Материальное стимулирование труда работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Объектом организационного поведения являются работники организаций, представленные руководителями, специалистами, работниками вспомогательных служб.
В свою очередь, работники организации являются основным ее капиталом, так как именно от них зависит достижение целей организации. Для того чтобы работники стремились к достижению целей организации необходимо, чтобы та, в свою очередь, мотивировала их на это. Под мотивацией в данном случае понимается процесс побуждения себя или других к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации.

Содержание

Введение
1. Материальное стимулирование: понятие, роль, виды.
2. Управление организационным поведением на основе материального стимулирования на примере ОАО Морион
2.1. Технико-экономическая характеристика ОАО Морион .
2.2. Характеристика действующей системы материального стимулирования организационного поведения в ОАО Морион . Ее анализ.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 55.46 Кб (Скачать файл)

- цифровая аппаратура  уплотнения систем передачи информации,

- частотная аппаратура  передачи информации,

- другие виды средств  связи и передачи информации,

- бытовая радиоэлектронная  аппаратура и другие виды ТНП,

- прочая продукция промышленного  назначения, пользующаяся спросом  на рынке;

> выполнение монтажных  работ и сервисного обслуживания  аппаратуры производственно-технического  назначения.

Другие виды деятельности ОАО "МОРИОН" (см. таблицу 1.1):

> выполнение монтажных  работ и сервисное обслуживание  поставленной аппаратуры;

> проведение испытаний  продукции собственного изготовления  и предприятий смежных отраслей  в соответствии с аттестатом  Госстандарта России;

> техническое обслуживание  бытовой радиоэлектронной аппаратуры;

> рекламно-издательская  и полиграфическая деятельность;

> выполнение строительных  и ремонтных работ;

> учебно-консультационные  и юридические услуги;

> организация общественного  питания;

> розничная и оптовая  торговля, коммерческая деятельность;

> посреднические услуги;

> благотворительная деятельность;

> иные виды деятельности, не запрещенные законодательством  РФ.

Таблица 1.1.

Доля реализации продукции  и услуг по видам деятельности

в общем доходе предприятия, в процентах.

Виды деятельности

1998 год

1999 год

2000 год

Основная деятельность

95,5

96,0

95,8

Другие виды деятельности

4,5

4,0

4,2

На сегодняшний день ОАО "МОРИОН" выпускает следующие  виды продукции (см. приложение 2.):

* Основная продукция предприятия  сегодня - это цифровая аппаратура  многоканальной связи высочайшего  класса сложности, производимая  на уровне международных стандартов.

В частности, это системы  уплотнения в первичный цифровой поток 30 телефонных каналов (ИКМ-30), 120 телефонных каналов (ИКМ-120) и 480 телефонных каналов (ИКМ-480). В свою очередь, аппаратура семейства ИКМ имеет множество модификаций в зависимости от АТС, на которой применяется (междугородние, городские или сельские АТС), линий уплотнения (кабельный, волоконно-оптические или радиорелейные) и схемы уплотнения (по одно- или двухкабельной схеме).

В дополнение к системам первичной  цифровой передачи информации ИКМ ОАО "МОРИОН" выпускает аппаратуру уплотнения первичных цифровых потоков, получаемых на выходе из систем ИКМ, во вторичный цифровой поток со скоростью  передачи 8448 Кбит/с (ОВГ-25) и в третичный  цифровой поток со скоростью передачи 34368 Кбит/с (ОТГ-35), а также оборудование гибкого мультиплексирования (ОГМ-30), позволяющее объединить несколько  аналоговых линий в одну цифровую линию.

* Прочая продукция: измеритель  шумов квантования ИШК, пульт  контроля согласующих устройств  ПКСУ, портативный тестер цифровых  потоков 2 Мбит/с "Морион-Е1", микро-АТС "Морион", фильтры  электромеханические ЭМФ, магнитофон-приставка  "Морион МП-101С", усилитель "Морион 200У-103С", стационарный стереофонический  эквалайзер "Морион Э-103С" и  т.д. 

ОАО "МОРИОН" постоянно  работает над модернизацией выпускаемой  продукции и обновлением своего продуктового портфеля. Так, в 1998-1999 годах  из 17,096 млн. рублей, вложенных в развитие производства, 5,210 млн. рублей (то есть 30,47%) пошли на освоение новых изделий, в 1999 году также около 30% от всех вложений в развитие производства пошли на освоение новой продукции. Объем  новой техники, выпущенной в 1997 году, составил 5%, в 1998 году - 27%, в 1999 году - 35%. Это тем более актуально, если упомянуть, что в последнее время  в области аппаратуры дальней  связи идет стремительное сокращение жизненного цикла товаров.

Основными потребителями  продукции ОАО "МОРИОН" являются:

¦ Предприятия Министерства связи РФ и стран СНГ (на сумму 136,0 млн. руб. поставлено аппаратуры от ОАО за 2000 год, что составляет 43,3 %);

¦ Предприятия газо-нефтедобывающего и энергетического комплекса (16,5 млн. руб. - 5,1 %);

¦ Предприятия авиационного и железнодорожного транспорта (168,9 млн. руб. - 52,1 %).

Если сегментировать рынок  по географическому признаку, то следует  отметить, что аппаратура ОАО "МОРИОН" по достоинству оценена как в  России, так и за ее пределами (страны СНГ, Балтии, дальнего зарубежья).

Основной процент поставок продукции приходится на регионы  внутри России. Если в предыдущие годы наибольший процент приходился на Урал и Поволжье, то в 2000 году объем поставок в данные регионы снизился почти  в два раза. На первое место вышли  Сибирь, Дальний Восток, ранее занимавшие только второе-третье по значимости места. Значительно снизился объем поставок в Пермскую область (см. таблицу 1.2).

Таблица 1.2.

Объем поставляемой продукции  по регионам России, в процентах

Потребители

1998 год

1999 год

2000 год

Всего по России

100

100

100

Центр России

20,12

27,55

26,50

Урал, Поволжье

45,12

42,59

25,21

Пермская область

14,10

10,32

6,44

Сибирь, Дальний Восток

20,66

19,54

41,85

Продукция ОАО "МОРИОН" пользуется спросом не только в странах  СНГ, но и за его пределами, поэтому  ежегодно определенную долю в общем  объеме продаж составляет экспорт (см. таблицу 1.3).

Таблица 1.3.

Доля экспорта в общем  объеме продаж

предприятия, в процентах

Годы

1998

1999

2000

Процент экспорта в объеме продаж

6,5

8,9

6,2

Из зарубежных покупателей  аппаратуры АО "Морион" можно выделить следующие фирмы: "Samsung" / Корея /; "DAEWOO Telecom" / Корея /; "Nokia" / Финляндия /; "Ericson" / Швеция /; "Nortel" /Канада /; "Belam" / США /; "Harris" / США /; "GPT" / Великобритания /; "Nec" / Япония /; "Italtel" / Италия / и т.д.

 

С 1991 года совершенствовалась структура управления акционерным  обществом, т.к. в рыночных условиях развития экономических отношений  особое значение приобрели эффективность  структуры управления Обществом, рациональность управленческих связей. В связи с  этим произошли значительные изменения  в функциях и видах управленческой деятельности и принятия решений  ОАО "МОРИОН".

Основополагающими принципами формирования и функционирования структуры  управления акционерным обществом  в новых условиях явились:

1. Необходимость при имеющем  место резком снижении объемов  производства, а, следовательно,  сокращении управленческих функций,  в объеме и номенклатуре, значительные  удешевления аппарата управления  путем слияния, функций и должностей  управленческого аппарата;

2. Создание двух приоритетных  направлений (видов) деятельности  и управленческой работы: маркетинг  рынка и техническая подготовка  производства; материально-техническое,  финансовое обеспечение и производство  товарной массы;

3. Соблюдение норм управляемости  и нормативов численности;

4. Создание целевых хозрасчетных  структур (управлений, центров, служб)  по отдельным функциям управления;

5. Создание структурных  подразделений согласно требованиям  на основе типовых для акционерного  общества решений

В целях упорядочения в  структуру управления ОАО были внесены  изменения в "Техническое управление" и "Управления производством, экономикой, финансами и материально-техническим  обеспечением"; создавались вновь "Управления, центры"; объединялись цехи по корпусной системе: механическое производство, сборочное производство, ремонтное и инструментальное производство, ремонтно-строительное производство.

На данный момент структура  управления ОАО "МОРИОН" представляет собой функциональный тип (см. рисунок 1.1). Особенность функциональной структуры  заключается в том, что хотя и  сохраняется единоначалие, но по отдельным  функциям управления формируются специальные  подразделения, работники которых  обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

Преимуществом функциональной структуры является то, что она  стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях. Вместе с тем специализация функциональных отделов нередко является препятствием для успешной деятельности предприятия, поскольку затрудняет координацию  управленческих воздействий. Функциональные отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач  своих подразделений, чем общих  целей всей организации. Это увеличивает  вероятность конфликтов между функциональными  отделами. Кроме того, на крупном  предприятии цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя  становится слишком длинной.

 

Основные технико-экономические  показатели ОАО "МОРИОН" представлены в таблице 1.4

 

Таблица1.4. Основные технико-экономические  показатели

ОАО "МОРИОН" в динамике

Показатели

1998

значение

1999 год

2000 год

 

 

значение

отн. откл.

значение

отн. откл.

1. Товарная продукция в  сопоставимых ценах, тыс.руб.

 

83 326

 

77 673

-6,78 %

312 556

+275,10 %

2. Выручка от реализации  продукции и услуг, тыс.руб.

158 549

143 751

-9,33 %

340 247

+114,60 %

3. Выручка от реализации  продукции, тыс.руб

88257

80125

- 9.21 %

300264

+ 240,2 %

4.Себестоимость продукции,  тыс.руб.

136 688

136 792

+0,08 %

292 007

+113,63 %

4.1. Доля себестоимости  в выручке от реализации, %

86,21

95,16

+10,38 %

85,82

-0,45 %

5. Прибыль от реализации, тыс.руб.

21 861

6 959

-68,17 %

48 240

+120,67 %

6. Балансовая прибыль,  тыс.руб.

13 835

-13 639

-198,58 %

40 238

190,84%

7.Рентабельность оборота  (продаж), %

13,79

4,84

-64,90 %

14,18

+2,83 %

8. Рентабельность изделия  (затрат), %

15,99

5,09

-68,16 %

16,52

+3,31 %

9. Основной капитал, тыс.руб.

189 710

196 039

+3,34 %

198 427

+4,59 %

9.1. Капиталоотдача основного  капитала, %

43,92

39,62

-9,79 %

157,52

+258,65 %

10. Оборотный капитал, тыс.руб.

80 965

99 637

+23,06 %

212 396

+162,33 %

10.1. Капиталоотдача оборотного  капитала, %

102,92

77,96

-24,25 %

147,16

+42,98 %

11. Сумма реального собственного  капитала, тыс. руб.

218 055

193 973

-11,04 %

245 603

+12,63 %

12. Уставной капитал, тыс.руб.

164 640

164 640

-

164 640

-

13. Разница реального собственного  капитала и УК, тыс.руб.

53 415

29 333

-45,08 %

80 963

+51,57 %

14. Коэффициент общей платежеспособности

5,28

2,91

-44,89 %

2,49

-52,84 %

15. Численность персонала,  чел.

2 596

2 371

-8,67 %

2 566

-2,73 %

Из них:

 

 

 

 

 

~ непроизводственный персонал

110

98

-10,91 %

47

-57,27 %

~ промышленно-производственный 

2 486

2 273

-8,57 %

2 478

-0,32 %

в том числе:

 

 

 

 

 

- рабочие

1 545

1 355

-12,30 %

1 412

-8,61 %

- руководители

301

272

-9,63 %

270

-10,30 %

- специалисты

599

609

+1,67 %

763

+27,38 %

- служащие

41

37

-9,75 %

33

-19,51 %

16. Среднемесячная заработная  плата, руб.

1 042

1 023

-1,82 %

1 663

+59,60 %

17.Рентабельность персонала,  руб./чел 

8 421

2 935

-65,15 %

19 105

126,87 %

18. Сумма прибыли от  реализации продукции на 1 руб.  ЗП, руб./руб.

20 980

6 803

-67,57 %

29 008

+38,27 %

19. Фондовооруженность 1 рабочего, руб.

122 790

144 678

+17,82 %

140 529

+14,45 %

* При расчете относительных  отклонений за базисный год  взят 1998.

 

На основе представленной информации можно сделать следующие  выводы:

1. В течение трех лет  на предприятии наблюдалась тенденция  снижения объемов производства, однако, 2000 год стал переломным, масса  товарной продукции возросла  в среднем по сравнению с  прошлым годом на 275,10 %.

2. Снижение объемов производства  было обусловлено падением объемов  реализации. А это, в свою очередь,  свидетельствовало о снижении  спроса на продукцию предприятия.  Но, если за 1999 год выручка от  реализации снизилась на 9.33 % ,то  за 2000 год она резко возросла, что вызвано расширением производства, это, в свою очередь, может  свидетельствовать о повышении  спроса на продукцию предприятия.  Таким образом, за три года  объем реализованной продукции  увеличился на 114,60 %.

3. По сравнению с 1999 годом себестоимость продукции  в 2000 году увеличилась на 113,63 % . Но этот рост вызван увеличением  объема реализации, так как доля  себестоимости в выручке от  реализации продукции, наоборот, снизилась на 0,45 %, что способствует  увеличению прибыли от реализации.

4. Несмотря на то, что  прибыль от реализации в 1999 году снизилась почти на 70 % , однако, в целом за три года наблюдается  ее рост на 26379 тыс.руб. (или на 120,67 %). Нужно отметить, что прибыль  от реализации растет быстрее,  чем выручка от реализации  продукции и услуг, что свидетельствует  об относительном снижении затрат  на производство продукции.

5. Несмотря на то, что  балансовая прибыль в 1999 году  снизилась почти на 200 %, в целом  за три года наблюдается ее  рост на 190,84 % (или на 26403 тыс.руб.  в стоимостном выражении).

6. В 200 году рентабельность  оборота возросла на 2,83 % по сравнению  с 1998 годом. Таким образом, если  в 1998 году с 1 рубля реализованной  продукции предприятие получало  около14-ти копеек прибыли, в  1999 году - 5 копеек, то в 2000 году  оно получает больше 14 копеек  прибыли. Рост рентабельности  продаж является следствием увеличения  объема продаж и в то же  время снижения затрат на производство  продукции.

7. Прирост рентабельности  изделия за три года составил 3,31 %. Таким образом, если с 1 рубля затрат в 1998 году предприятие  получало около 16-ти копеек  прибыли, в 1999 году - 5 копеек, то  в 2000 году - больше 16 копеек прибыли.

8. С 1998 года до 2000 года  стоимость основного капитала  постоянно увеличивалась, ее прирост  составил 4,59 % (или 8717 тыс.руб.). Несмотря  на то, что в 1999 году эффективность  использования основных средств снизилась на 9,79 %, однако, в 2000 году по отношению к 1998 году она возросла на 258,65% . Следовательно, если в 1998 году с 1 рубля авансированного основного капитала предприятие получало 44 копейки реализованной продукции, то в 2000 году - 1 рубль 58 копеек, т.е. на 1 рубль и 14 копеек больше.

Информация о работе Материальное стимулирование труда работников