Охрана труда. Требования охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:27, доклад

Краткое описание

Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 211 ТК РФ). В соответствии с данной нормой принято Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160) (далее - Положение).

Вложенные файлы: 1 файл

ОХРАНА ТРУДА путеводитель.docx

— 26.07 Кб (Скачать файл)

ОХРАНА ТРУДА. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

В федеральных законах  и иных нормативных правовых актах  РФ и субъектов РФ устанавливаются  правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и  здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ч. 1 ст. 211 ТК РФ).

Требования охраны труда  обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении  ими любых видов деятельности, в том числе (ч. 2 ст. 211 ТК РФ):

- при проектировании, строительстве  (реконструкции) и эксплуатации  объектов;

- при конструировании  машин, механизмов и другого  оборудования;

- при разработке технологических  процессов;

- при организации производства  и труда.

Порядок разработки, утверждения  и изменения государственных  нормативных требований охраны труда  устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 211 ТК РФ). В соответствии с данной нормой принято Положение  о разработке, утверждении и изменении  нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. Постановлением Правительства  РФ от 27.12.2010 N 1160) (далее - Положение).

Государственные требования охраны труда содержатся в следующих  нормативных правовых актах (п. 2 Положения):

- стандарты безопасности  труда. Они регламентируют осуществление  социально-экономических, организационных,  санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области  охраны труда (ч. 13 ст. 209 ТК РФ);

- правила и типовые  инструкции по охране труда;

- государственные санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы.

В частности, Минтруд России уполномочен принимать следующие  документы:

- типовой перечень мероприятий  по улучшению условий и охране  труда в организациях (п. 5.2.20 Положения  о Министерстве труда и социальной  защиты РФ, утвержденного Постановлением  Правительства РФ от 19.06.2012 N 610; далее  - Положение о Минтруде России);

- порядок обучения работников  организаций по охране труда  (п. 5.2.23 Положения о Минтруде России);

- рекомендации по структуре  службы охраны труда в организации  и численности работников данной  службы (п. 5.2.25 Положения о Минтруде  России);

- правила и типовые  инструкции по охране труда  (п. 5.2.28 Положения о Минтруде России).

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Государственное управление охраной труда осуществляется непосредственно  Правительством РФ, а также по его  поручению Минтрудом России (ч. 1 ст. 216 ТК РФ, Постановление Правительства  РФ от 19.06.2012 N 610).

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право  осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны координировать свою деятельность и согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда с Минтрудом России (ч. 2 ст. 216 ТК РФ).

В целях государственного управления охраной труда Правительство  РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (ч. 4 ст. 216 ТК РФ):

- обеспечивают разработку  нормативных правовых актов, определяющих  основы государственного управления  охраной труда;

- разрабатывают федеральные  целевые программы улучшения  условий и охраны труда и  обеспечивают контроль за их выполнением;

- устанавливают порядок  организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

- устанавливают порядок  осуществления государственной  экспертизы условий труда, порядок  проведения аттестации рабочих  мест по условиям труда и  порядок подтверждения соответствия  организации работ по охране  труда государственным нормативным  требованиям охраны труда;

- разрабатывают меры экономического  стимулирования деятельности работодателей  по обеспечению безопасных условий  труда;

- обеспечивают взаимодействие  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ, объединений  работодателей, профессиональных  союзов и их объединений по  вопросам реализации государственной  политики в области охраны  труда;

- координируют научно-исследовательские  работы в сфере охраны труда  и обеспечивают распространение  передового отечественного и  зарубежного опыта работы по  улучшению условий и охраны  труда;

- организуют международное  сотрудничество в области охраны  труда;

- исполняют иные полномочия  в сфере государственного управления  охраной труда в соответствии  с федеральными законами и  иными нормативными правовыми  актами РФ.

На территориях субъектов  РФ государственное управление охраной  труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий. Эти полномочия перечислены в ч. 5 ст. 216 ТК РФ.

Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной  труда в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ. На федеральном уровне передача отдельных  полномочий по государственному управлению охраной труда органам местного самоуправления осуществляется в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, ст. 19 и ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации".

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА

Государственная экспертиза условий труда (далее - государственная  экспертиза) - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным  нормативным требованиям охраны труда (ч. 11 ст. 209 ТК РФ). Без заключений государственной экспертизы запрещается  техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение  новой техники, внедрение новых  технологий (ч. 2 ст. 215 ТК РФ).

Государственная экспертиза проводится следующими органами (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ):

- федеральной инспекцией  труда. Она осуществляет федеральный  государственный надзор за соблюдением  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права  (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);

- органами исполнительной  власти субъектов РФ в области  охраны труда.

Порядок проведения государственной  экспертизы определен Положением о  проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства  РФ от 25.04.2003 N 244 "Об утверждении Положения  о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации".

 Помимо указанного  Положения документом, регулирующим  вопросы государственной экспертизы, являются Рекомендации по организации  деятельности органов, осуществляющих  государственную экспертизу условий  труда в Российской Федерации.  Они утверждены Постановлением  Минтруда России от 30.11.2000 N 86 "Об  утверждении рекомендаций по  организации деятельности органов,  осуществляющих государственную  экспертизу условий труда в  Российской Федерации".

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в  целях оценки (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ):

- качества проведения  аттестации рабочих мест по  условиям труда;

- правильности предоставления  работникам компенсаций за тяжелую  работу, работу с вредными и  (или) опасными условиями труда;

- соответствия проектов  строительства, реконструкции, технического  переоснащения производственных  объектов, производства и внедрения  новой техники, внедрения новых  технологий государственным нормативным  требованиям охраны труда;

- фактических условий  труда работников, в том числе  в период, непосредственно предшествовавший  несчастному случаю на производстве.

Государственной экспертизе подлежат документация и материалы  по условиям и охране труда (п. 2 Положения  о государственной экспертизе). Перечень такой документации и материалов определяется Минтрудом России в  зависимости от объекта экспертизы (п. 5.2.14 Положения о Минтруде России).

Согласно п. 4 Положения  о государственной экспертизе в  федеральную инспекцию труда  направляются документация и материалы  по проектам строительства и реконструкции  производственных объектов федерального уровня.

В органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами  охраны труда, представляются документация и материалы по другим направлениям государственной экспертизы условий  труда, включая проекты строительства  и реконструкции производственных объектов.

Далее документация и материалы  регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное  подразделение органа исполнительной власти. Его руководитель (далее - руководитель экспертизы):

- формирует состав экспертов;

- организует проведение  государственной экспертизы условий  труда;

- организует подготовку  проекта экспертного заключения.

В случае если документация и материалы, представленные на государственную  экспертизу, не соответствуют установленным  требованиям, орган исполнительной власти в срок не более семи дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные  недостатки, орган исполнительной власти по истечении одного месяца со дня  регистрации документации сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные материалы (п. 9 Положения о проведении государственной экспертизы).

В процессе проведения государственной  экспертизы орган исполнительной власти имеет право запросить у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным  нормативным требованиям охраны труда (п. 5 Положения о государственной  экспертизе).

Иные права и обязанности  лиц, осуществляющих государственную  экспертизу, установлены в ч. 5 и  ч. 6 ст. 216.1 ТК РФ.

Срок проведения государственной  экспертизы условий труда зависит  от трудоемкости экспертных работ и  объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 8 Положения о государственной экспертизе).

По окончании государственной  экспертизы составляется экспертное заключение, требования к которому определены п. 11 и п. 12 Положения о государственной  экспертизе. Форма экспертного заключения приведена в Приложении N 1 к Рекомендациям.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о  соответствии (несоответствии) условий  труда государственным нормативным  требованиям охраны труда. Оно составляется в двух экземплярах, которые подписываются  лицом, проводившим экспертизу, и  руководителем экспертизы. Оба экземпляра утверждаются органом исполнительной власти.

Далее один экземпляр экспертного  заключения вместе с документацией  и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой остается в органе исполнительной власти и  хранится в течение пяти лет, если иной срок не определен законодательством  РФ.

Если заказчик не согласен с экспертным заключением, он может  обжаловать его в судебном порядке (п. 14 Положения о государственной  экспертизе).

 

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Частями 1, 2 ст. 212 и ч. 2 ст. 22 ТК РФ обязанности по обеспечению  безопасных условий и охраны труда  возлагаются на работодателя. Обязанности  работодателя подразделяются на несколько  видов.

1. Обязанности  по обеспечению безопасных условий  труда работников в процессе  трудовой деятельности:

- обеспечение безопасности  работников при эксплуатации  зданий, сооружений, оборудования, осуществлении  технологических процессов, а  также применяемых в производстве  инструментов, сырья и материалов (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ);

- применение средств индивидуальной  и коллективной защиты работников. Указанные средства должны пройти  обязательную сертификацию или  декларирование соответствия в  установленном законодательством  РФ порядке. Данная обязанность  работодателя конкретизируется  в ч. 1 ст. 221 ТК РФ;

Информация о работе Охрана труда. Требования охраны труда