Лекции по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:38, курс лекций

Краткое описание

Тема 1 Предмет, метод функции и система трудового права
Тема 2 Источники трудового права
Тема 3 Принципы правового регулирования труда
Тема 4 Субъекты трудового права
Тема 5 Правоотношения в сфере трудового права
Тема 6 Социальное партнерство в сфере труда
Тема 7 Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Тема 8 Трудовой договор

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

 

3) создание условий, обеспечивающих  достойную человека жизнь и  свободное его развитие;

 

4) обеспечение социальной защиты граждан в области занятости, помощь особо нуждающимся в ней и в трудоустройстве;

 

5) сочетание местных мер  с централизованными в области  занятости;

 

6) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места;

 

7) развитие трудовых ресурсов;

 

8) предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы; а также  принципы по координации действий  органов занятости с другими  органами и по международному  сотрудничеству в области занятости.

 

Эти принципы являются принципами института содействия обеспечению занятости и трудоустройству и отражают суть законодательства данного института и направления его развития.

 

Право граждан на содействие обеспечению занятости и трудоустройству закреплено в разделе II Закона о занятости населения. Это сложное право, включающее ряд более простых прав (возможностей получить определенное благо), является важнейшей гарантией реализации права на труд.

 

Содержание права на содействие обеспечению занятости состоит из следующих прав граждан:

 

– на проведение государственной политики в области занятости;

 

– на трудоустройство;

 

– на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе через службу занятости с получением стипендии;

 

– на профессиональную деятельность за границей на основе контракта (на 2–5 лет);

 

– на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, их должностных лиц, в том числе и в суд.

 

Организационно-правовые формы обеспечения занятости:

 

– бесплатная профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации как непосредственно на производстве, так и с помощью органов службы занятости;

 

– направление на работу подготовленных молодых специалистов и квалифицированных рабочих;

 

– квотирование рабочих мест для трудоустройства слабо социально защищенных (инвалидов, молодежи, женщин-матерей, одиноких родителей и др.);

 

– подыскание службой занятости безработному подходящей работы и направление на нее;

 

– создание новых рабочих мест на действующих или вновь организуемых производствах, поощрение этого исполнительным органами власти и службой занятости различными мерами;

 

– внутреннее трудоустройство работника администрацией на том же предприятии, организации, намечаемого к высвобождению или увольнению не по его вине;

 

– организация общественных работ и направление на них безработных в качестве временных работников с сохранением статуса безработного и получением пособия по безработице;

 

– различные специальные формы трудоустройства граждан, нуждающихся в особой помощи по устройству на работу (освобожденных из мест заключения, демобилизованных из армии и др.).

 

Трудоустройство – это подыскание подходящей работы, включая необходимую переквалификацию, повышение квалификации и устройство на работу. Оно может осуществляться самостоятельно гражданином или с помощью специального органа, занимающегося трудоустройством.

В широком смысле трудоустройство – это любой процесс устройства на работу: самостоятельное и с помощью службы занятости и администрации организации, обязанной предложить намеченному к высвобождению или увольнению не по его вине работнику другую имеющуюся работу и с его согласия перевести на эту работу. Трудоустройство в узком смысле – это деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданину помощи в устройстве на работу. Трудоустройству в узком смысле могут помогать такие органы, как военкоматы (для демобилизованных), милиция (для вернувшихся из мест заключения), комиссии по делам несовершеннолетних (для подростков) и др.

 

Есть общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство, а также трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего высвобождению (увольнению) без его вины, на другую имеющуюся работу. К специальным формам трудоустройства относятся:

 

– организованный набор рабочей силы в отъезд;

 

– направление на работу выпускников вузов, техникумов, ПТУ и других специальных образовательных учреждений, заключивших с работодателями соответствующие договоры о подготовке для их производства квалифицированных кадров;

 

– направление безработного по установленной квоте приема, обязательной для работодателя;

 

– трудоустройство для работы за границей по контракту.

 

Трудоустройство гражданина является итогом обеспечения его занятости. Далее действуют нормы Трудового кодекса по обеспечению стабильности его возникших трудовых правоотношений.

 

Закон РФ «О социальной защите инвалидов» предусмотрел, что органами власти инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мер (ст. 20) – резервирование рабочих мест по наиболее подходящим для них профессиям, создание для них условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов и др. (перечень приоритетных для инвалидов профессий утвержден постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1993 г. № 150).

 

Одной из гарантий обеспечения права граждан на занятость является предупреждение массового высвобождения работников. Критерием массового высвобождения работников являются показатели численности высвобожденных работников за определенный срок. Их определило Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, в котором тоже предусмотрена программа мероприятий по содействию занятости в условиях массового высвобождения. Массовое высвобождение происходит в следующих случаях:

 

– при ликвидации любого предприятия численностью 15 и более работников;

 

– при сокращении 50 и более человек в течение месяца (30 дней), 200 и более человек в течение двух месяцев (60 дней), 500 и более человек за три месяца (90 дней);

 

– при увольнении более 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятия или сокращением численности штатов в течение 30 календарных дней в тех регионах, где общая численность занятых менее 5 тыс. человек, т. е. в малых городах.

 

§ 5. Органы занятости, их права и обязанности

 

Работу органов занятости организует Минтруд РФ. Их территориальные органы (центры занятости) являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления. Их деятельность финансируется из фонда занятости в соответствии с положением о нем. Фонд занятости образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов из заработка работающих, а также ассигнований из бюджета, добровольных взносов и других поступлений.

 

Права службы занятости, ее центров на местах согласно Положению о ней следующие:

 

– запрашивать у работодателей соответствующую информацию о потребности в рабочей силе, предполагаемом высвобождении работников и о количестве принятых и уволенных, следить за динамикой рынка труда;

 

– направлять работодателям при наличии у них потребности в рабочей силе граждан для трудоустройства;

 

– заключать по договоренности от имени работодателей с гражданами договоры о работе в другой местности, выплачивать им компенсации по переезду за счет работодателя;

 

– направлять безработных по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

 

– разрабатывать и вносить на утверждение местных органов самоуправления квоты приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите;

 

– оказывать материальную помощь семьям безработных;

 

– взыскивать в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним;

 

– распоряжаться в соответствии с утвержденной сметой фондом занятости.

 

Обязанности органов занятости:

 

– анализировать, прогнозировать спрос и предложение рабочей силы и информировать о состоянии рынка труда;

 

– вести учет свободных мест и трудоустраиваемых граждан;

 

– информировать граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;

 

– помогать гражданам в, выборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых им работников;

 

– организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации граждан в учебных центрах ГСЗ и других учебных заведениях, устанавливать им стипендии на этот период;

 

– оказывать гражданам услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве;

 

– регистрировать безработных и оказывать им помощь, выдавать пособия по безработице и приостанавливать их выплату;

 

– подготавливать предложения и заключения об использовании рабочей силы в России.

 

Все услуги органы занятости оказывают бесплатно.

 

Обязанности работодателя в обеспечении занятости населения (гл. V Закон о занятости):

 

– содействие проведению государственной политики занятости на основе стабильности трудовых договоров, реализации мер по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;

 

– оказание помощи в трудоустройстве высвобождаемым работникам, предоставление им дополнительной (сверх законодательства) материальной помощи за счет средств производства;

 

– создание условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих (затраченные на это суммы не облагаются налогом);

 

– соблюдение установленных квот приема на работу;

 

– разработка и реализация социального плана организации, предусматривающего сохранение и рациональное использование прогрессионного потенциала работников, их социальную защищенность, улучшение условий труда.

 

Работодатель обязан представлять органу занятости и профсоюзному органу информацию о возможных массовых увольнениях и их измененных сроках, а также о наличии вакантных рабочих мест, выполнении (за три месяца) квоты для инвалидов, перечислении страховых взносов в фонд занятости (ежемесячно) и другие сведения.

 

За невыполнение квот и отказ в приеме на работу заявленных им для подготовки специалистов и квалифицированных рабочих работодатель несет материальную ответственность в форме соответствующих отчислений в фонд занятости за каждого не принятого без уважительных причин в размере годового среднего заработка данной категории работников. При приеме по направлению органа занятости работодатель обязан указать в направлении день приема и вернуть его в орган занятости, а при отказе – указать день явки и причину отказа.

 

§ 6. Социальные гарантии при потере работы и безработице

 

Социальные гарантии – это материальные условия, которые в данный период государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

 

Международные нормы права устанавливают обеспечение гражданам и в этот период достаточный жизненный уровень. Так, Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г. (Международное право в документах. М., 1982. С. 308–317) предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст. 2). Эту формулировку права на труд следовало бы закрепить в Конституции России, поскольку в ст. 37 уже предусматривается реализация права на труд в безопасных условиях, т. е. Охрана труда. В ст. 11 указанного Пакта закреплено, что государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение жизни. Поэтому при потере работы, безработице государство обязано осуществлять соответствующую социальную помощь таким лицам в виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе ее развития.

 

Закон РФ «О занятости населения» предусматривает следующие виды социальных гарантий таким гражданам:

 

– пособие по безработице;

 

– выплату стипендии при прохождении по направлению службы занятости профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;

 

– возможность участия в оплачиваемых общественных работах с сохранением получения пособия по безработице;

 

– компенсацию затрат по переезду на предлагаемую работу в другую местность;

 

– компенсацию и гарантии выплаты высвобождаемым работникам до трех месячных средних заработков в соответствии со ст. 178 и 180 (ч. 3) Трудового кодекса;

 

– оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности, в том числе пособия по беременности и родам;

 

– оказание материальной помощи членам семьи безработного (путевки в санатории, детские лагери и т. д.), а также безработным, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты;

 

– досрочный (за два года) переход на пенсию по возрасту.

 

Различные дополнительные социальные гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими отношениями.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"