Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:11, дипломная работа
Основные задачи исследования заключались в следующем:
– исследовать содержание понятий «коллективный трудовой спор», «коллективный трудовой конфликт», выявить их соотношение;
– определить специфику правового регулирования коллективных трудовых конфликтов различных видов;
– проанализировать установленный законодательством порядок урегулирования коллективных трудовых споров
Введение 5
1 Коллективные трудовые конфликты и порядок их разрешения
по российскому праву 8
1.1 Понятие, виды коллективных трудовых конфликтов 8
1.2 Стороны коллективного трудового спора 16
1.3 Порядок урегулирования коллективных трудовых споров 21
2 Право на забастовку по российскому законодательству
и проблемы его реализации 33
2.1 Право на забастовку по российскому трудовому законодательству 33
2.2 Ограничение права на забастовку по российскому законодательству 43
2.3 Правовое положение работников в период проведения забастовки 47
3 Юридическая ответственность за нарушение порядка урегулирования
коллективных трудовых споров, организации и проведения забастовок 50
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение А. Количество учтенных органами государственной
статистики Российской Федерации забастовок и их экономические
последствия за период 1992 – 2006 гг. 71
Приложение Б. Некоторые результаты деятельности федеральной
инспекции труда по контролю за соблюдением трудового
законодательства в 1995 – 2006 годах 72
Приложение В. Количество выявленных федеральной инспекцией
труда административных правонарушений в 2003 – 2006 годах
(в единицах) 73
Данный признак некоторыми авторами не рассматривается в качестве признака коллективного трудового спора. Объясняется это тем, что само по себе наличие разногласия между субъектами трудовых правоотношений уже означает наличие трудового конфликта. /63/ Такой вывод можно сделать, например, исходя из анализа нормы, закрепленной в ч. 3 ст. 398 ТК РФ, определяющей момент начала коллективного трудового спора. /75/
Вторым типом коллективных трудовых конфликтов являются конфликты, возникающие в связи с коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников, предусмотренных действующим законодательством. Такие конфликты вполне могут иметь место, что подтверждается упоминанием о таких конфликтах в нормативно-правовых актах и судебных решениях. Так, Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» /18/ (в настоящее время утратил силу) указывал, что разрешение коллективных трудовых споров, возникающих в связи с коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников, не является предметом данного Федерального закона (ч. 3 ст. 1).
В юридической литературе справедливо указывается, что данный вид трудового спора не имеет юридического определения, порядок его разрешения не предусмотрен действующим трудовым законодательством. /76/
Так, если работники приостанавливают работу в связи с задержкой выплаты заработной платы, это нельзя рассматривать как забастовку в юридическом понимании этого термина, поскольку согласно ч. 4 ст. 398 ТК РФ забастовка есть временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Верховный Суд РФ справедливо указал, что забастовка может иметь место при одновременном наличии двух признаков: временного добровольного отказа работников от исполнения трудовых обязанностей и наличием коллективного трудового спора (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2006 г. /33/). В указанной ситуации работники осуществляют групповую приостановку работы, подобную по своей сущности забастовке, но в юридическом понимании таковой не являющейся. /75/
Такие действия нельзя рассматривать как незаконную забастовку. Так, по ряду дел в случаях, когда единственным требованием забастовщиков было погашение задолженности по заработной плате, Верховным Судом РФ принимались решения об отказе в удовлетворении заявлений о признании таких забастовок незаконными.
В качестве примера можно привести следующее дело, приведенное в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 15 июля 1998 г. /38/ В связи с длительной задержкой выплаты заработной платы по решению конференции трудового коллектива ППТС «Якутскгортеплосеть» от 12 августа 1997 г. с 15 августа 1997 г. была начата бессрочная забастовка. Администрация ППТС «Якутскгортеплосеть» обратилась в суд с заявлением о признании этой забастовки незаконной, ссылаясь на нарушение работниками предприятия процедуры разрешения коллективного трудового спора, предусмотренной действовавшим в то время Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
Решением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 1997 г. заявление администрации ППТС «Якутскгортеплосеть» удовлетворено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело в кассационном порядке, решение суда отменила и вынесла новое решение об отказе в удовлетворении заявления администрации о признании забастовки незаконной, указав, что прекращение работы, вызванное нарушением права работников на своевременную оплату их труда, является коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников, в связи с чем не может быть признано незаконным.
Таким образом, в социально-трудовой сфере существуют реальные социальные конфликты и коллективные действия работников как элемент их динамики, которые не регламентированы действующим законодательством, не вступают с ним в противоречие и имеют юридические последствия, отличные от тех, которые связаны с юридическим определением коллективного трудового спора. /76/
А. В. Соловьев именует данный тип конфликта «конфликт коллективной защиты индивидуальных трудовых прав работников» и определяет его как открытую форму протеста группы работников, объединенных стихийно или организованно в целях коллективной защиты нарушенного (действительно или мнимо) трудового права работника (индивидуума), выдвигающих к работодателю требования (притязания) по восстановлению права конкретного работника, а также действующих преимущественно в силу предположения защиты справедливости и отстаивания собственных интересов – предотвращения нарушенного права по отношению к каждому из участников акции. /75/
В. Н. Толкунова высказывает мнение, что указанное в ТК РФ понятие коллективного трудового спора необходимо дополнить словами «и применения трудового законодательства», обосновывая это непрерывными «забастовками», связанными с задержкой выплаты зарплаты. /55/
Действительно, согласно Конвенциям Международной организации труда, с одной стороны, под трудовыми отношениями понимаются вопросы обеспечения занятости и все вопросы условий труда (Конвенция Международной организации труда № 150 О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация /6/), а с другой – сотрудничество между субъектами трудовых отношений предполагает обеспечение свободы коллективных переговоров по всему комплексу вопросов, вытекающих из взаимодействия представителей труда и капитала, а также в целях разрешения трудовых споров (Конвенция Международной организации труда № 154 О содействии коллективным переговорам от 19 июня 1981 г. /7/).
Российской Федерацией не ратифицирована Конвенция Международной организации труда № 154 (1981 г.) о содействии коллективных переговоров, которой предусмотрено, что под коллективными переговорами подразумеваются все переговоры в целях определения условий труда и занятости (a); регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися (b); регулирования отношений между предпринимателями или их организациями или организацией и организациями трудящихся (c).
Кроме того, указанная Конвенция обязывает принимать меры содействия коллективным переговорам, в число которых входит необходимость создания органов и процедур разрешения трудовых конфликтов таким образом, чтобы указанное содействие было обеспечено.
Тот факт, что Конвенция до сих пор не ратифицирована, не означает, что ее положения не имеют юридической силы. Объясняется это тем, что в 1998 г. была принята Декларация Международной организации труда Об основополагающих принципах и правах в сфере труда. /3/ В соответствии с п. 2 названного международного акта все государства-члены Международной организации труда, даже если они не ратифицировали Конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом данных Конвенций.
Таким образом, в целях адекватного
правового регулирования
1.2 Стороны коллективного трудового спора
Стороной коллективного
Согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ, интересы работников при рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, – интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
По вопросам индивидуальных трудовых отношений работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
Интересы работников при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов (ч. 3 ст. 29 ТК РФ).
Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено также и в Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». /15/ Ст. 11 указанного Закона определяет, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
Согласно ст. 31 ТК РФ, в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
В юридической литературе отмечается, что данные органы являются органами общественной самодеятельности, образуемыми в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. /16/ Законодатель определяет орган общественной самодеятельности как не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
В обособленном структурном подразделении правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (ч. 5 ст. 40 ТК РФ).
Другой стороной коллективного трудового спора в ч. 1 ст. 398 ТК РФ названы работодатели (их представители), к компетенции которых относится рассмотрение заявленных работниками коллективных требований. В соответствии с ч. 2 ст. 20 ТК РФ работодателем признается лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.
Интересы работодателя при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ч. 1 ст. 33 ТК РФ).
При разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения коллективных договоров интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ч. 2 ст. 33 ТК РФ). Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 33 ТК РФ). Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом (ч. 4 ст. 33 ТК РФ). В настоящее время действует Федеральный закон РФ «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ. /13/
Согласно данному Закону, объединение работодателей имеет среди прочих следующие права:
– формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;
– отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;
– выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;
– наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссий, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;
Информация о работе Коллективные трудовые конфликты и порядок их разрешения по российскому праву