Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:11, дипломная работа
Основные задачи исследования заключались в следующем:
– исследовать содержание понятий «коллективный трудовой спор», «коллективный трудовой конфликт», выявить их соотношение;
– определить специфику правового регулирования коллективных трудовых конфликтов различных видов;
– проанализировать установленный законодательством порядок урегулирования коллективных трудовых споров
Введение 5
1 Коллективные трудовые конфликты и порядок их разрешения
по российскому праву 8
1.1 Понятие, виды коллективных трудовых конфликтов 8
1.2 Стороны коллективного трудового спора 16
1.3 Порядок урегулирования коллективных трудовых споров 21
2 Право на забастовку по российскому законодательству
и проблемы его реализации 33
2.1 Право на забастовку по российскому трудовому законодательству 33
2.2 Ограничение права на забастовку по российскому законодательству 43
2.3 Правовое положение работников в период проведения забастовки 47
3 Юридическая ответственность за нарушение порядка урегулирования
коллективных трудовых споров, организации и проведения забастовок 50
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение А. Количество учтенных органами государственной
статистики Российской Федерации забастовок и их экономические
последствия за период 1992 – 2006 гг. 71
Приложение Б. Некоторые результаты деятельности федеральной
инспекции труда по контролю за соблюдением трудового
законодательства в 1995 – 2006 годах 72
Приложение В. Количество выявленных федеральной инспекцией
труда административных правонарушений в 2003 – 2006 годах
(в единицах) 73
При регламентации права на забастовку должно осуществляться необходимое согласование между защитой профессиональных интересов, средством которых является забастовка, и соблюдением общественных интересов, которым она способна причинить ущерб и обеспечение которых – обязанность законодателя.
Конституционный Суд РФ также указал, что ограничение права на забастовку не противоречит и общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства (ч. 2 ст. 8), а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других (пункт «c» ч. 1 ст. 8). При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений.
Комитет по свободе объединения Административного совета Международной организации труда также указывает, что право на забастовку не может рассматриваться как абсолютное право: оно может не только быть объектом общего запрета в исключительных обстоятельствах, но и регламентироваться положениями, определяющими условия осуществления этого основного права или ограничивающими его осуществление. /48/
Опираясь на ряд международных правовых актов, в число которых входят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ООН и Европейская социальная хартия, Комитет по свободе объединения Административного совета Международной организации труда выработал четкую позицию об ограничении права на забастовку или его запрещении на уровне национального законодательства.
Так, право на забастовку может быть ограничено или запрещено: 1) в государственной службе только в отношении государственных служащих, осуществляющих властные полномочия от имени государства; или 2) в жизненно важных службах в строгом значении этого термина, то есть в службах, прекращение деятельности которых может вызвать угрозу для жизни людей, для их личной безопасности или для здоровья всего населения или его части.
Международное бюро труда считает, что «представляется неправильным рассматривать все принадлежащие государству предприятия с одинаковых позиций в отношении ограничения права на забастовку, без различия в законодательстве между предприятиями, являющими жизненно важными, и иными предприятиями». Более того, Международное бюро труда предусматривает перечень служб, которые могут считаться жизненно важными (1) и которые не считаются жизненно важными в строгом значении этого термина (2).
По мнению Международное бюро труда, следующие службы могут считаться жизненно важными: больничный сектор; энергоснабжение; водоснабжение; телефонная связь; управление воздушным движением. /75/
Со ссылкой на ст. 55 Конституции РФ, ст. 413 ТК РФ объявляет незаконными и не допускает забастовки:
а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом (ч. 2 ст. 413 ТК РФ).
В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся – приостановить на тот же срок.
В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.
Таким образом, право на забастовку ограничивается федеральным законодательством в целях защиты интересов иных лиц, что соответствует конституционным и международно-правовым нормам.
2.3 Правовое положение работников в период проведения забастовки
В соответствии с ч. 3 ст. 409 ТК РФ участие работников в забастовке является добровольным, никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и участвовать в ней (ч. 5 ст. 409 ТК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 414 ТК РФ на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.
Вопрос о том, вправе ли работодатель принять на место работников, участвующих в забастовке, временных работников по срочному трудовому договору, является дискуссионным.
Так, по мнению В. Н. Толкуновой возможность приема на места бастующих в этот период новых работников исключена. /55/ В. И. Миронов считает, что законодательство не запрещает работодателю на период проведения забастовки на рабочие места работников, участвующих в ней, принять других работников по срочному трудовому договору. /66/
На основании ч. 4 ст. 414 ТК РФ работодатель вправе не выплачивать работникам среднюю заработную плату за время их участия в забастовке. Исключение из этого правила составляют работники, которые обеспечивают выполнение обязательного минимума работ (услуг). Однако коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрено сохранение средней заработной платы за работниками во время их участия в забастовке (ч. 5 ст. 414 ТК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 414 ТК РФ, работники, не участвующие в забастовке, но в связи с ее проведением лишенные возможности выполнять свою работу и заявившие в письменной форме о начале простоя, имеют право на оплату времени простоя в соответствии со ст. 157 ТК РФ в размере не менее двух третей их среднего заработка, поскольку простой в рассматриваемом случае возникает по причинам, которые зависят от работодателя, представители которого путем заключения соответствующих соглашений могут прекратить коллективный трудовой спор. На основании ч. 6 ст. 414 ТК РФ работодатель может осуществить временный перевод на другую работу работников, не принимающих участие в забастовке. В соответствии с ч. 1 ст. 74 ТК РФ допускается перевод для замещения временно отсутствующего работника, участвующего в забастовке. Продолжительность такого перевода не должна превышать одного месяца в течение календарного года.
В ч. 7 ст. 414 ТК РФ сказано о том, что коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе урегулирования коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный по сравнению с законодательством порядок выплат работникам, не принимавшим участие в забастовке. Например, сохранение среднего работка за время простоя в связи с проведением забастовки, повышенная оплата работ (услуг), выполняемых с целью обеспечения утвержденного в соответствии с законодательством минимума необходимых работ (услуг).
В ст. 415 ТК РФ запрещен локаут, то есть увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке. Проведение такого увольнения является нарушением трудового законодательства, за совершение которого представители работодателя могут быть привлечены к административной ответственности. В ч. 2 ст. 405 ТК РФ закреплено правило о том, что участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений в период его разрешения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.
Следует отметить, что в настоящее время ведется подготовка к ратификации Россией Европейской социальной хартии (принята 18 октября 1961 г.; подписана Россией 14 сентября 2000 г. /8/). Согласно п. 4 ст. 6 Хартии, договаривающиеся стороны признают право трудящихся и работодателей на коллективные действия в случаях конфликтов интересов. Таким образом Хартия наряду с правом на забастовку работников легитимирует право предпринимателей на локаут. /54/ В юридической литературе в связи с этим высказывается мнение, что ратификация Российской Федерацией Европейской социальной хартии повлечет за собой необходимость изменения Трудового кодекса РФ, в котором должно будет появиться дозволение на локаут. /74/ А это, в свою очередь может повлечь за собой обострение социальной напряженности в российском обществе.
В соответствии с ч. 1 ст. 414 ТК РФ участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины, а также основания для расторжения трудового договора. В ч. 2 ст. 414 ТК РФ запрещено применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности. Однако на основании ч. 6 ст. 413 ТК РФ после вступления в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной и вручения его копии органу, возглавляющему забастовку, у работников возникает обязанность приступить к работе на следующий день. Невыполнение этой обязанности может стать основанием для привлечения работников к дисциплинарной ответственности. То есть основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности является неисполнение вступившего в законную силу судебного решения о признании забастовки незаконной.
3 Юридическая ответственность
за нарушение порядка
урегулирования
коллективных трудовых споров,
организации
и проведения забастовок
Законодательством Российской Федерации предусмотрены различные меры ответственности за правонарушения в сфере разрешения коллективных трудовых споров и реализации права на забастовку. Для работодателей предусмотрена административная ответственность, применяемая в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ); для работников – как административная, так и дисциплинарная ответственность, предусмотренная ТК РФ.
В ст. 5.32 КоАП РФ предусмотрены меры ответственности за уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе за непредставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), в виде административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей.
В случае невыполнения работодателем или его представителем обязательств по достигнутому в результате примирительной процедуры соглашению ст. 5.33 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2000 до 4000 рублей.
Обращает на себя внимание, что субъектом ответственности в статьях 5.32–5.33 КоАП РФ называются работодатели или их представители. Представляется, что использование в данном случае предлога «или» противоречит закрепленному в КоАП РФ правилу, согласно которому назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (п. 3 ст. 2.1). Как отмечается в литературе, это правило обусловлено принципом справедливости, согласно которому каждое лицо несет ответственность за деяние в соответствии со степенью его вины, и освобождение виновного лица от ответственности в связи с привлечением к ответственности за это деяние другого лица (в том числе юридического) недопустимо. /57/
В связи с этим представляется целесообразным дифференцировать санкции вышеуказанных статей, предусмотрев ответственность как для работодателя (юридического лица или индивидуального предпринимателя), так и для его представителей.
Следует отметить, что в КоАП РФ отсутствуют нормы об ответственности сторон за невыполнение решения трудового арбитража. Установлена, как отмечалось выше, лишь ответственность работодателя за невыполнение соглашений, достигнутых в ходе примирительных процедур. Однако решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора также является обязательным. Следует согласиться с высказываемым в литературе мнением, что таким образом дискредитируется сама идея обязательного (принудительного) трудового арбитража. /75/
Установлена в российском праве и ответственность за нарушение порядка проведения забастовки.
Согласно ч. 4 ст. 409 ТК РФ, лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, определенном федеральными законами.
Однако при этом следует иметь в виду, что привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, принуждающих к участию в забастовке или отказу от участия в ней, является правом, а не обязанностью представителей работодателя. /66/
Согласно ст. 5.40 КоАП РФ принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей.
Информация о работе Коллективные трудовые конфликты и порядок их разрешения по российскому праву