Ответственность нанимателя за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является тщательное изучение видов ответственности нанимателя за нарушение трудовых прав работника.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) изучить общее понятие юридической ответственности в трудовом праве;
2) проанализировать все виды ответственности нанимателя за нарушение трудовых прав работника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАНИМАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. Ответственность нанимателя за нарушение законодательства о труде и трудового договора…………………………………………………………….4
2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАНИМАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ПРОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НИМ
2.1 Материальная ответственность нанимателя за нарушение законодательства о труде перед работниками……………………………….10
2.2 Административная ответственность за нарушение законодательства о труде…………………………………………………………………………….14
2.3 Уголовная ответственность нанимателя за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда………………………………………………….17
Заключение…...………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………….…………………….....23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.63 Кб (Скачать файл)

6. В отличие от уголовного  наказания применение административного  взыскания не влечет судимости  и увольнения с работы лица, к которому оно применено и  которое считается имеющим его  в течение установленного срока.

7. Законодательством Республики  Беларусь установлен особый порядок  привлечения к административной  ответственности. Он отличается  большей по сравнению с уголовным  процессом простотой, что создает  условия для оперативности и  экономичности его применения  и в то же время содержит  необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту.

Кроме того, ряд обязанностей нанимателя установлен Законом «О занятости». Так, в соответствии с ним наниматели обязаны:

содействовать проведению государственной  политики в области обеспечения  занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий  трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; предоставления сверх установленной законодательством  дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым договором; обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; соблюдения установленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

своевременно (не позднее, чем  за три месяца) представлять в органы государственной службы занятости  населения и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников (категории  и численность работников, которых  они могут коснуться, сроки, в  течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством;

не менее чем за два  месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального  предпринимателя, сокращением численности  или штата работников письменно  уведомлять об этом органы государственной  службы занятости населения по месту  нахождения нанимателя с указанием  фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников;

принимать на работу граждан, направленных органами государственной  службы занятости населения в  счет брони, установленной в соответствии со ст. 11 Закона «О занятости»;

принимать на работу выпускников  государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего  образования, в соответствии с договорами (заявками) на обучение, заключенными между  указанными учреждениями образования  и нанимателями;

создавать рабочие места (в том числе специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, указанных  в ст. 11 Закона «О занятости». Минимальное  количество таких рабочих мест устанавливается  местными исполнительными и распорядительными  органами или специальными государственными программами;

создавать рабочие места  для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания  либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими  трудовых обязанностей у данного  нанимателя;

письменно уведомлять органы государственной службы занятости  населения о наличии свободных  рабочих мест (вакансий) в течение  двух недель со дня их образования  с указанием условий труда  и размера его оплаты;

предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным и  гражданам, ищущим работу, в соответствии с перечнями общественных работ, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами;

перечислять обязательные страховые  взносы в государственный фонд содействия занятости.

Ответственность за нарушение  законодательства о занятости населения  определялась нормами ст. 21 ранее  действовавшего Закона «О занятости». Новый Закон «О занятости» указанные нормы не воспроизвел, что в принципе логично, поскольку действует ст. 41 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за нарушение должностными лицами законодательства о труде, а в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. включены 2 статьи, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства о занятости населения, а также за отказ в приеме на работу, в том числе лица, направленного государственной службой занятости в счет брони.

 

 

2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  НАНИМАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О ТРУДЕ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ  К НИМ

 

2.1 Материальная  ответственность нанимателя за  нарушение законодательства о  труде перед работниками

 

Отношения по возмещению ущерба (вреда) нанимателем в трудовых правоотношениях  нельзя относить к самостоятельному виду правоохранительных правоотношений, так как они производны от трудовых. Охранительная функция здесь осуществляется в рамках имеющегося трудового правоотношения. Эти отношения следует рассматривать как страхующую систему трудового правоотношения, призванную наиболее полно удовлетворять интересы и потребности субъектов трудового правоотношения в процессе регулирования живого труда.

Трудовое законодательство обязывает нанимателя возместить ущерб, возникший вследствие нарушения  нанимателем трудовых прав работника.

Конституция Республики Беларусь предусматривает право граждан  на взыскание в судебном порядке как имущественного вреда, так и материального возмещения морального вреда (ст. 60). В развитие этой конституционной нормы принято ряд законодательных актов, регулирующих возмещение морального вреда в различных сферах правоотношений.

Под моральным вредом следует  понимать испытываемые гражданином  физические и (или) нравственные страдания. В законе не содержится определения  понятия физических и нравственных страданий. Разъяснение этим понятиям дал Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении от 28.09.2000г. N 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда». Физические страдания - это  физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой  сфере, иные отклонения от обычного состояния  здоровья, которые являются последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные  права гражданина. Нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях  страха, стыда, унижения, а равно  в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной  тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав граждан  и т.п. (п. 8 постановления Пленума). Однако это не исчерпывающий перечень видов нравственных и физических страданий, являющихся основанием для  компенсации морального вреда .

В сфере нарушений трудовых прав физические и нравственные страдания  могут возникнуть в связи с  потерей работы при незаконном, по мнению потерпевшего, увольнении или  распространением сведений о причинах увольнения, не соответствующих действительности, в связи с боязнью остаться без работы из-за трудностей в трудоустройстве, в связи с умалением его  чести, достоинства и деловой  репутации при увольнении за виновные действия и т.п.

Степень нравственных и физических страданий оценивается судом  с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных страданий. При рассмотрении требований о возмещении морального вреда суд должен располагать доказательствами, подтверждающими тот факт, что работник действительно перенес нравственные страдания, выяснить, какими действиями и при каких обстоятельствах они были причинены, степень вины ответчика.

Компенсация морального вреда  допускается только по требованию, заявленному работником. Суд по своей  инициативе не вправе решать вопрос о  компенсации морального вреда, если такие требования истцом не заявлены. Иск о компенсации причиненных истцу нравственных и физических страданий суд вправе рассматривать как совместно с иском о восстановлении на работе, так и отдельно от иска по трудовому спору, поскольку ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного ущерба и может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно. Судебная практика свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев в исковых заявлениях о восстановлении на работе, о признании незаконным перевода на другую работу, о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, истцы заявляют требования и о материальном возмещении морального вреда.

Требования о размере  компенсации морального вреда должны быть основаны на конкретных обстоятельствах. Поэтому истец в исковом заявлении о компенсации морального вреда должен указать: кем, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) причинены ему нравственные и физические страдания, в чем выражаются причиненные ему незаконным увольнением или незаконным переводом нравственные страдания, в какой денежной сумме он оценивает их компенсацию, какими доказательствами подтверждается факт причинения морального вреда.

Законом установлено, что  размер морального вреда определяется судом. На практике определение размеров денежных сумм, подлежащих взысканию  в возмещение морального вреда, представляет большую сложность. Закон не содержит каких-либо критериев, по которым определяются эти размеры, не содержит таких критериев  и постановление Пленума от 28.09.2000г.  Решение этого вопроса полностью  передано на усмотрение суда. Размер подлежащих взысканию сумм должен зависеть от конкретных обстоятельств, которые  должны быть оценены и учтены.

Хотя включение в Трудовой кодекс положений о праве на возмещение морального вреда при нарушении  трудовых прав работников является прогрессом в регулировании защиты прав работников, однако, положения ст. 246 Трудового  кодекса Республики Беларусь ограничивают по сравнению со ст. 60 Конституции  право на взыскание морального вреда  в других, не указанных в этой статье случаях, например, при незаконном наложении дисциплинарного взыскания.

Следует отметить, что в  Российской Федерации перечень нарушений  трудовых прав, влекущих возмещение морального вреда, гораздо шире. Согласно постановлению  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» такими нарушениями являются: незаконное увольнение, незаконный перевод на другую работу, незаконное применение дисциплинарного взыскания, незаконный отказ в переводе на другую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями и т.п. Поэтому представляется, что  исходя из конституционных положений, гражданин вправе требовать возмещения морального вреда и при нарушении его других трудовых прав, являющихся неимущественными правами. К таким правам следует отнести право на надлежащие условия труда, право на отдых, право на деловую репутацию, право на недопущение дискриминации др. Так, право на деловую репутацию может быть нарушено в результате незаконного применения дисциплинарного взыскания. Наложение дисциплинарного взыскания умаляет деловую репутацию работника, его достоинство, что может повлечь за собой нравственные страдания и переживания

Следует отметить также некорректную формулировку ст. 246 Трудового кодекса  Республики Беларусь относительно случаев  возможности взыскания морального вреда. Такими основаниями для возмещения морального вреда являются: увольнение без законного основания, увольнение с нарушением установленного порядка, незаконный перевод на другую работу. Из перечисленных оснований увольнение с нарушением установленного порядка  не всегда является основанием для  восстановления работника на работе. Например, неуведомление соответствующего профсоюза в двухнедельный срок о предстоящем увольнении, неуведомление работника в двухмесячный срок о предстоящем его высвобождении являются нарушением установленного порядка увольнения, однако такие нарушения не влекут восстановление работника на работе. В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001г. N 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» при несоблюдении установленного законодательством срока уведомления (предупреждения) профсоюза, иного органа или работника о прекращении трудового договора (в частности, ч. 3 ст. 32, ч. 3 ст. 43, ч. 1 ст. 46 Трудового кодекса Республики Беларусь) если работник не подлежит восстановлению на работе по другим основаниям, суд изменяет дату его увольнения с таким расчетом, чтобы трудовой договор был прекращен по истечении установленного законом срока уведомления или предупреждения. За период, на который продлен трудовой договор в связи с изменением даты увольнения, работнику взыскивается средний заработок по правилам, установленным ст. 244 Трудового кодекса Республики Беларусь. Следует ли в таком случае взыскивать возмещение морального вреда, если иск о восстановлении на работе не удовлетворяется, поскольку увольнение не признано незаконным? Представляется, что моральный вред подлежит возмещению при нарушении установленного порядка увольнения, если такое нарушение влечет признание увольнения незаконным и вынесение решения о восстановлении на работе.

 

 

2.2 Административная  ответственность нанимателя за  нарушение законодательства о  труде

 

В Республике Беларусь 21 апреля 2003г. был принят новый Кодекс об административных правонарушениях, который более  подробно по сравнению с Кодексом об административных правонарушениях  Республики Беларусь 1984г. конкретизирует административные правонарушения в  сфере труда. Он вступил в силу с 01.03.2007г. В нем предусмотрено  несколько составов правонарушений в сфере труда, за которые установлена  соответствующая административная ответственность. Так, новым Кодексом об административных правонарушениях  Республики Беларусь предусмотрена  ответственность за следующие правонарушения в сфере труда:

Информация о работе Ответственность нанимателя за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда