Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:59, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение правовых основ организации занятости и трудоустройства, исследование направления государственной политики в области содействия обеспечению занятости, изучение работы органов государственной службы занятости населения с гражданами, обратившимися за помощью, выявление правовых проблем в области вопросов занятости и трудоустройства, и попытаться найти пути их решения.
Введение
1. Роль государства в области содействия обеспечению занятости 5
1.1 Государственная политика в области содействия обеспечению 5 занятости
1.2 Законодательство о занятости населения 9
2. Понятие занятости и правовой статус безработного 10
2.1 Понятие занятости и ее виды 11
2.2 Правовой статус безработного 12
3. Трудоустройство, материальная и социальная поддержка безработных 14
3.1 Правовая организация трудоустройства 15
3.2 Виды мер материальной и социальной поддержки безработных 18
- регистрация и выдача медицинских карт;
- обслуживание аттракционов,
зрелищных мероприятий
- проведение мероприятий
общественного назначения (перепись
населения, обработка
- другие доступные виды деятельности.
1.2 Общая характеристика
законодательства о занятости
Законодательство РФ о занятости населения
Законодательство о занятости населения
Важную роль играет закон РФ «О занятости населения в РФ», который был принят 19.04.1991г., существенно изменен и дополнен 20.04.1996г., и в настоящее время действует в редакции от 03.06.2009г.
Закон о занятости определяет принципы государственной политики в сфере обеспечения занятости, прав и обязанностей субъектов, действующих на рынке труда, права граждан в области занятости и предоставляемые им гарантии в этой сфере, организацию деятельности государственных органов занятости населения, правовые основы участия работодателей в обеспечении занятости и другие важные положения.
Значительную часть источников, составляют акты Правительства РФ. Особую роль играют утверждаемые Правительством федеральные целевые программы, в которых определяются меры, осуществление которых необходимо для достижения целей государственной политики обеспечения занятости. Существенное значение имеют акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Вопросы занятости населения относятся к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, в силу чего законодательство о занятости представлено актами не только федерального, но и регионального законодательства. Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а так же исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Рассматриваемый институт законодательства носит комплексный характер, включающий нормы не только трудового, но и административного, финансового и гражданского права. Так, порядок деятельности государственных органов занятости регламентируется административно-правовыми, а финансовые мероприятия по содействию обеспечения занятости финансовыми нормами.
2. Понятие занятости и правовой статус безработного
2.1 Понятие занятости и ее виды
Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон) определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход. Из этого определения можно выделить четыре существенных признака, совокупность которых позволяет отнести гражданина к категории занятых.
Деятельность граждан, т.е. совершение определенных активных действий. К примеру, гражданин осуществляет определенный комплекс активных действий, выполняя трудовые функции на основании заключенного трудового договора.
Занятость делится на:
- трудовую, которая предполагает
деятельность в сфере
- нетрудовую.
Трудовая занятость, в свою очередь, делится на занятость в сфере наемного труда и самодеятельную занятость.
К трудовой занятости в сфере наемного труда относится: работа по трудовому договору; работа на основании гражданско-правового договора, предметом которого является труд; работа на основании акта избрания или назначения; военная служба по контракту и приравненная к ней служба. Все эти виды занятости характеризуются тем, что их правовой формой выступает договор, который предусматривает добровольность возникновения и прекращения, соответствующих прав и обязанностей, связанных с процессом реализации способности к труду, и вознаграждение, размер которого прямо не зависит от доходов работодателя.
К трудовой занятости самодеятельного
характера относится: членство в производственных
кооперативах; работа в подсобных промыслах и
К не трудовой занятости относятся: обучение в общеобразовательных, начальных профессиональных учреждениях, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения; временное отсутствие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе).
Нельзя рассматривать отношения
2.2 Правовой статус безработного
В отличие от понятия занятости,
понятие безработицы в действующем
В соответствии со ст. 3 указанного закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Порядок регистрации безработных
Решение о признании гражданина,
зарегистрированного в целях поиска подходящей
работы, безработным принимается
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии
с пенсионным
- отказавшиеся в течение
10 дней со дня их регистрации
в органах службы занятости
в целях поиска подходящей
работы от двух вариантов
- не явившиеся без уважительных
причин в течение 10 дней со
дня их регистрации в целях
поиска подходящей работы в
органы службы занятости для
предложения им подходящей
- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- представившие документы,
содержащие заведомо ложные
Граждане, которым в установленном
3. Трудоустройство, материальная и социальная поддержка безработных
3. 1 Правовая организация трудоустройства
Под трудоустройством понимается
система мер, направленных на обеспечение
трудовой занятости населения, включающая
содействие в поиске и получении
работы со стороны органов государства,
а также негосударственных
Общее руководство трудоустройством возложено на Министерство труда и социального развития РФ, которое несет ответственность за разработку и реализацию единой государственной политики в области труда и занятости.
Непосредственно ведающим вопросами трудоустройства является Федеральная государственная служба занятости со своей структурой Государственным комитетом РФ по занятости населения, комитетами республик и центрами занятости в краях, областях, городах и районах. Все эти государственные органы оказывают услуги по обеспечению занятости бесплатно. Но посреднические услуги в подыскании работы могут оказывать и негосударственные организации на основании выданных им лицензий за плату. Отличие государственной помощи в трудоустройстве состоит также в предоставлении перечисленных выше материальных гарантий и социальной поддержки безработным гражданам. Для их финансирования, поскольку они связаны с осуществлением государственной политики занятости, создан Государственный фонд занятости населения. Он существует за счет обязательных отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов и добровольных взносов.