Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является тщательное изучение видов ответственности нанимателя за нарушение трудовых прав работника.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) изучить общее понятие юридической ответственности в трудовом праве;
2) проанализировать все виды ответственности нанимателя за нарушение трудовых прав работника.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАНИМАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. Ответственность нанимателя за нарушение законодательства о труде и трудового договора…………………………………………………………….4
2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАНИМАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ПРОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НИМ
2.1 Материальная ответственность нанимателя за нарушение законодательства о труде перед работниками……………………………….10
2.2 Административная ответственность за нарушение законодательства о труде…………………………………………………………………………….14
2.3 Уголовная ответственность нанимателя за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда………………………………………………….17
Заключение…...………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………….…………………….....23
6. В отличие от уголовного
наказания применение
7. Законодательством Республики
Беларусь установлен особый
Кроме того, ряд обязанностей нанимателя установлен Законом «О занятости». Так, в соответствии с ним наниматели обязаны:
содействовать проведению государственной
политики в области обеспечения
занятости населения на основе соблюдения
законодательства о труде, условий
трудовых договоров, коллективных договоров,
соглашений; оказания помощи в трудоустройстве,
профессиональной подготовке, переподготовке
и повышении квалификации; предоставления
сверх установленной
своевременно (не позднее, чем за три месяца) представлять в органы государственной службы занятости населения и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством;
не менее чем за два
месяца до высвобождения работников
в связи с ликвидацией
принимать на работу граждан, направленных органами государственной службы занятости населения в счет брони, установленной в соответствии со ст. 11 Закона «О занятости»;
принимать на работу выпускников
государственных учреждений, обеспечивающих
получение профессионально-
создавать рабочие места
(в том числе
создавать рабочие места
для трудоустройства
письменно уведомлять органы государственной службы занятости населения о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты;
предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным и гражданам, ищущим работу, в соответствии с перечнями общественных работ, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами;
перечислять обязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости.
Ответственность за нарушение законодательства о занятости населения определялась нормами ст. 21 ранее действовавшего Закона «О занятости». Новый Закон «О занятости» указанные нормы не воспроизвел, что в принципе логично, поскольку действует ст. 41 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за нарушение должностными лицами законодательства о труде, а в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. включены 2 статьи, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства о занятости населения, а также за отказ в приеме на работу, в том числе лица, направленного государственной службой занятости в счет брони.
2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
НАНИМАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ
2.1 Материальная ответственность нанимателя за нарушение законодательства о труде перед работниками
Отношения по возмещению ущерба (вреда) нанимателем в трудовых правоотношениях нельзя относить к самостоятельному виду правоохранительных правоотношений, так как они производны от трудовых. Охранительная функция здесь осуществляется в рамках имеющегося трудового правоотношения. Эти отношения следует рассматривать как страхующую систему трудового правоотношения, призванную наиболее полно удовлетворять интересы и потребности субъектов трудового правоотношения в процессе регулирования живого труда.
Трудовое законодательство обязывает нанимателя возместить ущерб, возникший вследствие нарушения нанимателем трудовых прав работника.
Конституция Республики Беларусь предусматривает право граждан на взыскание в судебном порядке как имущественного вреда, так и материального возмещения морального вреда (ст. 60). В развитие этой конституционной нормы принято ряд законодательных актов, регулирующих возмещение морального вреда в различных сферах правоотношений.
Под моральным вредом следует
понимать испытываемые гражданином
физические и (или) нравственные страдания.
В законе не содержится определения
понятия физических и нравственных
страданий. Разъяснение этим понятиям
дал Пленум Верховного Суда Республики
Беларусь в постановлении от 28.09.2000г.
N 7 «О практике применения судами законодательства,
регулирующего компенсацию
В сфере нарушений трудовых
прав физические и нравственные страдания
могут возникнуть в связи с
потерей работы при незаконном, по
мнению потерпевшего, увольнении или
распространением сведений о причинах
увольнения, не соответствующих
Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных страданий. При рассмотрении требований о возмещении морального вреда суд должен располагать доказательствами, подтверждающими тот факт, что работник действительно перенес нравственные страдания, выяснить, какими действиями и при каких обстоятельствах они были причинены, степень вины ответчика.
Компенсация морального вреда допускается только по требованию, заявленному работником. Суд по своей инициативе не вправе решать вопрос о компенсации морального вреда, если такие требования истцом не заявлены. Иск о компенсации причиненных истцу нравственных и физических страданий суд вправе рассматривать как совместно с иском о восстановлении на работе, так и отдельно от иска по трудовому спору, поскольку ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного ущерба и может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно. Судебная практика свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев в исковых заявлениях о восстановлении на работе, о признании незаконным перевода на другую работу, о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, истцы заявляют требования и о материальном возмещении морального вреда.
Требования о размере компенсации морального вреда должны быть основаны на конкретных обстоятельствах. Поэтому истец в исковом заявлении о компенсации морального вреда должен указать: кем, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) причинены ему нравственные и физические страдания, в чем выражаются причиненные ему незаконным увольнением или незаконным переводом нравственные страдания, в какой денежной сумме он оценивает их компенсацию, какими доказательствами подтверждается факт причинения морального вреда.
Законом установлено, что
размер морального вреда определяется
судом. На практике определение размеров
денежных сумм, подлежащих взысканию
в возмещение морального вреда, представляет
большую сложность. Закон не содержит
каких-либо критериев, по которым определяются
эти размеры, не содержит таких критериев
и постановление Пленума от 28.09.2000г.
Решение этого вопроса
Хотя включение в Трудовой
кодекс положений о праве на возмещение
морального вреда при нарушении
трудовых прав работников является прогрессом
в регулировании защиты прав работников,
однако, положения ст. 246 Трудового
кодекса Республики Беларусь ограничивают
по сравнению со ст. 60 Конституции
право на взыскание морального вреда
в других, не указанных в этой
статье случаях, например, при незаконном
наложении дисциплинарного
Следует отметить, что в Российской Федерации перечень нарушений трудовых прав, влекущих возмещение морального вреда, гораздо шире. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» такими нарушениями являются: незаконное увольнение, незаконный перевод на другую работу, незаконное применение дисциплинарного взыскания, незаконный отказ в переводе на другую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями и т.п. Поэтому представляется, что исходя из конституционных положений, гражданин вправе требовать возмещения морального вреда и при нарушении его других трудовых прав, являющихся неимущественными правами. К таким правам следует отнести право на надлежащие условия труда, право на отдых, право на деловую репутацию, право на недопущение дискриминации др. Так, право на деловую репутацию может быть нарушено в результате незаконного применения дисциплинарного взыскания. Наложение дисциплинарного взыскания умаляет деловую репутацию работника, его достоинство, что может повлечь за собой нравственные страдания и переживания
Следует отметить также некорректную
формулировку ст. 246 Трудового кодекса
Республики Беларусь относительно случаев
возможности взыскания
2.2 Административная ответственность нанимателя за нарушение законодательства о труде
В Республике Беларусь 21 апреля
2003г. был принят новый Кодекс об административных
правонарушениях, который более
подробно по сравнению с Кодексом
об административных правонарушениях
Республики Беларусь 1984г. конкретизирует
административные правонарушения в
сфере труда. Он вступил в силу
с 01.03.2007г. В нем предусмотрено
несколько составов правонарушений
в сфере труда, за которые установлена
соответствующая