Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:05, реферат
Все мы еще с детства думаем о том кем станем, затем представляем как будем идти по карьерной лестнице. А что такое карьера, как ее достичь, с чего начать, вопрос карьеры актуален во все времена.
Часто в резюме люди пишут фразу "резюме на соискание должности с перспективой карьерного роста", да и кандидаты частенько, объясняя причины ухода из организации, упоминают "отсутствие карьерных перспектив". А вот на вопрос "Как же вы планируете карьерный рост?" многие не могут дать четкого ответа. В лучшем случае скажут "хочу руководить отделом", "хочу быть директором". В то же время, "карьера" подразумевает самые разнообразные варианты профессионального роста и продвижения по службе.
Введение. 2
1. Понятие и виды карьеры 3
1.2 Виды карьеры. 4
1.3 Карьера и особенности ее формирования. 8
1.4 Этапы карьеры. 11
2. Планирование карьеры. 13
2.1 Управление карьерой 16
3. Успех карьеры 20
Вывод 22
Список литературы. 24
\
Стабилизационная карьера — специалист растет до определенного уровня и остается на нем достаточно долго, более семи лет.
Затухающая карьера — сотрудник растет до определенного статуса, останавливается на нем, затем начинается нисходящее движение.
Встречаясь с новым
сотрудником, менеджер по персоналу
должен учитывать этап карьеры, который
он проходит в данный момент. Это
может помочь уточнить цели профессиональной
деятельности, степень динамичности
и главное — специфику
Существуют четыре основных этапа карьеры (табл.1), которые приблизительно соответствуют стадиям жизненного цикла человека:
- этап изучения (0-20 лет);
- этап начальных шагов (17—30 лет);
- этап становления (30—45 лет);
- поздние шаги карьеры (после 45 лет).
Таблица 1.
Этапы карьеры
Этапы / Характерные черты |
Этап изучения |
Этап начальных шагов |
Этап становления |
Поздние шаги карьеры |
Формирование жизненных ценностей, позиций, убеждений; отдаление от семьи и друзей детства, первые шаги по обеспечению независимости; выбор вида обучения и карьеры |
Определение стремлений, замыслов и целей; формирование представления о профессии, определение круга общения; доминирует потребность в стабильности и хороших отношениях с другими людьми |
Активное построение карьеры; стремление упрочнения положения в обществе; потребность в независимости и одобрении; продвижение одних и остановка в карьере других; приобретение авторитета в организации |
Основная задача – обучение других; выбор дальнейшего жизненного пути; подготовка к уходу из организации | |
Критический переходный период |
17-22 года: внутренний конфликт,
существенное изменение |
Около 30 лет: Оценка правильности выбора карьеры, достижений. Возможно смена места работы |
35 – 45 лет: анализ и
переоценка основных элементов
жизни человека; возможно появление
ощущения пустоты в прошлом
бессилия в отношении каких-
либо действий в будущем; |
Уход на пенсию |
Поздние шаги карьеры
Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации. Появляется потребность передачи знаний другим. Для этого этапа характерно творчество в работе, пик самовыражения и независимости, усиливается потребность в уважении. Растет потребность в увеличении оплаты труда и интерес к дополнительным источникам доходов.
Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Работник готовиться к уходу на пенсию, идет поиск замены и обучение претендентов. Это период кризиса, физиологического и психологического дискомфорта. Увеличивается потребность в уважении и самоутверждении. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби.Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.
Планирование и контроль карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест.
Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.
Планирование карьеры — это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.
Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности:
Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены ниже.
Основные мероприятия по планированию карьеры
Субъект планирования |
Мероприятия по планированию карьеры |
Сотрудник |
|
Менеджер по персоналу |
|
Непосредственный руководитель (линейный менеджер) |
|
Карьерная линия
У сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.
Процесс карьерного роста сотрудника начинается в момент его найма. Новому сотруднику необходимо определить перспективы его развития в данной организации, возможности карьерного роста. Это и есть первый этап управления его деловой карьерой.
Вторым этапом является составление плана индивидуального развития карьеры сотрудника. Другими словами, составляется перечень тех позиций, которые сотрудник может занимать в ходе своего карьерного роста.
Стоит отметить, что карьера в
организации – это не обязательно
непрерывное восхождение вверх.
Она подразумевает и возможные
горизонтальные перемещения сотрудника
из одного структурного подразделения
в другое. Поэтому на этом этапе
происходит сопоставление возможностей
сотрудника с теми требованиями, которые
предъявляются к той или иной
должности. Нельзя забывать о том, что
каждый сотрудник–личность. В связи
с этим при составлении планов
карьерного роста следует учитывать
индивидуальные особенности каждого.
И здесь требуется самое
Следующим этапом управления деловой карьерой сотрудника является реализация плана развития карьеры. Внедрение плана подразумевает ротацию по должностям, различные стажировки и индивидуальное наставничество (коучинг).
Реализация этого этапа
Оценку можно проводить
Периодическая оценка продвигаемого сотрудника позволяет понять, какие дополнительные знания и навыки ему необходимы. Следовательно, более эффективным становится и формирование учебных программ. Главное при формировании программ обучения – четко сформулировать его цели. Иначе трудно избежать неоправданных затрат времени персонала и денег организации. Существует множество методик и форм обучения. Главным критерием выбора здесь является их соответствие поставленным ранее целям.
Каждый процесс в организации должен оцениваться с точки зрения его эффективности и управление карьерой не исключение. Значит, последний этап управления деловой карьерой сотрудника – оценка эффективности процесса карьерного роста сотрудника.
Оценивать эффективность управления
деловой карьерой сотрудника можно,
используя следующие
повышение эффективности управления компанией;
повышение производительности;
снижение текучести персонала;
соотношение сотрудников, принятых на ключевые должности извне, с теми, кто «вырос» до такой должности в стенах организации;
работа над новыми проектами, как фактор создания инновационной атмосферы в организации.
Движение персонала по профессиональной лестнице
Служебно-профессиональное продвижение - серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и личности.
Перемещения могут быть вертикальными и горизонтальными. Это и предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти.
Система служебно-профессионального продвижения - совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях.
В практике управления различают два вида должностного продвижения: продвижение специалиста и продвижение руководителя. Последнее, в свою очередь, имеет два направления: продвижение функциональных руководителей и продвижение линейных руководителей.
Продвижение персонала состоит из следующих процедур:
Исходными данными для организации движения персонала являются: