Занятость населения и рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:40, лекция

Краткое описание

Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая категория занятость характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им заработок (трудовой доход).

Вложенные файлы: 1 файл

Занятость населения и рынок труда.docx

— 206.40 Кб (Скачать файл)

  Циклическая безработица ≈ это безработица, вызванная спадом про╜изводства, той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью инвестиций в экономику. В этих условиях совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безрабо╜тица возраст 232i85jc 72;ет. Это наиболее негативный вид безработицы. Он возника╜ет в периоды общего экономического спада и проявляется в сокращении совокупных расходов в экономике и соответственно в снижении спроса на рынке труда. Причиной циклических колебаний занятости в странах с развитым рыночным хозяйством является последовательное прохожде╜ние экономикой фаз экономического цикла. В нашей стране сокращение спроса на рабочую силу обусловлено переходом экономики на принци╜пиально новые рыночные условия хозяйствования.

  Естественная  безработица представляет собой совокупность тех форм безработицы, которые неустранимы и предопределяют долговре╜менное устойчивое равновесие рынка труда. Данный вид безработицы характеризуется наилучшим для развития экономики резервом потен╜циальных работников, которые способны достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от из╜менения спроса на рынке труда и потребностей производства.

  Длительная  безработица представляет собой безработицу в течение 8≈18 мес., сопровождающуюся общей деквалификацией безработно╜го, потерей трудовых навыков и способностей интенсивно работать в течение необходимого времени.

  Заст 232i85jc 86;йная безработица  ≈ это безработица, продолжающаяся свы╜ше 18 мес. При безработице этого вида у неработающих лиц наст 232i85jc 91;пает полная профессиональная деградация в силу продолжительного отсут╜ствия условий для повторения основных трудовых приемов и опера╜ций. Профессиональная деградация человека может привести и к его социальной деградации, скатыванию в группу люмпенов, бомжей, ал╜коголиков. Реабилитация и возвращение таких людей к полноценной профессиональной деятельности возможна крайне редко.

  Институциональная безработица ≈ это безработица, обусловлен╜ная правовыми нормами, состоянием рынка труда, факторами, влияю╜щими на его спрос и предложение. Примером может служить наличие чрезмерных социальных выплат, которые вызывают снижение предло╜жения труда, а также способствуют увеличению безработицы. Практи╜ка показывает, что чем больше размер пособия по безработице, тем длительнее поиск нового рабочего места. Причиной институциональ╜ной безработицы может быть и несовершенная налоговая система.

Оценка  безработицы

  Для анализа безработицы следует  определить ее продолжитель╜ность, т.е. величину, характеризующую в среднем  длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработных на конец рассматрива╜емого  периода, а также численность  безработных, которые в этот пери╜од  были трудоустроены.

  По  российскому законодательству размеры  пособий по безработи╜це дифференцируются в зависимости от категории граждан, признан╜ных безработными. Уволенным  с предприятий и признанным Госу╜дарственной службой занятости безработными пособие по безработи╜це выплачивается:

  ∙ в первые три месяца безработицы  ≈ в размере 75% от их средне╜месячного заработка, исчисленного за последние  три месяца по по╜следнему месту  работы (службы);

  ∙ в последующие четыре месяца ≈  в размере 60%;

  ∙ в дальнейшем ≈ в размере 45%, но во всех случаях не ниже уста╜новленного  законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней  заработной платы, сложившегося в республике, крае, област 232i85jc 80;, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной област 232i85jc 80;, автономном округе.

  Продолжительность выплаты пособия не может превышать 12 мес. в суммарном исчислении в  течение 18 календарных месяцев; исключение составляют лица предпенсионного возраст 232i85jc 72;, для которых период выплаты  пособия при определенных условиях может достигать 24 ка╜лендарных месяцев.

  По  истечении 12-месячного периода выплаты  пособий по безрабо╜тице граждане, не нашедшие работу, теряют в последующие 6 мес. пра╜во на их получение.

  При анализе безработицы изучается  ее структура по следующим половозраст 232i85jc 85;ым, профессионально-квалификационным и социаль╜ным признакам:═══════════════════════════════════

  ∙ по возраст 232i85jc 91;, с выделением молодежной безработицы и безрабо╜тицы лиц  предпенсионного возраст 232i85jc 72;;

  ∙ по социальным группам (рабочие, служащие);

  ∙ по уровню образования;

  ∙ по профессиональным и стажевым группам;

  ∙ по уровню доходов и обеспеченности;

  ∙ по причинам увольнения;

  ∙ по ментальным группам.

  Анализ  структуры безработицы целесообразно  проводить на осно╜ве сочетания  экономико-статистических, оперативных  и социологи╜ческих методов исследования.

  Оценивая  уровень безработицы, следует вернуться  к понятию ╚ес╜тественная безработица╩. Она отражает равновесное состояние  рынка труда, когда число ищущих работу совпадает с количеством  свободных вакансий. Превышение фактического уровня безработицы по сравне╜нию с естественной нарушает сбалансированность рынка труда. Сле╜довательно, возникает  потребность в определении нормы  естествен╜ной безработицы, которая  является расчетным показателем.

  Норма естественной безработицы  ≈ это доля безработных в общем объеме трудовых ресурсов страны в состоянии полной занятости.

  В разных странах уровни безработицы  различны, поскольку зави╜сят от естественной безработицы, фазы экономического цикла, в кото╜рой находится страна, а  также проводимой государством политики за╜нятости. В экономически развитых странах естественный уровень без╜работицы составляет 4≈6%, в России ≈ 3≈5%.

  Когда экономика не может обеспечить рабочими местами всех же╜лающих работать, ее производственный потенциал сужается на вели╜чину непроизведенных благ. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема валового национального продукта (ВНП), которое представляет собой разность объемов потенциального и фактического ВНП. Потенциальный ВНП определяется исходя из предположения, что существуют естественный уровень безработицы, ╚нормальные╩ темпы экономического роста.

  Известный американский исследователь в област 232i85jc 80; макроэкономи╜ки Артур Оукен  математически выразил соотношение  между уровнем безработицы и  отставанием объема ВНП, известное  во всем мире как закон Оукена. Согласно этому закону, если фактический уровень  без╜работицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объе╜ма  ВНП составляет 2,5%. И наоборот, каждые 2,5% прироста реально╜го ВНП обусловливают  снижение безработицы на 1 %. Это отношение  позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с уровнем  безработицы.

  Безработица и ее рост имеют серьезные последствия: экономиче╜ские, социальные, демографические, политические и др. К экономи╜ческим последствиям роста безработицы  следует отнести увеличение предложения  на рынке труда, изменение требований к нанимаемым работникам, структурные  сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на социальную инфраст 232i85jc 88;уктуру и  др.

  Для социальных последствий роста безработицы  характерным яв╜ляется снижение жизненного уровня оставшихся без работы, утрата ими квалификации, обострение криминогенной обстановки в стране.

  Издержки  безработицы распределяются неодинаково. Уровень без╜работицы среди специалистов и служащих ниже, чем у рабочих; уровень безработицы среди молодежи выше, чем у взрослых. То же самое  наблю╜дается при сравнении уровня безработицы среди мужчин и женщин.

  Массовая  безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и  политическим переменам. На волне массовой безрабо╜тицы возникли самые реакционные  в истории человечества политиче╜ские  режимы.

4.4. Регулирование занятости и рынка  труда

Политика  занятости населения

  Механизм  регулирования занятости населения  реализуется через государственные  органы исполнительной власт 232i85jc 80; на федеральном уровне и уровне субъектов РФорганы местного самоуправления пу╜тем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения про╜грамм обеспечения занятости населения.

Направления политики занятости населения можно  подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики заня╜тости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.

  Все меры по регулированию занятости  подразделяются: по объекту воздействия  на рынок труда (общие меры и специализированные); по источнику финансирования.

  Методы  проведения политики занятости могут  быть как прямые (законодательное  регулирование), так и косвенные (экономические).

  Различают следующие типы государственного воздействия  на за╜нятость населения: пассивный (социальная помощь незанятому насе╜лению) и активный (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных ра╜бот, стимулирование самозанятости, меры помощи регионам).

  Государственное регулирование занятости включает разработку целевых и комплексных  программ содействия занятости. В наст 232i85jc 86;ящее время можно выделить три уровня программ обеспечения  занятости населения:

  ∙ федеральный;

  ∙ субъекта РФ (республиканские, краевые, област 232i85jc 85;ые, автоном╜ных округов  и т.д.);

  ∙ местный (на территории органа местного самоуправления). Каждая программа  в общем виде состоит из четырех  блоков: анали╜тического, программно-целевого, ресурсно-обеспечивающего, организационно-координирующего.

Регулирование рынка труда

  Политика  регулирования рынка труда предусматривает  достиже╜ние трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение  процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предо╜ставление  работы каждому, кто ее ищет.

  Регулирование рынка труда, проводимое государством, осуществля╜ется в краткосрочном  и долгосрочном периодах. Меры краткосрочного периода включают всевозможное стимулирование труда: увеличение го╜сударственных расходов на финансирование занятости в общественных работах; субсидирование новых рабочих  мест; поддержание самозаня╜тости населения.

  Долгосрочные  меры государства предполагают увеличение гибко╜сти рынка труда. Это может  быть достигнуто через систему определен╜ных  действий: переподготовку, переквалификацию работников; раз╜витие всех видов  информационной базы государственной  и негосудар╜ственной служб занятости.

  Наряду  с государственными органами власт 232i85jc 80; в осуществлении по╜литики  занятости участ 232i85jc 74;уют негосударственные  органы и организа╜ции. К таковым  следует отнести Российскую трёхстороннюю  комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирую╜щую на постоянной основе и состоящую из представителей общерос╜сийских объединений работодателей, представителей общероссий╜ских объединений  профессиональных союзов и представителей Пра╜вительства РФ. Эта комиссия функционирует  на федеральном уровне, способствуя  обеспечению единой согласованной  политики в област 232i85jc 80; регулирования  социально-трудовых отношений.

  Аналогичные трех- и двухсторонние комиссии создаются  и в субъ╜ектах РФ, на отдельных  территориях страны, что позволяет  регулиро╜вать рынок труда на всех уровнях.

Органы  государственной службы занятости  и негосударственные структуры  содействия занятости

Информация о работе Занятость населения и рынок труда