Пенсии по старости в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить особенности назначения и размер трудовой пенсии по старости. Задачи:
1) Изучить понятие и виды пенсий по пенсионному законодательству,
2) Рассмотреть особенности пенсионного обеспечения,
3) Изучить условия назначения и лиц, имеющих право на трудовые пенсий по старости,
4) Выявить размер и порядок выплаты трудовой пенсии по старости, а также рассмотреть новый порядок выплаты пенсий по старости в 2015 году.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИЙ
1.1 Пенсионное право в системе права социального обеспечения
1.2. Понятие и виды пенсий в Новой пенсионной системе РФ
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СТАРОСТИ
2.1. Лица, имеющие право на трудовые пенсии по старости
2.2. Условия назначение трудовой пенсии по старости
2.3. Размер трудовой пенсии и надбавки
2.4 Порядок выплаты пенсий
2.5 Новый порядок назначения трудовой пенсии по старости в 2015 году
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

пенсии по стрости.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 
ГЛАВА 1. Понятие, виды и значение пенсий 
1.1 Пенсионное право в системе права социального обеспечения

1.2. Понятие и  виды пенсий в Новой пенсионной  системе РФ  
ГЛАВА 2. Порядок назначения трудовых пенсий по старости

2.1. Лица, имеющие право на трудовые пенсии по старости 
2.2. Условия назначение трудовой пенсии по старости 
2.3. Размер трудовой пенсии и надбавки

2.4 Порядок выплаты  пенсий

2.5 Новый порядок  назначения трудовой пенсии по  старости в 2015 году

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

3

5

5

8

19

 

19

21

28

30

 

38

41

44

46


 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ  
 
 Актуальность темы. Пенсионное обеспечение, является одним из видов социального страхования. Задачами социального страхования является гарантия материального и социального благополучия каждого человека независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве.

Законодательным основанием к пенсионному обеспечению  на территории Российской Федерации  является Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как  правило, пожизненная денежная выплата  нетрудоспособным гражданам со стороны  государства или иных субъектов  в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях: при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью. Является формой социальной защиты населения.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная  государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и  нормами, установленными настоящим  Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию1.

Негосударственная пенсия – денежные средства, регулярно  выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Как правило, носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат. Ранее действовавший Закон о государственных пенсиях предусматривал также такие виды пенсий, как пенсии за выслугу лет и социальные пенсии. В Законе о трудовых пенсиях эти виды пенсий не предусматриваются. Пенсии за выслугу лет трансформировались в досрочные трудовые пенсии по старости (ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), а социальные пенсии – это вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, который регулируется Законом о государственном пенсионном обеспечении.

Цель курсовой работы – изучить особенности  назначения и размер трудовой пенсии по старости.

Задачи:  
1) Изучить понятие и виды пенсий по пенсионному законодательству,

2) Рассмотреть  особенности пенсионного обеспечения, 

3) Изучить условия  назначения и лиц, имеющих право  на трудовые пенсий по старости,

4) Выявить размер  и порядок выплаты трудовой пенсии по старости, а также рассмотреть новый порядок выплаты пенсий по старости в 2015 году. 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие, виды и значение пенсий

1.1 Пенсионное право в системе права социального обеспечения

 

Существование пенсионного права – факт неоспоримый, что обусловлено следующими факторами: специфический субъект этих отношений – пенсионер, характерный статус, состоящий преимущественно из прав, минимизирующий количество обязанностей и практически исключающий юридическую ответственность, своеобразная юридическая связь пенсионера с органом, назначающим и осуществляющим выплату пенсии и т.д.

Следует отметить, что еще в 1971 г. В. С. Андреев обратил  внимание на то, что нормы, закрепляющие пенсионные отношения, «слишком многочисленны и многообразны, в связи с чем они подразделяются по общим признакам на несколько институтов»2. Позднее он уточнил свою позицию и высказал весьма плодотворную мысль о том, что пенсионное право - это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента, как подотрасль.

Действительно, пенсионное право может быть с  полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения  не только по своим объемным (количественным) показателям, но и в силу качественной (содержательной) характеристики.

Подотрасль права - это такое его структурное образование, которое расположено между отраслью и ее институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других институтов права социального обеспечения, а с другой - удерживают его в рамках этой отрасли, не позволяют пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Критерии самостоятельности  пенсионного права:

1. Предмет правового регулирования. Это пенсионные отношения.

Но прежде чем  дать им качественную характеристику, позволяющую считать их специфической однородной общностью общественных отношений (только такая общность может считаться самостоятельным предметом правового регулирования), необходимо определиться и в объемных (количественных) показателях, которые дают основание считать, что эти отношения значительнее отношений, регулируемых иными институтами права социального обеспечения, и одновременно находятся «в рамках» последних, являются их составной частью.

Подотрасль  права - это структурное образование  более высокого уровня, нежели правовой институт, постольку, поскольку юридические нормы, ею объединяемые, регулируют более широкий круг общественных отношений, чем институт, и по этой причине подотрасль занимает промежуточное положение между отраслью и правовым институтом.

1) В большинстве  отношений, регулируемых правом  социального обеспечения, так  или иначе присутствует специальный субъект - пенсионер, которому, как правило, отдается предпочтение перед другими физическими лицами (например, обеспечение льготами, социальное обслуживание, медицинская помощь и т.д.). Таким образом, законодатель как бы «растворяет» статус пенсионера в других социально-обеспечительных отношениях.

2) Пенсионные  отношения выходят за рамки  отрасли права социального обеспечения,  оказывая правоформирующее воздействие на статус физических лиц в иных сферах правового регулирования: гражданского, налогового, семейного, жилищного, трудового, уголовно-исполнительного и др.

Но в то же время достаточно очевидно, что предмет  воздействия пенсионного права  имеет достаточно четко очерченные границы - это отношения по денежному содержанию лиц, не способных к самообеспечению в силу возраста, состояния здоровья (инвалидность), профессиональной непригодности или утраты кормильца.

Основной феномен  предмета Пенсионного права состоит в том, что мы имеем дело:

- с одной  стороны, с общественными отношениями,  составляющими часть отношений,  регулируемых нормами ПСО,

- с другой - с  отношениями четко определенными  и своеобразными, что делает  их предметом самостоятельного правового воздействия.

Пенсионные  отношения являются одновременно:

- качественно однородной областью общественных отношений, могущих претендовать на роль предмета самостоятельной отрасли права, пока еще удерживаемых в рамках предмета регулирования ПСО;

- группой отношений, входящих в состав отношений по социальному обеспечению, являющихся наиболее обширной частью последних.

Вместе с  тем они представляют собой самый  значительный и весомый пласт (слой) социально-обеспечительных отношений в целом, оказывая влияние на содержание статутных прав нуждающихся граждан при обеспечении их пособиями, компенсациями, социальной помощью в учреждениях социального обслуживания, при наделении их льготами.

Специфика субъектного состава пенсионных отношений. Там всегда физическое лицо (пенсионер). Специфика пенсионера как субъекта социально-обеспечительных отношений состоит в том, что им является нуждающееся лицо, находящееся на денежном содержании государства, которое в рамках предоставленных ему средств содержит себя по собственному усмотрению.

Пенсионные  отношения - однородны, поскольку все  возникающие связи между их субъектами подчинены единой цели, и одновременно они весьма многообразны, о чем  свидетельствует хотя бы изложенная в предыдущем разделе классификация пенсий.

2. Метод правового регулирования.

Пенсионное  право, отнесенное нами к такому структурному элементу, как подотрасль права социального обеспечения, не располагает в своем юридическом инструментарии собственным методом правового регулирования, а использует общий для права социального обеспечения метод урегулирования взаимодействия участников социально-обеспечительных правоотношений3.

По нашему мнению, социально-обеспечительные отношения  регулируются методом обязательных предоставлений. Из такой характеристики следует, что если гражданин или семья признаются нуждающимися, то другая сторона (орган или организация) обязана предоставить им определенные денежные средства к существованию или обеспечить их натурально одеждой, жилищем, оказать им медицинскую помощь, предоставить продукты питания и т. д.

Метод обязательных предоставлений присущ и пенсионному  праву, и никакими другими специфическими чертами он не отличается от совокупности приемов, способов и средств воздействия на поведение участников (субъектов) иных социально-обеспечительных отношений по выплате пособий, оказанию социальных услуг, включая медицинскую помощь и лечение, по предоставлению льгот и компенсаций.

 

    1.  Понятие и виды пенсий в Новой пенсионной системе РФ

 

Такое важное понятие  как «пенсия» было легально закреплено только в 2001 году.

Это связано:

- с недооценкой  законодателем этого вопроса;

- с тем, что  в общественном представлении  пенсия это некая денежная  сумма, выплачиваемая нетрудоспособным  гражданам, утратившим способность  к самообеспечению;

- с «молодостью» отрасли.

На данный момент в законе два определения пенсии.

1. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию (ст. 2 ФЗ «О ГПО»4).

2. Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом (ст. 2 ФЗ «О ТП»5).

Главной ценностью  их является сам факт их закрепления.

В отличие от законотворческих органов, в юридической  литературе вопрос о понятии пенсий поднимался многократно. Можно даже сказать, что современные легальные определения – результат «наработок» ученых советского периода.

В.С. Андреев: «пенсии - ежемесячные выплаты из фондов для нетрудоспособных, назначаемые гражданам в случае старости, инвалидности, потери кормильца и выслуги лет в связи с определенным видом общественно полезной деятельности в прошлом, в размерах, как правило, соизмеримых с прошлым заработком».

А Д. Зайкин: «пенсия - это ежемесячная социально-алиментарная выплата, назначаемая лицам, потерявшим кормильца, и иным категориям граждан в связи с прошлой общественно полезной деятельностью, в размере, как правило, соизмеримом с оплатой по труду, и являющаяся основным источником средств к существованию.

Информация о работе Пенсии по старости в РФ