Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 21:42, курсовая работа
Трудовой спор (конфликт) возникает в результате реального или предполагаемого нарушения прав в области оплаты труда, режима или условий работы, найма и т.п. Если подобное нарушение осуществляется по отношению к отдельному работнику, то его последствием может быть индивидуальный трудовой конфликт.
Работники могут приступить к организации забастовки при наличии одного из следующих условий, перечисленных в ст. 409 ТК РФ:
1) если все этапы
примирительной процедуры пройд
2) если работодатель уклоняется от примирительных процедур, не идет на создание примирительной комиссии или арбитража;
3) если работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
Решение об объявлении забастовки
принимается собранием (конференцией)
работников организации (филиала, представительства,
иного обособленного
Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании. В случае невозможности проведения собрания (конференции) представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки. Закон не устанавливает специальных требований к процедуре голосования (тайное или открытое). Эти вопросы решаются собранием.
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней. В решении о проведении забастовки указываются: перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников; наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.
Иной порядок установлен для проведения предупредительной забастовки, которая по своей сути является демонстрацией решимости работников добиваться силовыми методами удовлетворения своих требований. Она может быть объявлена в ходе проведения примирительных процедур, но не ранее чем после пяти календарных дней работы примирительной комиссии, и продолжительность ее не может превышать одного часа. Работодатель должен быть предупрежден о забастовке в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Главными обязанностями сторон в период проведения забастовки являются продолжение примирительных процедур, сохранение порядка в организации и выполнение минимума необходимых работ (услуг), который определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения о забастовке (ст. 412 ТК РФ). В случае недостижения соглашения минимум устанавливается органом исполнительной власти субъекта Федерации.
Забастовку возглавляет представительный орган работников, в полномочия которого входят созыв собраний (конференций) работников, получение от работодателя необходимой информации по вопросам, затрагивающим интересы работников (например, о предстоящей реорганизации работодателя — юридического лица), привлечение специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Орган, возглавляющий забастовку, обязан принимать меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации (ее обособленного структурного подразделения) и работников, работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Представительный орган
имеет право приостановить
Признать забастовку незаконной может Верховный Суд субъекта Федерации по заявлению работодателя или прокурора. Основаниями для признания забастовки незаконной могут служить обстоятельства, перечисленные в ст. 413 ТК РФ. Перечень таких оснований значительно расширен по сравнению с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», что вряд ли можно считать достижением Трудового кодекса. Безусловно, право на забастовку не может носить всеобщего и всеобъемлющего характера. Международное сообщество признает необходимость его ограничения. Комитет по свободе объединения МОТ полагает, что право на забастовку не должно рассматриваться как абсолютное право: оно может быть объектом общего запрета в исключительных обстоятельствах либо регламентироваться положениями, определяющими условия осуществления этого права или ограничивающими его осуществление.
Причины признания забастовки незаконной можно разделить условно на две группы, взяв за основу материальный и процедурный критерии.
Под материальным критерием законодатели подразумевают опасные для основ конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья людей, обороны страны и безопасности государства последствия прекращения работы. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ незаконными объявляются следующие виды забастовок:
1) в периоды введения
военного или чрезвычайного
2) в органах и организациях
военных, военизированных и
3) в правоохранительных
органах (в органах
4) в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования (например, на атомных станциях, предприятиях по уничтожению химического оружия), на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
5) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, теплоснабжение, отопление, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Заметим, что в первых четырех случаях запрет является безусловным, сама принадлежность работника к организации, в которых забастовки запрещены законом, уже достаточна для лишения его права на забастовку. В последнем же случае указаны организации, работники которых не лишены, но ограничены в праве на проведение забастовки. Так, если врачи скорой медицинской помощи не имеют права осуществлять разрешение коллективного трудового спора с помощью забастовки, то врачи, например, районной поликлиники могут применить эту крайнюю меру воздействия на работодателя при условии, что забастовка не будет угрожать жизни и здоровью пациентов. Весте с тем они не могут реализовать свое конституционное право на забастовку, скажем, в период эпидемии, когда необходимость оказания медицинской помощи резко возрастает.
Помимо перечисленных допускаются иные случаи ограничения права на забастовку на уровне федеральных законов. Надо сказать, что федеральные законы, устанавливающие такие ограничения, в большей своей части лишь дублируют положения ст. 413 ТК РФ. Приведем несколько примеров.
Прямой запрет на забастовку установлен для государственных служащих (ст. 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»), муниципальных служащих (ст. 11 Федерального закона «Об основах муниципальной службы Российской Федерации»). Прекращение работы как средство разрешения коллективного трудового спора на железной дороге не допускается (ст. 17 Федерального закона от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте»). Не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения. Перечни должностей авиационного персонала утверждаются Правительством РФ (ст. 52 ВзК РФ). Не допускаются организация и проведение забастовок на предприятиях атомной энергетики, если в результате этого может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерных установок или пунктов хранения своих служебных обязанностей либо будут иметь место иные угрозы безопасности населения, окружающей среды, здоровью, правам и законным интересам других лиц (ст. 39 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»), Сотрудникам федеральной фельдъегерской связи запрещаются организация забастовок и участие в их проведении (ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»).
Второй критерий признания забастовки незаконной — процедурный. Забастовка является незаконной, если она была объявлена в следующих случаях, предусмотренных Трудовым кодексом:
1) если не соблюдены
обязательные примирительные
2) если не соблюдена
процедура объявления
3) при необеспечении минимума необходимых работ (услуг).
Судебное решение о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии решения органу, возглавляющему забастовку. Суд также вправе отложить не начавшуюся забастовку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся в этом случае — приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.
Право работников на забастовку подкрепляется гарантиями его осуществления (ст. 414, 415 ТК РФ). Участие работника в забастовке (пока она не признана незаконной) не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора. Однако, если работник отказывается прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии решения суда о признании забастовки незаконной органу, возглавляющему забастовку, он становится нарушителем трудовой дисциплины, и к нему могут быть применены меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения.
В судебной практике так
же встречаются случаи, когда Верховный
Суд РФ отменяет решение суда первой
инстанции о признании
24 июня 1997 г. Верховный Суд РФ вынес определение по кассационной жалобе забастовочного комитета базы ЭРТОС на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 августа 1996 г. по делу по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании незаконной забастовки работников базы электрорадиотехнического обеспечения самолетов (ЭРТОС) Колымо - Индигирского авиапредприятия (Дело N 74Г97-4).
Эта забастовка также в связи с длительной невыплатой заработной платы, а также из-за непредоставления работникам отпусков. Решением суда первой инстанции забастовка была признана незаконной. Верховный Суд РФ отменил это решение и вынес новое, которым отказал в удовлетворении заявленного требования, мотивировав это следующим образом: "Требования работников ...не могут быть отнесены к категории неурегулированных разногласий между работниками и администрацией авиапредприятия, определенной частью 1 статьи 2 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"... Разрешение коллективного трудового спора работников базы ЭРТОС, возникшего в связи с коллективной защитой индивидуальных прав работников на своевременную выплату заработной платы и предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков, не является предметом регулирования Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" в силу прямого указания части 3 статьи 1 Закона".
Во всех решениях речь идет о том, что названный выше Закон не регулирует разрешение индивидуальных трудовых споров, а невыполнение работниками своих трудовых обязанностей при разрешении этих споров является не забастовкой, а отказом (акцией отказа) от выполнения работы.
С последним выводом можно было бы согласиться, если бы речь о забастовках шла только в Федеральном законе "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", но забастовки упоминаются также и в связи с индивидуальными трудовыми спорами (см. ч. 4 ст. 37 Конституции РФ). К сожалению, до принятия решений со ссылкой на это положение Конституции очередь пока не дошла.