Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:50, реферат
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить, обобщить, систематизировать законодательство, регулирующее Республикой Беларусь труд женщин, изложить его и внести предложения по его применению.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- изучить историю развития законодательства регулирующего труд женщин в Республике Беларусь;
- проанализировать действия национального законодательства Республики Беларусь регулирующее труд женщин;
- рассмотреть особые условия труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет;
- охарактеризовать социальные льготы и компенсации, предоставляемые женщинам в связи с материнством.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
1.1 Развитие законодательства регулирующего труд женщин и лиц, имеющих семейные обязанности в Республике Беларусь
1.2 Действующее национальное законодательство Республики Беларусь регулирующее труд женщин и лиц имеющих семейные обязанности
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С МЕТЕРИНСТВОМ
2.1 Общие гарантии, устанавливаемые женщинам, имеющим детей
2.2 Особенности регулирования труда беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до трех лет
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Порядок и условия заключения трудового договора с женщинами. Работы, на которых запрещается применение труда женщин
3.2 Изменение трудового договора с отдельными категориями граждан. Гарантии, предоставляемые женщинам и работникам, имеющим семейные обязанности, в области трудовых правоотношений
3.3 Особенности прекращения трудовых отношений с женщинами и работниками, имеющими семейные обязанности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В литературе советского периода писалось:
«Большая часть женщин
занята именно в отдельных отраслях
народного хозяйства. Концентрация
женщин в сфере образования, культуры,
в отдельных отраслях промышленности
не может рассматриваться как
положительный фактор, ибо нарушаются
необходимые пропорции в
Также существовало немало публикаций, суть которых сводится к тому, что ослабление семейных уз, снижение рождаемости, ухудшение здоровья женщин и детей связываются лишь с широким вовлечением женщин в трудовую и общественную деятельность. Радикальный выход из создавшегося положения авторы видели в том, чтобы вернуть женщине ее «истинное» предназначение - быть хранительницей домашнего очага, вести хозяйство и воспитывать детей. Но это лишь слова, которые невозможно было внедрить в жизнь: «…сейчас, когда бушует повальная безработица, выплату заработной платы задерживают на несколько месяцев, а в отдельных случаях, на несколько лет, мужчина в одиночку просто не в состоянии содержать семью, тем более что трудно предвидеть какие изменения ждут страну завтра» [21. с. 154].
Достаточно подробно в
советской науке трудового
Но как справедливо
отмечает Э. А. Правдина, «при выявлении
признаков, основанных на различиях
в способности к труду, важно
уяснить, что таковыми являются не только
физиологические особенности
Основанием дифференциации правового регулирования труда женщин являются лишь физиологические особенности ее организма, Э. А. Правдина предлагает рассматривать в качестве основания признак пола, под которым понимаются «социально обусловленные различия в применении общеустановленных норм трудового законодательства о труде женщин с учетом физиологических особенностей женского организма и специфики содержания, социальных прав и обязанностей женщин перед обществом» [22. с. 98].
Ведь «известно, что выполнять хозяйственную работу по дому, присматривать за ребенком и осуществлять его воспитание объективно способны и женщина, и мужчина в равной степени. Об этих видах обязанностей ни в коей мере нельзя говорить как о физиологически обусловленных правах и обязанностях» [22. с. 99].
М. А. Покровская, соглашаясь
в целом с В. Н. Толкуновой о
необходимости регулирования
По ее мнению, в основе
регулирования труда женщин лежат
различия по признаку пола, и эти
различия выделили женщин в одну большую
группу с едиными в основном льготами
по охране труда, по беременности и
родам. При этом она не исключает
возможности учета государством
и других обстоятельств для
В дальнейшем, по ее мнению, возможно регулирование рабочего времени, времени отдыха и других вопросов в зависимости от таких факторов, как семейное положение, количество детей, их возраст.
Социальную функцию по воспитанию детей можно рассматривать в двух аспектах: первый - когда речь идет о женщине-матери (например, когда женщине, имеющей ребенка, предоставляется право работать неполный рабочей день или неполную рабочую неделю; работать по скользящему графику); второй - когда имеются в виду другие лица, выполняющие функцию воспитания детей (например, в случае предоставления отпуска по уходу за ребенком отцу, бабушке, дедушке или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком). Поэтому данные основания, по ее мнению, можно отнести как к общему основанию и (второй аспект), так и к специальному, когда речь идет о социальной роли женщины-матери по воспитанию детей.
Специальные основания, то есть
относящиеся исключительно к
женщинам, необходимо ограничить только
теми, которые действительно
Именно это, привело к
соответствующему отношению к семейным
обязанностям, которое прослеживается
во многих работах, посвященных проблемам
женщин. Семейные (в частности, родительские)
обязанности порой
Только семья может по-настоящему дать ребенку чувство защищенности от невзгод жизни, направить его развитие и становление личности, воспитать гармоничного и достойного человека. Нет нужды говорить, что любовь в семье, взаимоуважение, забота со стороны родителей - лучшая атмосфера и залог психологического здоровья ребенка. Поэтому как хорошо бы ни была развита система общественного воспитания детей, роль семейного воспитания не утратит своего значения, как для детей, так и для их родителей.
Только при таком отношении к семейным обязанностям приведение нашего законодательства в соответствие с Конвенцией МОТ № 156 не будет сведено, к уравнению женщин с мужчинами во вне семейных сферах наемного труда, а фактически - к уравниванию женщин и мужчин в их обоюдном бегстве от семьи. Наше законодательство должно способствовать тому, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществить свое право на это, не подвергаясь дискриминации, и, насколько это, возможно, гармонично сочетать профессиональные и семейные обязанности, находясь под защитой государства.
По мнению В. Н. Толкуновой,
разгрузка трудящейся женщины в
быту должна идти в первую очередь
по линии расширения сферы обслуживания
и по линии все большего развития
общественного воспитания детей
в детских учреждениях и «лишь
во вторую очередь по линии перераспределения
всех домашних обязанностей равномерно
между всеми членами семьи
мужского и женского пола», то теперь,
необходимо поменять приоритеты. Тем
более, в нынешней ситуации в стране,
когда государственная
В ряде случаев не всегда
оправданно с точки зрения равенства
возможностей женщин и мужчин установление
запретов на выполнение действий, связанных
с работой, что также рассматривается
как определенные льготы. В условиях
превышения предложения рабочей
силы над спросом работодателю, безусловно,
удобнее пригласить на работу мужчину,
чем женщину с ее многочисленными
льготами. Нормативным документом в
советский период явился Кодекс законов
о труде РСФСР от 9 декабря 1971 года
(Ведомости Верховного Совета РСФСР,
1971, №50) с изменениями и дополнениями.
Советское законодательство о труде
регулировало трудовые отношения всех
рабочих и служащих, содействуя росту
производительности труда, повышению
эффективности общественного
По кодексу законов
о труде запрещалось применение
труда женщин на тяжелых работах
и на работах с вредными условиями
труда, а также на подземных работах,
кроме некоторых подземных
Основы законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 г., ст. 71, а также КЗоТ БССР 1972 г., ст. 1721 распространяли льготы на отцов и опекунов по уходу за ребенком, если мать находилась в стационарном медицинском учреждении или умерла.
Основы законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 г., ст. 73, а также КЗоТ БССР 1972 г., ст. 170 запрещали отказывать женщине в приеме на работу и снижать ей заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 14 лет.
КЗоТ БССР 1972 г. в ст. 160-163
вводил запрещение ночного, сверхурочного
труда и направления в
Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещалось применение труда женщин, был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 июля 1978 года. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную были установлены Постановлением госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 27 января 1982 года (Бюллетень Госкомтруда СССР, 1982, №4). Также КЗоТ регулировал социальные и иные льготы предоставляемые женщинам и лица имеющим семейные обязательства.
Госкомтруда СССР по труду и социальным вопросам и Секретариат ВЦСПС 29 сентября 1981 г. приняли Положение об условиях труда надомников, в котором преимущественное право на заключение трудового договора о работе на дому предоставлялось женщинам, имеющим детей до 15 лет. Это положение также нашло отражение в ст. 167 КЗоТ БССР. Госкомтруда СССР и Секретариат ВЦСПС 6 июля 1982 г. приняли Положение "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет".
Согласно Указу Президиума
Верховного Совета СССР от 4 февраля 1988
г. и постановлению ЦК КПСС, Совета
Министров СССР и ВЦСПС от 22 февраля
1988 г. "Об обеспечении эффективной
занятости населения, совершенствовании
системы трудоустройства и
Постановлением Верховного Совета СССР "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи" от 10 апреля 1990 г. продолжительность отпуска по беременности и родам составила 70 календарных дней до рождения ребенка и 56 после.
Новая редакция Основ законодательства СССР и союзных республик о труде от 1990 г., а также изменения, внесенные в КЗоТ БССР 1972 г. определяли, что частично оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком может быть использован полностью или частично отцом, бабушкой, дедушкой или другим родственником, фактически осуществляющим уход за ребенком.
Информация о работе Особенности регулирирования труда женчщин