Содержание соглашений определяется
сторонами, что позволяет в равной мере учитывать интересы друг друга.
Акты высших судебных органов
- Конституционного Суда РФ и
Верховного Суда РФ не могут
быть отнесены к источникам
трудового права, так как их
деятельность не является правотворческой.
Они лишь толкуют нормативные
акты с точки зрения их конституционности
и дают руководящие указания судам о применении
действующего законодательства о труде.
В случае если Конституционный
Суд РФ или Верховный Суд
РФ придут к выводу о несовершенстве
законодательства, они в порядке
законодательной инициативы (ст. 104 Конституции
РФ) могут обратиться в Государственную
Думу о его изменении и дополнении. Поэтому
так важно понять соотношение между законодательством
о труде и судебной практикой.
III.
Действие источников трудового права
во времени, в пространстве и по категориям
работников.
Действие нормативных актов
во времени. Для нормативных актов,
являющихся источниками трудового
права, важное практическое значение
имеет установление времени начала
и окончания их действия. Такое установление осуществляется,
как правило, актами высших органов государственной
власти и государственного управления13.
В соответствии с ФЗ от
14 июня 1994 г. "О порядке опубликования
и вступления в силу федеральных
конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального
Собрания", если в федеральном законе
не предупрежден срок введения его в действие,
он вступает в силу на всей территории
РФ одновременно по истечении 10 дней со
дня его опубликования. Опубликование
этих законов производится в информационном
бюллетене "Собрание Законодательства
Российской Федерации". Кроме того,
федеральные законы публикуются в "Российской
газете" и передаются для внесения в
эталонный банк правовой информации научно-технического
центра правовой информации "Система".
Опубликования в указанных изданиях являются
официальными. Акты Президента Российской
Федерации, Правительства РФ в соответствии
с Указом от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования
и вступления в силу актов Президента
РФ, Правительства РФ и нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной
власти", если они имеют нормативный
характер, вступают в силу на всей территории
России одновременно по истечении 7 дней
после их опубликования в официальных
изданиях. Указанные сроки вступления
нормативных актов в силу не применяются
в тех случаях, когда при принятии установлен
другой срок введения их в действие. Вышеназванным
Указом Президента установлено, что акты
Правительства РФ вступают в силу со дня
их подписания Председателем Правительства
РФ.
Особый порядок вступления
в силу установлен для нормативных
актов центральных органов государственного
управления Российской Федерации.
Он во многом зависит от
соблюдения таких условий, как
государственная регистрация в
Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23
мая 1996 г. вышеназванные акты, затрагивающие
права, свободы и законные интересы граждан
или носящие межведомственный характер
и прошедшие государственную регистрацию
в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию.
Официальное опубликование актов осуществляется
не позднее 10 дней после их государственной
регистрации. Акты, не прошедшие государственную
регистрацию, а так же зарегистрированные,
но неопубликованные в установленном
порядке, не влекут за собой правовых последствий
как не вступившие в силу и не могут служить
законным основанием для регулирования
соответствующих правоотношений, применения
каких бы то ни было санкций к гражданам,
должностным лицам и организациям за невыполнение
содержащихся в них предписаний. Кроме
того, на указанные акты нельзя ссылаться
при разрешении споров.
Коллективные договоры и
соглашения заключаются на срок
не более трех лет и вступают
в силу со дня подписания
их сторонами либо со дня, установленного
в них. Стороны имеют право
продлить их действие на срок не более трех
лет14.
Регламентация времени вступления
в силу нормативных актов в
сфере труда имеет существенное
значение, ибо с этого момента
они подлежат обязательному исполнению.
Закон или иной нормативный
правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое
действие в связи с: 1) истечением срока
его действия; 2) вступлением в силу другого
акта равной или высшей юридической силы;
3) отменой (признанием утратившим силу)
данного акта актом равной или высшей
юридической силы.
Закон или иной нормативный
правовой акт, содержащий нормы
трудового права, не имеет обратной
силы и применяется к отношениям,
возникающим после введения его
в действие.
Действие закона или иного
нормативного правового акта, содержащего
нормы трудового права, распространяется на отношения,
возникающие до введения его в действие,
лишь в случаях, прямо предусмотренных
этим актом.
В отношениях, возникающих до
введения в действие закона
или иного нормативного правового
акта, содержащего нормы трудового
права, указанный закон или акт применяется
к правам и обязанностям, возникшим после
введения его в действие15.
Действие коллективного договора,
соглашения во времени определяется
их сторонами в соответствии
с ТК РФ.
Локальный нормативный акт
вступает в силу со дня его принятия работодателем либо
со дня, указанного в этом локальном нормативном
акте, и применяется к отношениям, возникшим
после введения его в действие. В отношениях,
возникших до введения в действие локального
нормативного акта, указанный акт применяется
к правам и обязанностям, возникшим после
введения его в действие.
Локальный нормативный акт
либо отдельные его положения
прекращают свое действие в
связи с:
1) истечением срока действия;
2) отменой (признанием утратившими
силу) данного локального нормативного акта либо отдельных
его положений другим локальным нормативным
актом;
3) вступлением в силу закона
или иного нормативного правового
акта,
4) содержащего нормы трудового
права, коллективного договора, соглашения
(в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень
гарантий работникам по сравнению с установленным
локальным нормативным актом).
Принимаемые работодателем
локальные нормативные акты действуют
в отношении работников данного
работодателя независимо от места
выполнения ими работы.
Действие нормативных актов
в пространстве. Правовое пространство
для действия источников трудового
права России тесно связано
с понятием "территория": Российской
Федерации, территория субъектов
Федерации, территория конкретной
организации. В соответствии с этим "свое" правовое
пространство имеют федеральные нормативные
акты о труде, акты субъектов РФ и локальные
нормативные акты16.
Федеральные законы и другие
нормативные акты о труде имеют
одинаковую силу на территории
всех субъектов РФ. Законы о труде и иные нормативные акты
субъектов РФ действуют лишь на их территории
(республики, края, области и т.п.). При расхождении
закона субъекта РФ с федеральным законом
действует закон РФ. Таким же образом должен
решаться вопрос в случаях коллизии иных
одновидовых нормативных актов.
Отдельные федеральные нормативные
акты и нормативные акты субъектов
РФ распространяются на определенные
местности, составляющие часть их
территории, не всегда совпадающей
с территорией субъектов РФ. К
ним, например, относятся нормативные акты о труде для работников
Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей, для работников пустынных,
полупустынных и высокогорных районов
и т.п.
Нормативные правовые акты
органов местного самоуправления
действуют на соответствующей
территории.
Характерной особенностью локальных
нормативных актов о труде
является то, что они распространяются
в пределах конкретной организации.
Пространственно действие нормативных
актов о труде заключается
в том, что они распространяются
в пределах конкретной организации.
Говоря о пространственном
действии нормативных актов РФ
о труде, следует иметь в виду,
что они распространяются также
на территории посольств, представительств,
торговых судов под флагом
России и другие территориальные
образования РФ за рубежом, ибо понятие "территория Российской
Федерации" не исчерпывается только
земельно-территориальными, морскими
и воздушными границами, а определяется
также и международно-правовыми актами.
Далее необходимо отметить, что некоторые
нормативные акты о труде РФ могут распространяться
на граждан, работающих в других странах,
если это, например, предусмотрено международными
соглашениями в области внешней трудовой
миграции.
Действие нормативных актов
о труде по категориям работников.
Трудовое законодательство России, как известно, характеризует
принцип единства и дифференциации, из
которого следует, что правовые нормы
в сфере труда делятся на две большие группы:
а) общие нормы, распространяющиеся на
всех работников наемного труда; б) специальные
нормы, которые распространяются на отдельные
категории работников (женщин; подростков;
лиц, занятых в отдельных отраслях народного
хозяйства; работников бюджетной сферы;
лиц, работающих на тяжелых и вредных работах;
временных и сезонных работников и т.п.).
Ст. 11 ТК РФ посвящена сфере действия норм трудового
права. В ней сформулировано важное положение,
применяемое как к работникам, так и к
работодателям: независимо от организационно-правовой
формы работодателя трудовое законодательство
распространяется на всех работников
и на все организации, если между ними
был заключен трудовой договор.
Это означает, что ТК РФ, иные
нормативные правовые акты о
труде регулируют трудовые отношения
не только лиц наемного труда,
но и работников, являющихся участниками
товариществ, акционерами.
Вопросы, относящиеся к трудовым
отношениям, не должны регулироваться
гражданским законодательством.
Последовательное применение
данного правила исключает произвольное
толкование вопроса о юридической
природе договоров, регулирующих
трудовые отношения.
Иностранные граждане, лица
без гражданства пользуются правами
и несут обязанности в трудовых
отношениях наравне с гражданами
России. Так, например, согласно ст.
2 Закона об иностранцах, под трудовой
деятельностью иностранного гражданина
понимается работа иностранного гражданина в РФ на
основании заключенного ими трудового
договора.
Общие нормы не применяются
только в том случае, если особенности
труда отдельных категорий работников
требуют дифференцированного правового
регулирования. Эта дифференциация осуществляется ТК РФ и другими федеральными
законами. Так на государственных гражданских
и муниципальных служащих действие трудового
законодательства и иных актов, содержащих
нормы трудового права распространяется
с учетом особенностей, предусмотренных
о государственной гражданской и муниципальной
службе
Нормы, регулирующие особенности
труда отдельных категорий работников
выделены в отдельную часть
ТК РФ - четвертую часть, которая
включает 16 гл. (гл. 40-55): гл. 40 - "Общие
положения"; гл. 41 -"Особенности регулирования труда женщин, лиц
с семейными обязанностями"; гл. 42 - "Особенности
регулирования труда работников в возрасте
до восемнадцати лет"; гл. 43 - "Особенности
регулирования труда руководителя организации
и членов коллегиального исполнительного
органа организация"; гл. 44 - "Особенности
регулирования труда лиц, работающих по
совместительству"; гл. 45 - "Особенности
регулирования труда работников, заключивших
трудовой договор на срок до двух месяцев";
гл. 46 - "Особенности регулирования труда
работников, занятых на сезонных работах";
гл. 47 - "Особенности регулирования труда
работников, работающих вахтовым методом";
гл. 48 - "Особенности регулирования труда
работников, работающих у работодателей
- физических лиц"; гл. 49 - "Особенности
регулирования труда надомников"; гл.
50 - "Труд лиц, работающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях";
гл. 51 - "Особенности регулирования труда
работников транспорта"; гл. 52 - "Особенности
регулирования труда педагогических работников";
гл. 53 - "Особенности регулирования труда
работников, направляемых на работу в
дипломатические представительства и
консульские учреждения Российской Федерации,
а также в представительства федеральных
органов исполнительной власти и государственных
учреждений Российской Федерации за границей";
гл. 54 - "Особенности регулирования труда
работников религиозных организаций";
гл. 55 - "Особенности регулирования труда
других категорий работников".
Особенности отдельных категорий
труда отдельных категорий работников
содержатся также в федеральных законах.
Так, Закон об акционерных
обществах представляет право
совету директоров (наблюдательному
совету) акционерного общества, если
исполнительные органы образуются
общим собранием акционеров, принять
решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного
органа, общества (директора, генерального
директора).