Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:15, контрольная работа
Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные изменения. Принят новый Трудовой кодекс, заменивший привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.
Введение …………………………………….………………………………
3
1. Источники трудового права…………………………………………….
5
1.1. Понятие источников трудового права……………………………..
5
1.2. Особенности системы источников трудового права……………..
5
1.3. Классификация системы трудового права………………………..
6
1.4. Виды источников трудового права…………………………………
7
2. Расторжение трудового договора по соглашению сторон …………….
11
Заключение…………………………………………………………………..
13
Библиографический список…………….…………………………………..
14
Оглавление
Введение …………………………………….……………… |
3 |
1. Источники трудового права……………………………………………. |
5 |
1.1. Понятие источников трудового права…………………………….. |
5 |
1.2. Особенности системы источников трудового права…………….. |
5 |
1.3. Классификация системы трудового права……………………….. |
6 |
1.4. Виды источников трудового права………………………………… |
7 |
2. Расторжение трудового договора по соглашению сторон ……………. |
11 |
Заключение…………………………………………………… |
13 |
Библиографический список…………….………………………………….. |
14 |
Введение
Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные изменения. Принят новый Трудовой кодекс, заменивший привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.
Таким образом, значительное обновление трудового законодательства повлекло за собой количественное и качественное изменение источников трудового права. Новые формы экономических и социальных отношений потребовали пересмотра и изменения многих институтов трудового права как науки, превратив Советское трудовое право в Трудовое право России.
Тема источников трудового права на сегодняшний день весьма актуальна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.
Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова.
1.1. Понятие источников трудового права
В юридической литературе термин «источник права» употребляется для обозначения сведений о содержании действующего или действовавшего права. Этот термин означает источник знания о праве, поэтому он неравнозначен понятию источник права в формальном или юридическом смысле. В формальном или юридическом смысле термин «источник права» рассматривается как форма выражения воли законодателя в НПА. К важным источникам права относятся:
1) НПА госорганов, включая
международные договоры, ставшие
обязательными для РБ в силу
ратификации или присоединения.
2) правовой обычай
3) судебные прецеденты
В правовой системе РБ основным источником права являются НПА. НПА – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченным государственным органом (должностным лицом) или принятое путем референдума, с соблюдение законодательной процедуры, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Правотворчество тесно связано с различными официальными формами, выраженными и установленными НПА, которые призваны урегулировать соответствующие общественные отношения, поэтому способы и формы, при помощи которых НПА придается обязательная государственная сила и есть источник трудового права в формальном или юридическом смысле.
НПА как источники трудового
права следует отличать от правовых
актов, которые не являются нормативными
и принимаются с целью
1) на развитие источников
трудового права оказывают
2) на территории РБ
временно применяются НПА БССР,
если они не противоречат
3) наличие НПА в создании
которых принимали участие
4) значительное количество
НПА содержат специальные
1.3. Классификация системы трудового права
Классифицировать систему трудового права можно по следующим основаниям:
1) по степени важности и субординации (законы)
2) по системе трудового
права, его институты
3) по органам, принявшим НПА
4) по форме акта
5) по сфере действия
6) по степени обобщения
В ст.7 ТК РБ установлено, что основным источником трудовых отношений является конституция, ТК, акты законодательства о труде, коллективные договоры, соглашения др., заключенные и принятые в соответствии с законодательством трудовые договоры.
Основной источник – конституция. Далее – ТК. Ст.8 ТК предусматривает, что международные договоры или конвенции международной организации труда (МОТ) применяются непосредственно в тех случаях, когда те или иные отношения не урегулированы законодательством о труде. Если международные договоры РБ или конвенции МОТ устанавливают другие правила, чем законодательство РБ, то применяется правило международного договора или конвенции.
ТК принят палатой представителей 8 июня 1999г., одобренный советом республики 30 июня того же года.
ТК состоит из 6 разделов, 39 глав и 468 статей.
Разделы ТК:
1) общие положения
2) общие правила регулирования индивидуальных и связанных с ними отношений
3) особенности регулирования труда отдельных категорий работников
4) общие правила регулирования коллективных трудовых отношений
5) ответственность работника и нанимателя. Надзор и контроль. Соблюдение законодательства о труде
6) заключительные положения
Кроме ТК в РБ действуют и другие законы, являющиеся источниками трудового права. к их числу относятся такие законы РБ, как «о прожиточном минимуме», «о занятости населения», «о предприятиях», «о предпринимателях», «о социальной защите граждан, пострадавших на ЧАЭС» и другие. В перечисленных выше законах содержаться общие нормы трудового права, которые распространяются на всех работников, независимо от условий труда, пола, возраста, физических особенностей и профессии.
К числу законов относятся декреты президента. Президент вправе издавать 2 вида декретов: временные, изданные главой государства в силу особой необходимости, и обычные, изданные на основании закона о делегировании президенту законодательных полномочий. И временные и обычные декреты имеют силу закона. Декрет №29 «о дополнительных мерах совершенствования трудовых отношений, укрепления трудовой и исполнительской дисциплины» от 26.07.1999г. Декрет №7 от 17.03.1997г. «о дополнительных мерах обеспечения занятости населения». Декрет №10 от 27.03.1997г. «о дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики». В перечисленных выше декретах содержатся положения, регулирующие отношения в сфере труда, зарплаты, дисциплины труда и социальной защиты работников.
Указы президента, которые обязательны для исполнения на всей территории РБ и которые не должны противоречить конституции и другим законам. Указ №82 от 01.10.1994г. «о заключении контракта с руководителями государственных предприятий, объединений, госучреждений», №344 от 30.08.1996г. «о своевременной выплате зарплат, пенсий, стипендий, пособий».
Подзаконные НПА, которые принимаются в развитие конституции. Декретов, указов, а также в развитие текущих законов. Правительство – Совмин, издает постановления по регулированию трудовых и тесно связанных с ними общественных отношений, которые являются источниками трудового права: постановление Совмина «о заключении контрактов с служащими госаппарата» от 31.01.1994г., «об утверждении применения формы контракта нанимателя с работником» от 2 августа 1999г. №1180, «о дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда в отраслях экономики» от 24.12.1998г.
К числу источников трудового права относятся положения и инструкции, принимаемые министерствами, ведомствами и комитетами РБ. Они рассчитаны на неоднократное применение и регулируют определенную сферу трудовых отношений. По некоторым вопросам трудового законодательства подзаконные нормативные акты могут приниматься органами местного самоуправления. Эти НПА определяют режим работы предприятий торговли, учреждений здравоохранения, а также регулировать деятельность органов по трудоустройству населения и занятости. Акты конституционного суда, верховного суда, высшего хозяйственного суда – это НПА, принимаемые в пределах их компетенции. Среди источников трудового права значительное место занимают локальные нормы права, которые принимаются нанимателями с учетом мнения или по согласию с профсоюзами. Такие полномочия нанимателя на издание локальных норм трудового права установлены ТК, законом от 14 декабря 1990г. «о предприятиях» и законе от 28 мая 1991г. «о предпринимателях». Указанные законы наделяют нанимателей полномочиями, независимо от формы собственности предприятия, на издание локальных норм трудового права, которые действуют внутри данного предприятия. К числу таких прав относятся: правила трудового распорядка, положения о премировании и депремировании, список лиц с ненормированным рабочим днем, коллективные договоры, заключенные на предприятии, тарифные и местные соглашения, заключенные между правительствами, министерствами, исполкомами.
Задача локальных норм трудового права состоит в конкретизации, дополнении законов и подзаконных НПА, регулирование труда работников и служащих. К локальным трудовым нормативным актам относятся уставы ООО, ОДО, ОАО, инструкции, стандарты по охране труда и техничке безопасности. Все локальные нормативные акты подписываются либо руководителем предприятия, либо руководителем и профсоюзной организацией. Трудовой договор не является разновидностью нормативного регулирования и не относится к области правоприменения, но трудовой договор является правовым регулированием индивидуальных трудовых отношений, т.к. порождает индивидуальные права и обязанности сторон, определяет их поведение.
2. Расторжение
трудового договора по
В соответствии со ст. 78 Кодекса трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению его сторон.
Как и КЗоТ (п. 1 ст. 29), Кодекс выделяет соглашение сторон в качестве самостоятельного основания прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора по данному основанию возможно только в случае согласованного волеизъявления работодателя и работника, направленного на прекращение трудового договора.