Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:11, дипломная работа
Основные задачи исследования заключались в следующем:
– исследовать содержание понятий «коллективный трудовой спор», «коллективный трудовой конфликт», выявить их соотношение;
– определить специфику правового регулирования коллективных трудовых конфликтов различных видов;
– проанализировать установленный законодательством порядок урегулирования коллективных трудовых споров
Введение 5
1 Коллективные трудовые конфликты и порядок их разрешения
по российскому праву 8
1.1 Понятие, виды коллективных трудовых конфликтов 8
1.2 Стороны коллективного трудового спора 16
1.3 Порядок урегулирования коллективных трудовых споров 21
2 Право на забастовку по российскому законодательству
и проблемы его реализации 33
2.1 Право на забастовку по российскому трудовому законодательству 33
2.2 Ограничение права на забастовку по российскому законодательству 43
2.3 Правовое положение работников в период проведения забастовки 47
3 Юридическая ответственность за нарушение порядка урегулирования
коллективных трудовых споров, организации и проведения забастовок 50
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение А. Количество учтенных органами государственной
статистики Российской Федерации забастовок и их экономические
последствия за период 1992 – 2006 гг. 71
Приложение Б. Некоторые результаты деятельности федеральной
инспекции труда по контролю за соблюдением трудового
законодательства в 1995 – 2006 годах 72
Приложение В. Количество выявленных федеральной инспекцией
труда административных правонарушений в 2003 – 2006 годах
(в единицах) 73
В судебной практике часто возникают споры по поводу того, является ли то или иное структурное подразделение организации обособленным.
Так, в одном из определений Судебной
коллегии по гражданским делам Верховного
Суда РФ указано, что признание структурного
подразделения организации обособленным
не зависит от того, отражено или не отражено
его создание в учредительных или иных
организационно-
В другом определении Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что понятие обособленности структурного подразделения не может трактоваться иначе, как такая степень самостоятельности этого подразделения, которая обеспечивает его автономную от основной организации деятельность и которая в случае забастовки работников такого подразделения обеспечивала бы возможность продолжения деятельности всей организации. В связи с этим была подтверждена правильность вывода нижестоящей судебной инстанции о том, что цех технологического автотранспорта не мог быть признан обособленным структурным подразделением ЗАО, поскольку от его работы непосредственно зависела работа всех основных производственных участков данной организации (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2005 г. № 93-Г05-14 /35/). Аналогичное решение было принято в отношении оркестра театра оперы и балета: оркестр не может быть признан обособленным структурным подразделением театра оперы и балета, поскольку он является неотъемлемой органической частью общей деятельности театра, от его работы непосредственно зависит художественная ценность исполняемого произведения, поскольку оперный либо балетный спектакль это совокупность нескольких видов искусств (музыка, танец, пение) (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2006 г. № 48-Г06-20 /32/).
Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции (ч. 3 ст. 410 ТК РФ).
ТК РФ в прежней редакции требовал присутствия и на общем собрании не менее двух третей работников. Однако Российская Федерация получила замечание от Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам по обеспечению права работников на забастовку. Комитет ООН на своей 31-й сессии (17-18 ноября 2003 г.) заслушал четвертый периодический доклад Российской Федерации по выполнению положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах (Е/С 12/4/Add). На заседании от 28 ноября 2003 г. Комитет ООН утвердил протокол о результатах рассмотрения четвертого периодического доклада Российской Федерации по выполнению положений указанного Пакта. В данном протоколе, в частности, содержалось замечание о нормативном (правовом) регулировании в Российской Федерации обеспечения права работников на забастовку. Так, п. 22 содержательной части протокола Комитет ООН отмечено: «Комитет обеспокоен тем фактом, что Трудовой кодекс РФ может налагать необоснованные ограничения на право забастовки, требуя кворум в размере двух третей от общего количества работников и согласия, по крайней мере, половины работников, присутствующих на общем собрании, для объявления забастовки». В п. 50 раздела «Предложения и рекомендации» Комитета ООН изложено следующее: «Комитет рекомендует стране-участнице пересмотреть статью 410 Трудового кодекса РФ на предмет снижения кворума, необходимого для голосования по вопросу объявления забастовки». /75/
Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения данного собрания (конференции) работников и не должен препятствовать его (ее) проведению (ч. 4 ст. 410 ТК РФ).
Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки (ч. 5 ст. 410 ТК РФ).
Никаких критериев оценки ситуации, предопределяющей невозможность проведения общего собрания и созыва конференции работников ТК РФ не содержит. Видимо, такая форма объявления забастовки может использоваться в исключительных случаях, например при объявлении забастовки работниками с разъездным характером работы, работниками транспортных предприятий, работающими вахтовым методом, и т. п.
Закон не устанавливает специальных требований к процедуре голосования (тайное или открытое). Эти вопросы решаются собранием (конференцией).
В решении об объявлении забастовки должны быть указаны:
1) перечень разногласий сторон
коллективного трудового спора,
2) дата и время начала
3) наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
4) предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя (ч. 9 ст. 410 ТК РФ).
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (ч. 10 ст. 410 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 411 ТК РФ забастовку возглавляет представительный орган работников. Таким органом по общему правилу является профсоюз, объединяющий более половины работников либо наделенный полномочиями выступать при его ведении от большинства работников организации или обособленного структурного подразделения, являющихся стороной коллективного трудового спора.
Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию, касающуюся интересов работников, привлекать специалистов для получения заключений по спорным вопросам. Данный орган имеет право приостановить забастовку, для ее возобновления не требуется повторного рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии или в трудовом арбитраже. Работодатель и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня (ч. 2 ст. 411 ТК РФ).
В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур (ч. 1 ст. 412 ТК РФ).
Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, в соответствии с ч. 2 ст. 412 ТК РФ обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период проведения забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателей и работников, а также по обеспечению работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Ч. 3 ст. 412 ТК РФ предусматривает утверждение перечня минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. Такой перечень в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством РФ. /22/
В соответствующих хозяйствующих субъектах коллективный трудовой спор в обязательном порядке проходит две примирительные процедуры – рассмотрение примирительной комиссией и трудовым арбитражем. Стороны коллективного трудового спора не лишены возможности прибегнуть к услугам посредника для урегулирования возникших разногласий.
В соответствии с ч. 4 ст. 412 ТК РФ орган исполнительной власти субъекта РФ на основании федеральных перечней работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки, по согласованию с региональными объединениями профсоюзов разрабатывает и утверждает региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта РФ.
Минимум необходимых работ (услуг),
выполняемых в период проведения
забастовки работниками организации
(филиала, представительства или
иного обособленного
В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ. Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг), может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд (ч. 5, 6 ст. 412 ТК РФ).
Указанные требования соответствуют международным стандартам. Международное бюро труда четко изложило свое отношение к так называемому «минимальному оперативному обслуживанию» при забастовочных действиях. Введение минимального оперативного обслуживания является оправданным только в следующих службах:
1) в службах, приостановление
работы которых может
2) в службах, которые не
3) в государственных службах первостепенной важности. /75/
Минимальное оперативное обслуживание, регламентируемое национальным законодательством, может быть введено в случае забастовок, продолжительность и масштабы которых могут вызвать острый национальный кризис, подвергающий опасности нормальные условия жизни населения. Такое минимальное обслуживание должно быть ограничено операциями, которые строго необходимы для того, чтобы избежать опасности для жизни или нормальных условий жизнедеятельности всего населения или его части. Кроме того, все организации трудящихся должны иметь возможность участвовать в определении масштабов такого обслуживания наравне с работодателями и государственными властями.
Тщательный обмен мнениями тремя субъектами взаимодействия по определению того, что необходимо считать в конкретной ситуации минимальным обслуживанием, ограниченным самым необходимым, потенциально должен способствовать обеспечению того, чтобы объем минимального обслуживания не привел к практической утрате эффективности забастовки по причине ее ограниченного воздействия и чтобы в профсоюзной организации не возникло впечатления, будто забастовка ни к чему не привела вследствие чрезмерного и односторонне установленного объема минимального обслуживания. /75/
При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной (ч. 7 ст. 412 ТК РФ).
Таким образом, коллективный трудовой спор с использованием забастовки в качестве крайней меры его урегулирования проходит несколько этапов:
1) формирование коллективных
2) организация примирительных
3) объявление и проведение
4) продолжение примирительных
5) заключение соглашения по
Следует отметить, что законодательство не ограничивает продолжительность основной забастовки, а также время приостановления забастовки. В связи с чем коллективный трудовой спор может быть прекращен лишь путем заключения соглашения по всем имеющимся в его предмете разногласиям. В данном соглашении может быть и условие об отказе представителей работников от части коллективных требований. Наличие подобного условия не ограничивает права работников повторно включить указанные требования в предмет вновь возбуждаемого коллективного трудового спора. В этом случае такие требования должны пройти предусмотренные законодательством процедуры урегулирования. Тогда как отсутствие соглашения по каким-либо разногласиям, включенным в предмет проводимого коллективного трудового спора, позволяет полномочным представителям работодателя приостановить проведение забастовки, то есть приостановить ведение коллективного трудового спора. В связи с чем он может быть возобновлен без проведения примирительных процедур путем предупреждения работодателя об этом не позднее чем за три рабочих дня. Таким образом, проведение забастовки не может быть самоцелью, поскольку коллективный трудовой спор заканчивается заключением соглашения по всем имеющимся в его содержании разногласиям.
2.2 Ограничение права на забастовку
по российскому
законодательству
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 мая 1995 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (в редакции от 20 мая 1991 года) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава Российской Федерации» /28/, возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы прямо вытекает из положений ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Тем самым Конституция РФ определяет для законодателя рамки возможных ограничений.
Информация о работе Коллективные трудовые конфликты и порядок их разрешения по российскому праву