Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:40, лекция
Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая категория занятость характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им заработок (трудовой доход).
Циклическая безработица ≈ это безработица, вызванная спадом про╜изводства, той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью инвестиций в экономику. В этих условиях совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безрабо╜тица возраст 232i85jc 72;ет. Это наиболее негативный вид безработицы. Он возника╜ет в периоды общего экономического спада и проявляется в сокращении совокупных расходов в экономике и соответственно в снижении спроса на рынке труда. Причиной циклических колебаний занятости в странах с развитым рыночным хозяйством является последовательное прохожде╜ние экономикой фаз экономического цикла. В нашей стране сокращение спроса на рабочую силу обусловлено переходом экономики на принци╜пиально новые рыночные условия хозяйствования.
Естественная безработица представляет собой совокупность тех форм безработицы, которые неустранимы и предопределяют долговре╜менное устойчивое равновесие рынка труда. Данный вид безработицы характеризуется наилучшим для развития экономики резервом потен╜циальных работников, которые способны достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от из╜менения спроса на рынке труда и потребностей производства.
Длительная безработица представляет собой безработицу в течение 8≈18 мес., сопровождающуюся общей деквалификацией безработно╜го, потерей трудовых навыков и способностей интенсивно работать в течение необходимого времени.
Заст 232i85jc 86;йная безработица ≈ это безработица, продолжающаяся свы╜ше 18 мес. При безработице этого вида у неработающих лиц наст 232i85jc 91;пает полная профессиональная деградация в силу продолжительного отсут╜ствия условий для повторения основных трудовых приемов и опера╜ций. Профессиональная деградация человека может привести и к его социальной деградации, скатыванию в группу люмпенов, бомжей, ал╜коголиков. Реабилитация и возвращение таких людей к полноценной профессиональной деятельности возможна крайне редко.
Институциональная безработица ≈ это безработица, обусловлен╜ная правовыми нормами, состоянием рынка труда, факторами, влияю╜щими на его спрос и предложение. Примером может служить наличие чрезмерных социальных выплат, которые вызывают снижение предло╜жения труда, а также способствуют увеличению безработицы. Практи╜ка показывает, что чем больше размер пособия по безработице, тем длительнее поиск нового рабочего места. Причиной институциональ╜ной безработицы может быть и несовершенная налоговая система.
Оценка безработицы
Для анализа безработицы следует определить ее продолжитель╜ность, т.е. величину, характеризующую в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматрива╜емого периода, а также численность безработных, которые в этот пери╜од были трудоустроены.
По российскому законодательству размеры пособий по безработи╜це дифференцируются в зависимости от категории граждан, признан╜ных безработными. Уволенным с предприятий и признанным Госу╜дарственной службой занятости безработными пособие по безработи╜це выплачивается:
∙ в первые три месяца безработицы ≈ в размере 75% от их средне╜месячного заработка, исчисленного за последние три месяца по по╜следнему месту работы (службы);
∙ в последующие четыре месяца ≈ в размере 60%;
∙ в дальнейшем ≈ в размере 45%, но во всех случаях не ниже уста╜новленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, област 232i85jc 80;, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной област 232i85jc 80;, автономном округе.
Продолжительность выплаты пособия не может превышать 12 мес. в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев; исключение составляют лица предпенсионного возраст 232i85jc 72;, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 ка╜лендарных месяцев.
По истечении 12-месячного периода выплаты пособий по безрабо╜тице граждане, не нашедшие работу, теряют в последующие 6 мес. пра╜во на их получение.
При
анализе безработицы изучается
ее структура по следующим половозраст
232i85jc 85;ым, профессионально-
∙ по возраст 232i85jc 91;, с выделением молодежной безработицы и безрабо╜тицы лиц предпенсионного возраст 232i85jc 72;;
∙ по социальным группам (рабочие, служащие);
∙ по уровню образования;
∙ по профессиональным и стажевым группам;
∙ по уровню доходов и обеспеченности;
∙ по причинам увольнения;
∙ по ментальным группам.
Анализ
структуры безработицы
Оценивая
уровень безработицы, следует вернуться
к понятию ╚ес╜тественная безработица╩.
Она отражает равновесное состояние
рынка труда, когда число ищущих
работу совпадает с количеством
свободных вакансий. Превышение фактического
уровня безработицы по сравне╜нию
с естественной нарушает сбалансированность
рынка труда. Сле╜довательно, возникает
потребность в определении
Норма естественной безработицы ≈ это доля безработных в общем объеме трудовых ресурсов страны в состоянии полной занятости.
В разных странах уровни безработицы различны, поскольку зави╜сят от естественной безработицы, фазы экономического цикла, в кото╜рой находится страна, а также проводимой государством политики за╜нятости. В экономически развитых странах естественный уровень без╜работицы составляет 4≈6%, в России ≈ 3≈5%.
Когда
экономика не может обеспечить рабочими
местами всех же╜лающих работать,
ее производственный потенциал сужается
на вели╜чину непроизведенных
Известный
американский исследователь в област
232i85jc 80; макроэкономи╜ки Артур Оукен
математически выразил
Безработица и ее рост имеют серьезные последствия: экономиче╜ские, социальные, демографические, политические и др. К экономи╜ческим последствиям роста безработицы следует отнести увеличение предложения на рынке труда, изменение требований к нанимаемым работникам, структурные сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на социальную инфраст 232i85jc 88;уктуру и др.
Для социальных последствий роста безработицы характерным яв╜ляется снижение жизненного уровня оставшихся без работы, утрата ими квалификации, обострение криминогенной обстановки в стране.
Издержки
безработицы распределяются неодинаково.
Уровень без╜работицы среди специалистов
и служащих ниже, чем у рабочих;
уровень безработицы среди
Массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. На волне массовой безрабо╜тицы возникли самые реакционные в истории человечества политиче╜ские режимы.
4.4.
Регулирование занятости и
Политика занятости населения
Механизм
регулирования занятости
Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики заня╜тости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.
Все меры по регулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда (общие меры и специализированные); по источнику финансирования.
Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так и косвенные (экономические).
Различают следующие типы государственного воздействия на за╜нятость населения: пассивный (социальная помощь незанятому насе╜лению) и активный (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных ра╜бот, стимулирование самозанятости, меры помощи регионам).
Государственное
регулирование занятости
∙ федеральный;
∙ субъекта РФ (республиканские, краевые, област 232i85jc 85;ые, автоном╜ных округов и т.д.);
∙
местный (на территории органа местного
самоуправления). Каждая программа
в общем виде состоит из четырех
блоков: анали╜тического, программно-целевого,
ресурсно-обеспечивающего, организационно-
Регулирование рынка труда
Политика
регулирования рынка труда
Регулирование
рынка труда, проводимое государством,
осуществля╜ется в
Долгосрочные меры государства предполагают увеличение гибко╜сти рынка труда. Это может быть достигнуто через систему определен╜ных действий: переподготовку, переквалификацию работников; раз╜витие всех видов информационной базы государственной и негосудар╜ственной служб занятости.
Наряду
с государственными органами власт
232i85jc 80; в осуществлении по╜литики
занятости участ 232i85jc 74;уют негосударственные
органы и организа╜ции. К таковым
следует отнести Российскую трёхстороннюю
комиссию по регулированию социально-
Аналогичные трех- и двухсторонние комиссии создаются и в субъ╜ектах РФ, на отдельных территориях страны, что позволяет регулиро╜вать рынок труда на всех уровнях.
Органы государственной службы занятости и негосударственные структуры содействия занятости