Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:11, дипломная работа
Основные задачи исследования заключались в следующем:
– исследовать содержание понятий «коллективный трудовой спор», «коллективный трудовой конфликт», выявить их соотношение;
– определить специфику правового регулирования коллективных трудовых конфликтов различных видов;
– проанализировать установленный законодательством порядок урегулирования коллективных трудовых споров
Введение 5
1 Коллективные трудовые конфликты и порядок их разрешения
по российскому праву 8
1.1 Понятие, виды коллективных трудовых конфликтов 8
1.2 Стороны коллективного трудового спора 16
1.3 Порядок урегулирования коллективных трудовых споров 21
2 Право на забастовку по российскому законодательству
и проблемы его реализации 33
2.1 Право на забастовку по российскому трудовому законодательству 33
2.2 Ограничение права на забастовку по российскому законодательству 43
2.3 Правовое положение работников в период проведения забастовки 47
3 Юридическая ответственность за нарушение порядка урегулирования
коллективных трудовых споров, организации и проведения забастовок 50
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение А. Количество учтенных органами государственной
статистики Российской Федерации забастовок и их экономические
последствия за период 1992 – 2006 гг. 71
Приложение Б. Некоторые результаты деятельности федеральной
инспекции труда по контролю за соблюдением трудового
законодательства в 1995 – 2006 годах 72
Приложение В. Количество выявленных федеральной инспекцией
труда административных правонарушений в 2003 – 2006 годах
(в единицах) 73
ТК РФ, как отмечалось выше, запрещает увольнение работников по инициативе работодателя в процессе урегулирования коллективного трудового спора и проведения в связи с этим забастовки. Ст. 5.34 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за такое увольнение в виде наложения административного штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей. В данной статье ответственность также не дифференцирована по субъектам.
Многие работодатели полагают, что работника можно при определенных обстоятельствах привлечь к дисциплинарной ответственности за проведение забастовки. Они руководствуются положениями ст. 41 ТК РФ, предусматривающей отказ работников от забастовки в случае выполнения соответствующих условий коллективного договора. Действительно, указанная норма ограничивает право на забастовку, но назначение ее иное – стремиться предупреждать и устранять коллективные трудовые споры без проведения забастовок. ТК РФ ввел данную норму в гл. 7 «Коллективные договоры и соглашения», однако никаких упоминаний и отсылок к данной статье в гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров» нет. Исходя из определения коллективного трудового спора, основанием к его возникновению могут служить разногласия по поводу выполнения коллективного трудового договора. Таким образом, если работники посчитают, что условия не выполняются, они имеют право провести забастовку. А вот нарушались ли предусмотренные условия, будет установлено либо на этапе примирительных процедур, либо во время проведения забастовки, либо в суде. Кроме того, за нарушение коллективного трудового договора предусмотрена только административная, а не дисциплинарная ответственность (ст. 55 ТК РФ).
Таким образом, участие в забастовке
может рассматриваться как
Забастовка при наличии
Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.
Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.
Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
Согласно ст. 417 ТК РФ, работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий рабочий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.
Представительный орган
Согласно отчетам о работе судов в 2001 г. было рассмотрено 32 гражданских дела о признании забастовок незаконными и о возмещении причиненного ими ущерба, из которых было удовлетворено 21 исковое заявление со взысканием ущерба, включая моральный, на сумму 252390 рублей, а в 2002 г. из 49 дел этой категории было удовлетворено 38 со взысканием ущерба, включая моральный, на сумму 2922585 рублей. Из этих данных видно, что в 2002 г. общее количество удовлетворенных исков увеличилось почти вдвое, а сумма, присужденная ко взысканию, возросла более чем в 10 раз.
В последующие годы число таких дел сократилось. За 4 последних года прокурорами субъектов РФ в целях устранения выявленных нарушений законодательства о забастовках внесено 191 представление на незаконные правовые акты, принесено 113 протестов, в суд направлено 57 заявлений. /49/
Ст. 20.26 КоАП РФ предусматривает также административную ответственность, выражающуюся в наложении административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей, за самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом (п. 1). За организацию таких действий ответственность предусмотрена п. 2 указанной статьи в виде административного штрафа в размере от 1500 до 2000 рублей.
Основным субъектом администрат
В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет возложенные на нее полномочия непосредственно и через свои специализированные территориальные органы по надзору и контролю в установленной сфере деятельности (государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации), образуя вместе с ними единую централизованную систему государственных органов, осуществляющую государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – федеральную инспекцию труда. /21/
Среди полномочий федеральной инспекции труда в ст. 356 ТК РФ названы, в частности, следующие:
– осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
– анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
– осуществляет в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;
– направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
– обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
– запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
– ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
– осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
– готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту РФ и в Правительство РФ.
Должностные лица этого органа вправе возбуждать дела практически по всем правонарушениям, связанным с коллективными трудовыми спорами, кроме дел о правонарушениях, предусмотренных ст. 5.40 КоАП РФ («Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке») и ст. 20.26 КоАП РФ («Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора») которые возбуждаются прокурором. /Приложение Б, В/ В соответствии с ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ, федеральная инспекция труда также рассматривает дела о таких правонарушениях, за исключением дел о правонарушениях, предусмотренных ст. 5.40 и ст. 20.26 КоАП РФ, которые подсудны мировым судьям.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени федеральной инспекции труда вправе:
1) главный государственный
2) руководители государственных
инспекций труда, их
В соответствии со ст. 365 ТК РФ, федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.
Еще одним субъектом, осуществляющим надзор за исполнением законодательства о коллективных трудовых спорах, является Прокуратура РФ.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О прокуратуре» (в ред. Федерального закона РФ от 18 окт. 1995 г.) /17/, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, а также за соблюдением прав и свобод (в том числе в трудовой сфере) человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п. 2 ст. 1). Согласно п. 3 ст. 27 Закона, в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
Согласно п. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, имеет право вынести возбудить дело о любом административном правонарушении. Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 5.40 КоАП РФ («Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке») и ст. 20.26 КоАП РФ («Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора»), возбуждаются только прокурором.
Согласно статистическим данным, нарушения трудового законодательства ежегодно составляют 60–70% (в 2006 г. – 63,7%) от числа выявляемых прокурорами правонарушений в сфере соблюдения прав человека и гражданина, то есть это одна из самых уязвимых сфер прав граждан. /49/
Следует упомянуть также об уголовной ответственности за преступные действия в ходе забастовки. Анализ уголовного законодательства позволяет сделать вывод о том, что выходящие за рамки закона деяния участников акций протеста, в числе прочего, могут квалифицироваться следующим образом: прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 2151 УК РФ); нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ).
Нельзя исключить, что во время
проведения акций протеста какой-либо
повод будет использован
Информация о работе Коллективные трудовые конфликты и порядок их разрешения по российскому праву