна b1= 105,64 мм.
dy= 22 мм – диаметр под уплотнение.
dn1= 25 мм – диаметр под подшипниками.
Расстояние между опорами червяка примем L1≈212 мм.
4.4 Ведомый вал:
= 39,5 мм; принимаем = 38 мм.
Диаметр подшипниковых шеек dn2= 45 мм, диаметр вала в месте посадки червячного колеса dk2= 50 мм.
Диаметр вала под муфту: dВ2= 38 мм, dy= 40 – под уплотнение.
Диаметр ступицы dст= (1,6÷1,8)×dk2= (1,6÷1,8)×50=80÷85. Принимаем dст= 82.
Длинна ступицы lст= (1,2÷1,8)×dk2= (1,2÷1,8)×50 = 60÷90. Принимаем lст= 75.
5.Конструктивные размеры корпуса редуктора.
Толщина стенок корпуса и крышки:
δ=
δ1=, принимаем δ1= 8 мм;
Толщина фланцев корпуса и крышки:
b= b1=
Толщина нижнего пояса корпуса:
p= 2,35× δ= 2,35×8= 19 мм;
Толщина ребер основания корпуса и крышки:
Диаметр болтов:
фундаментальных :d1= (0,03÷ 0,036)× aw+12 = (15,78 ÷ 16,54) мм, принимаем d1 = M12.
крепящих корпус с крышкой:
d3= (0,5÷ 0,6)×d1= (8÷9,6) мм, принимаем болты с резьбой М10.
Диаметр отверстия в гидре принимаем по наружному диаметру подшипника.
Витки крепления крышки подшипника d4= M8.
6.Подбор подшипников:
6.1Подбираем для ведущего вала конические роликовые подшипники 7605:
d= 25 мм;
D= 62 мм;
T= 35,5 мм;
C= 44,6 kH;
C0= 35,9 kH;
Для ведомого 7209 :
d= 45 мм;
D= 85 мм;
T= 20,5 мм;
C= 41,9 kH;
C0= 32,8 kH;
6.2 Усилие от ременной передачи:
a) вертикальная плоскость:
FpV= F× sin45˚= 726× sin45˚= 514 H;
б) горизонтальная плоскость:
FpH= F× cos45˚= 726× cos45˚= 514 H;
6.3 Усилие в червячной передаче редуктора:
Окружное усилие на колесе Ft2 равно осевому Fa1 на червяке:
Ft2= Fa1=== 3264 H.
Окружное усилие на червяке Ft1 равно осевому Fa2 на колесе:
Ft1=Fa2=== 775 H.
Радиальные усилия:
Fr1=Fr2=Ft2×tgα= 3264×tg20°=3264×0,364=1188H .
6.4 Ведущий вал:
Опорные реакции:
a) ∑m(A)= 0;
+ FpV×298− Ft2×+Fr1×106−VB×212= 0;
VB= = 824 H;
∑m(B)= 0;
+FpV×86+VA×212−Ft2×32−Fr1×106= 0;
VA== 878 H;
Проверка: − FpV+VA−Fr1+VB=−514+878−1188+
Изгибающие моменты:
MправВ= − FpV×86= −514×86= −44204 H/мм;
MправС= − FpV×192+ VB×106= −11344 H/мм;
MлевА= VA×106= 878×106= 93068 H/мм;
6.6 б) ∑m(A)= 0;
− Ft1×106−HB×212+FpH×298= 0;
HB= 335 H;
∑m(B)= 0;
−HA×212+ Ft1×106+ FpH×86=0;
HA== 596 H;
Проверка:
−HA+ Ft1+ HB− FpH= −596+775+335−514= 0;
Изгибающие моменты:
MлевА= −HA×106= −63176 H/мм;
MправВ= − FpH×86= −44204 H/мм;
MправС= − FpH×192+HB×106= −514×192+335×106= −63178 H/мм;
Суммарные реакции:
P1=Pr1== 1061H;
P2=Pr2= = 889 H;
Осевые состовляющие радиальных реакций роликовых конических подшипников:
SA= 0,83×e×RA= 0,83×0,273×1061= 240 H;
SB= 0,83×e×RB= 0,83×0,273×889= 201 H;
e = 0,273− коэффициент осевого нагружения.
Осевые нагрузки подшипников. В нашем случае SB< SA; Pa1=Fa ≥ SA−SB; тогда Pa1=SB= 201 H; Pa2= SB+ Fa1= 201+ 3264= 3465;
Рассмотрим подшипник В в отношении == 0,226< e, поэтому межосевую нагрузку не учитываем.
Эквивалентная нагрузка:
Pэ1= Pr2×V×Kб×КТ= 889×1×1×1= 889 H;
Долговечность определяем по более нагруженному подшипнику А, в отношении = = 3,265> e, поэтому эквивалентную нагрузку определяем с учетом осевой;
Pэ2= (X ×Pr2×V+Y× Pa2) ×Kб×КТ= 4561 H;
Расчетная долговечность:
L= ()3=( )3 = 997 млн. об.
Lh= = 10912 ч.
6.7 Ведомый вал:
а) горизонтальная плоскость
Опорная реакция: HA=HB= = 1632H;
Изгибающий момент: M= HA×59= 1632×59= 96288.
б) вертикальная плоскость:
Опорные реакции:
∑m(A)= 0;
−VB×118−Fr1×59+ Fa2×94,5=0;
VB= = 26 H;
∑m(B)= 0;
−VA×118+Fr1×59+ Fa2×94,5=0;
VA= =1214;
Проверка: −VA+ Fr1+ VB= −1214+1188+26=0;
Изгибающие моменты:
Мс лев= −VA×59= −71626 H/мм;
Мс прав= VB×59= 1534 H/мм;
Суммарные реакции:
P3= Pr3= = 2034 H;
P4= Pr4= = 1632 H;
Осевые состовляющие радиальных подшипников:
SA= 0,83×e×RA= 0,83×0,414×2034= 699 H;
SB= 0,83×e×RB= 0,83×0,414×1632= 560 H;
Осевые нагрузки подшипников. В нашем случае SB< SA; Pa3=Fa ≥ SA−SB; тогда Pa3=SА= 699 H; Pa4= SА+ Fa2= 699+ 775= 1474Н;
Для подшипника А, отношение:
= = 0,343< e, поэтому межосевую нагрузку не учитываем.
Эквивалентная нагрузка:
Pэ3= Pr3×V×Kб×КТ= 2034×1×1×1= 2034 H;
Для подшипника В, отношение:
= = 0,886> e, поэтому эквивалентную нагрузку определяем с учетом осевой;
Для конических подшипников при > e, коэффициенты x=0,4; y= 1,450;
Pэ4= (0,4×1632+1,45×1447)×1×1= 2750 H;
Расчетная долговечность:
L= ()3=( )3= 3532 млн. об.
Lh= = 0,6×106 ч.
7. Подбор и проверочный расчет шпоночных соединений:
7.1 Выбираем призматические шпонки. Размеры сечений шпонок, пазов и длинны шпонок взяты из табл 8.9[2].
Материал шпонок – сталь 45.
Напряжение смятия и условие прочности определяется по формуле:
σсм=≤ [σ]см.
Допускаемое напряжение смятия при стальной ступице [σ]см= 100÷120, при чугунной ступице [σ]см= 50÷70.
Ведущий вал:
d= 18мм; b×h= 6×6 мм; t1= 3,5мм; длинна шпонки l= 45мм; момент на ведущем валу T2= 24,44×103 H/мм.
σсм==45,2 МПа≤[σ]см.
Ведомый вал:
Проверяем шпонку под червячным колесом:
d= 50 мм; b×h= 14×9 мм; t1= 5,5мм; длинна шпонки l= 70мм; момент на ведущем валу T3= 308,5×103 H/мм.