Пенсионное обеспечение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан. В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть основные аспекты правового регулирования пенсионного обеспечения в своей курсовой работе.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1 Предпосылки к реформированию пенсионной системы в Российской Федерации................................................................................................................4
2 Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации................................................................................................................6
2.1 Виды законов.....................................................................................................6
2.2 Конституция Российской Федерации – гарант пенсионного обеспечения населения..................................................................................................................7
2.3 Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» как основа пенсионного обеспечения в России.......................................................................8
3 Нормативно правовые акты в системе законодательства базы пенсионного обеспечения............................................................................................................13
3.1 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» и «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации»............................................................................................................13
3.2 Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования».....................................17
3.3 Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»....................................................................................19
Заключение.............................................................................................................20
Список использованной литературы...................................................................22

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое.docx

— 45.30 Кб (Скачать файл)

2)государственное пенсионное  обеспечение для отдельных категорий  граждан, а так же для лиц,  которые не приобрели права  на пенсию по государственному  пенсионному страхованию – за  счет средств федерального бюджета  (базовая пенсия);

3)дополнительное пенсионное  страхование (обеспечение), осуществляемое  за счет   добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленным законодательством Российской Федерации – обязательных страховых взносов;

Основой дополнительного  пенсионного обеспечения должны стать негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение  в пенсионной системе рассматривается  как дополнительное по отношению  к государственному и может осуществляться:

1)в форме так называемых  дополнительных профессиональных  пенсионных систем отдельных  организаций, отраслей экономики,  либо территорий;

2)в форме личного пенсионного  страхования граждан, производящих  накопление средств на свое  дополнительное пенсионное обеспечение  в страховых компаниях или  негосударственных пенсионных фондах.

Одна из ключевых позиций  в деятельности будущей пенсионной системы принадлежит новым для  нашей страны организациям – негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Следует подчеркнуть, что НПФ по своей природе имеют двойственный характер.

Во-первых, они могут рассматриваться  как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального  положения нетрудоспособных членов общества. Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность  людям иметь более высокие  доходы в старости, чем тот минимум, которым их способно будет обеспечивать государство. Именно, НПФ предстоит  занять эту нишу, что бы работники  имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительные деньги, либо через своих представителей – профсоюзы -заключить такие  коллективные договора на предприятиях, что бы эти взносы делал работодатель.

Во-вторых, НПФ выступают  в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения  для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных  пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет  привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а так же денежные средства работодателей. Неликвидность активов  НПФ и длительный срок большинства  пенсионных схем позволяет этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой  надежностью и длительным сроком реализации.  Практически ни один из других финансовых инвесторов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов.

Формирование системы  НПФ в России началось в крайне неблагоприятных для этого дела условиях. Отсутствие необходимых нормативных  документов, высокие темпы инфляции, тяжелое финансовое положение многих работодателей, неустойчивость фондового  рынка, а так же политическая нестабильность и неопределенность сильно сужают возможности  без рискового эффективного использования  пенсионных накоплений.

Первой в России Негосударственный  пенсионный фонд («Российский страховой  пенсионный фонд») был создан в ноябре 1991 года. На начало 1998 года в России фактически действовало около 280 Негосударственных  пенсионных фондов, которые выплачивали  дополнительные пенсии более чем 190000 человек[7].

«Программа пенсионной реформы  в Российской Федерации « от 20 мая 1998 года предлагает создание профессиональных пенсионных систем. Для профессий  и должностей, включенных в Списки № 1 и № 2 и связанных с относительно высокими факторами, профессионального  риска, страхование работников работодателями с помощью профессиональных пенсионных систем должно быть обязательным. В  тех случаях, когда Уровень профессионального риска относительно низкий, предполагается страхование работников в профессиональных пенсионных системах сделать добровольными.

За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда работодатель уплачивает страховые  взносы по дополнительному тарифу перечисляются  в уполномоченные негосударственные  пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного  фонда Российской Федерации в  рамках персонифицированного учета  плательщиков взносов и негосударственных  пенсионных фондов.

Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются  ни одним из уполномоченных негосударственных  пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации по повышенным тарифам. Эти взносы будут помещаться на специальный счет в рамках накопительной  системы.

 

3.2. Закон «Об  индивидуальном персонифицированном  учете в системе государственного  пенсионного страхования».

 

Предложенный выше подход к организации профессионального  пенсионного страхования непосредственно  связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Российской Федерации, полномасштабное  функционирование которой началось в 2000 году.

Закон о персонифицированном  учете был принят 20 марта 1996 года. Он направлен на создание условий  для назначения пенсий в соответствии с трудовым вкладом, обеспечение  достоверности сведений о стаже  и заработке, развитии заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых  взносов.  Персонифицированный учет застрахованных лиц позволяет создать механизм саморегулирования при сборе страховых взносов: поскольку при назначении пенсии будут использоваться данные этого учета, работники будут заинтересованы в своевременном перечислении страховых взносов работодателями и будут сами контролировать  этот процесс, что бы данные о взносах соответствовали заработку и были учтены в пенсионном фонде.

Закон рассматривает перечень обязанностей всех субъектов в сфере  пенсионирования. Так, государство  в лице Пенсионного фонда России принимает на себя обязательства  открыть индивидуальный лицевой  счет и выдать страховое свидетельство  каждому застрахованному, обеспечить защиту сведений.

Работодатели, помимо финансового  участия в формировании Пенсионного  фонда России, теперь будут обременены и организационными обязанностями: предоставлять сведения о всех  работающих по трудовому договору, за которых они выплачивают страховые взносы, получать страховые свидетельства и выдавать их под роспись застрахованным лицам передавать бесплатно каждому работнику копию сведений, поданных о нем в соответствующие отделения Пенсионного фонда России, контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства реквизитам документов, удостоверяющих личность работника.

Перечень сведений, которые  обязан предоставить работодатель, достаточно широк. В частности, необходимо указать  период деятельности, включаемые в  специальный трудовой стаж (работа в особых условиях труда, на Крайнем  Севере и так далее), сумму заработка, на который начислялись страховые  взносы, сумму начисленных страховых  взносов, на которые они не начисляются  и т.д.

Оговорены в Законе и обязанности  застрахованного лица. Оно должно:

-пройти регистрацию в  органах Пенсионного фонда Российской  Федерации;

-получить страховое свидетельство,  хранить его и предъявлять  по требованию уполномоченных  на то лиц;

-заявлять в случае  изменения сведений, находящихся  на его индивидуальном лицевом  счете, а так же при утере  страхового свидетельства;

-представлять по требованию  органов Пенсионного фонда Российской  Федерации документов, подтверждающие  сведения, подлежащие включению  на его индивидуальный лицевой  счет.

Несомненным достоинством принятого  Закона является реальное обозначение  перспектив дифференциации пенсионного  обеспечения в зависимости от трудового вклада.

 

3.3. Федеральный  закон «О порядке исчисления  и увеличения государственных  пенсий».

С 1 февраля 1998 года вступил  в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года за № 113 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». В связи с принятием данного  закона пенсии для неработающих пенсионеров  могут исчисляться с применением  индивидуального коэффициента пенсионера. Индивидуальный коэффициент пенсионера – это размер пенсии, выраженный в процентах к среднемесячной заработной плате в стране. Он определяется путем умножения размера пенсии в процентах, получающегося в  зависимости от продолжительности  трудового стажа на отношение  среднемесячного заработка за установленный  период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате  в стране за тот же период. Иными  словами, И.К.П. – соотношение заработка. Из которого исчисляется пенсия, со средней заработной платой в стране в год его получения. Указанное  соотношение будет применяться  не только при назначении пенсий, но и при их перерасчете в связи  с повышением индекса цен. Это  позволит в какой-то мере преодолеть недостатки существующего механизма  пересмотра размера пений в связи  с индексацией пенсий увеличивается  разрыв между максимальными и  минимальными пенсиями, при компенсации  нивелируются различия в уровнях  обеспечения в зависимости от трудового вклада.

 

Заключение

Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего  пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов  и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования  пенсионной системы приобретает  социально-политическую значимость.

В настоящее время сфера  пенсионного обеспечения характеризуется  наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики  и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

-финансовая нестабильность;

-слабая дифференциация  пенсионного обеспечения в зависимости  от трудового вклада;

-неоправданно большой  удельный вес льготных пенсий:

-отсутствие социально-справедливого  механизма повышения размеров  пенсий в связи с ростом  стоимости жизни.

С достаточной степенью достоверности  можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в  России, последствия экономического кризиса, структурная перестройка  экономики в ближайшее десятилетие  потребует чрезвычайных усилий государства  по обеспечению функционирования различных  систем пенсионного обеспечения. Уже  сейчас взносы предприятий и организаций  в социальные внебюджетные фонды  предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 – 20 % экономически активного населения значительно  превышают средние доходы, и при  выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно  падает.

В сложившихся условиях совершенно неизбежной становиться глубокая реформа  пенсионной системы в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного  в мировой практике института  как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой  для негосударственного пенсионного  обеспечения в Российской Федерации  должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Эта идея уже нашла свое воплощение в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством, в форме профессиональных пенсионных систем. Хочется верить, что эта, а так же другие новации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.

При рассмотрении данного  вопроса я пришла к выводу, что  законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и  разветвленную систему, но к сожалению  не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать данную систему привести ее в равновесие, заставить работать.

 

Список использованной литературы

 

1.Конституция Российской Федерации.

2.Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года.

3.Закон Российской Федерации «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» от 15 декабря 2001 года.

4.Закон Российской Федерации «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 15 декабря 2001 года.

5.Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» от 7 августа 1995 года.

6.Постановление Правительства Российской Федерации «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации» от 20 мая 1998 года.

7.Бродский Г.М., Бродский М.Н. «Право и экономика пенсионного обеспечения», С-Пб., 2003.

8.Захаров М.Л. Тучкова Э.Г., Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», М., Бек, 2007.

9.Социальные права: Россия и Европа / под редакцией А.С. Леонова, выпуск № 3, 2008.

 

[1] Социальные права: Россия и Европа /под редакцией А.С. Леонова.,  стр. 22

[2] Г.М. Бродской, М.Н. Бродской.  Право и экономика пенсионного обеспечения./С-Пб, 2003., стр. 18.

[3] Бродский К.М., Бродский М.Н.: Право и экономика пенсионного обеспечения \ С-Пб., 2003 г.

[4] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.: Комментарий к закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Москва, БЕК, 2007 г.

[5] Социальные права: Россия и Европа./под редакцией А.С. Леонова, выпуск № 3, 2008 год, стр. 22.

[6] Социальные права: Россия и Европа./под редакцией А.С. Леонова, выпуск № 3, 2008 год, стр. 24

[7] Социальные права: Россия и Европа./под редакцией А.С. Леонова, выпуск № 3, 2008 год.

 


Информация о работе Пенсионное обеспечение в РФ