Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:11, дипломная работа
Основные задачи исследования заключались в следующем:
– исследовать содержание понятий «коллективный трудовой спор», «коллективный трудовой конфликт», выявить их соотношение;
– определить специфику правового регулирования коллективных трудовых конфликтов различных видов;
– проанализировать установленный законодательством порядок урегулирования коллективных трудовых споров
Введение 5
1 Коллективные трудовые конфликты и порядок их разрешения
по российскому праву 8
1.1 Понятие, виды коллективных трудовых конфликтов 8
1.2 Стороны коллективного трудового спора 16
1.3 Порядок урегулирования коллективных трудовых споров 21
2 Право на забастовку по российскому законодательству
и проблемы его реализации 33
2.1 Право на забастовку по российскому трудовому законодательству 33
2.2 Ограничение права на забастовку по российскому законодательству 43
2.3 Правовое положение работников в период проведения забастовки 47
3 Юридическая ответственность за нарушение порядка урегулирования
коллективных трудовых споров, организации и проведения забастовок 50
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение А. Количество учтенных органами государственной
статистики Российской Федерации забастовок и их экономические
последствия за период 1992 – 2006 гг. 71
Приложение Б. Некоторые результаты деятельности федеральной
инспекции труда по контролю за соблюдением трудового
законодательства в 1995 – 2006 годах 72
Приложение В. Количество выявленных федеральной инспекцией
труда административных правонарушений в 2003 – 2006 годах
(в единицах) 73
Трудовой арбитраж создается сторонами
коллективного трудового спора
и соответствующим
Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров (ч. 3 ст. 404 ТК РФ).
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания (ч. 4 ст. 4040 ТК РФ).
Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора (ч. 5 ст. 404 ТК РФ).
Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме (ч. 6 ст. 404 ТК РФ).
Таким образом, действующим законодательством достаточно подробно определяется регулируется порядок урегулирования коллективных трудовых споров с использованием примирительных процедур. Однако целесообразно урегулировать в законодательстве также вопрос о судебном порядке разрешения коллективных трудовых споров по поводу исполнения коллективного договора, носящих характер спора о праве.
1.3 Участие государственных органов
в урегулировании
коллективных трудовых споров
Система государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров состоит из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в урегулировании коллективных трудовых споров.
В соответствии с действующим
Соответствующие органы государственной власти субъектов РФ определяются законодательством субъекта. Так, в Хабаровском крае эти функции выполняет Служба по урегулированию коллективных трудовых споров в Хабаровском крае, входящая в состав Министерства социальной защиты населения, действующая на основании Положения о Службе по урегулированию коллективных трудовых споров в Хабаровском крае (утверждено постановлением Главы администрации Хабаровского края от 3 марта 2000 г. № 64 /27/).
Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров определены в ч. 2 ст. 407 ТК РФ. Данный орган:
– производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с ч. 1. и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
– содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
– ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
– организует подготовку трудовых арбитров.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответствии с ч. 3 ст. 407 ТК РФ:
– производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, регистрацию которых осуществляет федеральный орган;
– содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.
Также государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:
– проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
– выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;
– оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;
– организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.
Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.
Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.
ТК РФ прямо указывает, на каких стадиях спора и путем проведения каких мероприятий данный органы участвуют в разрешении коллективного трудового спора.
Уже при выдвижении требований представители работников могут обратиться в соответствующий орган по урегулированию коллективных трудовых споров. На этом этапе коллективного трудового спора еще нет, и указанный орган лишь проверяет получение требований другой стороной (ст. 399 ТК РФ). В случае необходимости работники данного органа могут разъяснить представителям сторон порядок разрешения спора, их права и обязанности в соответствии с законодательством.
После начала коллективного трудового спора и работники, и работодатели могут обратиться соответствующий государственный орган для уведомительной регистрации спора (ст. 401 ТК РФ). Сама по себе уведомительная регистрация не влечет правовых последствий для сторон и не изменяет ни срока, ни порядка рассмотрения спора. Однако, пройдя эту процедуру, представители сторон получают возможность обращаться в соответствующий государственный орган за разъяснениями, получать консультации и т. п. Кроме того, значение такой регистрации заключается в том, что она позволяет определить количество коллективных трудовых споров, причины их возникновения, прогнозировать объявление забастовок. Эта информация, в свою очередь, делает возможным проведение аналитической работы и подготовку предложений по смягчению социальной напряженности в сфере труда.
Государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров может рекомендовать посредника для участия в примирительных процедурах (ст. 403 ТК РФ). В создании трудового арбитража он принимает непосредственное участие (ст. 404 ТК РФ).
Дальнейшее разрешение коллективного трудового спора, связанное с организацией и проведением забастовки, также проходит под наблюдением указанного государственного органа.
Работодатель обязан предупредить соответствующий орган по урегулированию трудовых споров о предстоящей забастовке (ст. 410 ТК РФ). В случае приостановки забастовки этот орган должен быть предупрежден о ее возобновлении не позднее чем за три рабочих дня (ст. 411 ТК РФ).
Таким образом, специально уполномоченные государственные органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ принимают активное участие в урегулировании коллективных трудовых споров.
2 Право на забастовку в российском
законодательстве
и проблемы
его реализации
2.1 Право на забастовку по российскому трудовому законодательству
В ч. 4 ст. 37 Конституции РФ признается право работников на коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. В ч. 1 ст. 409 ТК РФ также признается право работников на забастовку в качестве одного из способов разрешения коллективного трудового спора.
Понятие забастовки сформулировано в ч. 4 ст. 398 ТК РФ. Она представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Как отмечалось выше, забастовка не может быть формой коллективной защиты индивидуальных трудовых прав, в том числе права на выплату заработной платы. Как правильно отметил судья Верховного Суда РФ Б. Горохов: «По нормам, регулирующим порядок рассмотрения коллективных трудовых споров, в этой ситуации речь идет не о коллективном споре, а о коллективной защите индивидуальных прав работников – каждый работник имеет право на получение заработной платы. И если им эту зарплату не платят, то они вправе коллективно отказаться от работы. Это не та забастовка, о которой речь идет в Трудовом кодексе в главе о коллективных спорах. Признавать ее незаконной в этой ситуации нельзя». /73/
В связи с этим ТК РФ содержит специальную норму в ч. 2 ст. 142, согласно которой в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте (ч. 3 ст. 142 ТК РФ). Такая приостановка работы, в том числе коллективная, не идентична понятию «забастовка». Как справедливо отмечается в юридической литературе, конфликтное взаимодействие между субъектами трудовых отношений, возникающее по основанию, изложенному в ч. 2 ст. 142 ТК РФ, не имеет адекватного правового регулирования. В частности, не вполне понятно, какие юридические последствия возникают для работников и работодателя в результате применения работниками данной нормы. /76/
Некоторые авторы отмечают, что в международном праве, как и законодательных актах зарубежных стран, термин «забастовка» применяется без связи с каким-либо типом социальных конфликтов – индивидуальным или коллективным трудовым спором. Юридическая сущность забастовки в понимании норм международного права – это любое прекращение (приостановка) работы со стороны группы работников, независимо от обстоятельств, условий ей предшествовавших, и не зависимо от причин возникновения трудового конфликта. С точки зрения международного права существенного значения не имеет: заявлены или не заявлены притязания (требования) работников (их представителей) работодателю (его представителю); рассмотрены или не рассмотрены работодателем (его представителем) притязания (требования) работников (их представителей); возник или не возник в организации (ее структурном подразделении) коллективный конфликт в его юридическом понимании. /75/
В соответствии с трудовым законодательством забастовка является крайним способом урегулирования коллективного трудового спора. В частности, в ч. 2 ст. 409 ТК РФ говорится о том, что если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки. Следовательно, забастовка в качестве законного способа урегулирования коллективного трудового спора может быть применена только с соблюдением перечисленных в ч. 2 ст. 409 ТК РФ условий, которые выступают в качестве юридически значимых обстоятельств при проверке законности и обоснованности использования данного способа урегулирования коллективного трудового спора.
Из содержания ст. 410 ТК РФ можно выделить два вида забастовок.
Во-первых, предупредительную забастовку, которая может быть проведена по истечении пяти календарных дней работы примирительной комиссии в течение одного часа с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня до ее проведения (ч. 6 ст. 410 ТК РФ).
Во-вторых, можно выделить основную забастовку, которая проводится при отсутствии соглашения между сторонами коллективного трудового спора по урегулированию возникших между ними разногласий после проведения предусмотренных законодательством примирительных процедур. В этом случае о начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней (п. 8 ст. 410 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 410 ТК РФ решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации или ее обособленного структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, по предложению уполномоченного на ведение данного спора представительного органа работников.
Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур (ч. 2 ст. 410 ТК РФ). Подобные забастовки в некоторых судебных решениях именуются «забастовками солидарности» (например, в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 февраля 2006 г. № 66-Г06-1 /34/). Следует отметить, что до внесения изменений в ТК РФ 30 июня 2006 г. проведение забастовки профсоюзом предполагало прохождение примирительных процедур в каждой организации или структурном подразделении, являющемся стороной коллективного трудового спора. Поэтому профсоюзы фактически действующим законодательством были лишены права на проведение забастовки. /66/
Информация о работе Коллективные трудовые конфликты и порядок их разрешения по российскому праву