Пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Виды и условия назначения трудовых пенсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания данной дипломной работы является следующее:
Во-первых, проанализировать основные черты пенсионной системы, выявить наиболее значимые проблемы, и рассмотреть возможные пути их решения.
Во-вторых, раскрыть особенности Российского Законодательства в области пенсионного обеспечения с учетом современного реформирования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…….. 3
Глава 1 Пенсионное обеспечение в Российской Федерации ………….……… 5
1.1 Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения
в Российской Федерации ………………………………………………….. 5
1.2 Понятие и классификация пенсий в Российской Федерации ……………11
Глава 2 Трудовые пенсии в Российской Федерации…………………………...17
2.1 Понятие, правовая база и основные положения
о трудовых пенсиях в РФ ………………………………………………….17
Лица, имеющие право на трудовую пенсию ……………………………..27
Виды трудовых пенсий в РФ и их структура …………………………….32
Условия назначения трудовых пенсий в РФ ……………………………. 40
Глава 3 Пенсионная реформа …………………………………………………...48
3.1 Цели, задачи и пути реализации пенсионной реформы ……………….. 48
3.2 Правовые основы пенсионной реформы …………………….……...….. 57
Заключение ……………………………………………………………..........…. 68
Список использованных источников .............................................................. 71
Приложения ……………………………………………………………........…...74

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Виды и условия назначения трудовых пенсий.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

С одной стороны, отдельные законы проще провести через Федеральное Собрание, чем многостатейный кодекс, а с другой — лучше эти законы вначале апробировать в правоприменительной практике, выявить и устранить возможные пробелы правового регулирования, прежде чем осуществлять трудоемкий процесс их кодификации.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Пенсионное обеспечение рассматривается как базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25-30 % жителей любой страны, и косвенно всего трудоспособного населения. Особенно важное значение оно приобретает в период радиальной экономической перестройки, происходящей в России, где в настоящее время численность престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, составляет свыше 26,3% общей численности населения.

Гарантия прав граждан на пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни, по инвалидности, потери кормильца и в других случаях обеспечена Конституцией РФ.

Заинтересованность в данной теме объясняется тем, что на сегодняшний день система пенсионного обеспечения находится в стадии реформирования, вследствие чего появляется возможность проследить изменения в этом направлении, отразить плюсы и минусы осуществляемой реформы, дать свою оценку происходящему.

Пенсионная реформа затрагивает интересы каждого человека, является одним из важнейших вопросов проводимых в нашей стране в рамках социально - экономического развития общества.

В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной реформы в Российской Федерации в декабре 2001г. был принят пакет законов по пенсионному обеспечению.

Базовым реформаторским законом является  Федеральный закон  «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Он регулирует отношения между всеми сторонами, участвующими в обязательном пенсионном страховании – самим застрахованным, его работодателем, перечисляющим за него пенсионные взносы и Пенсионным Фондом РФ, эти взносы аккумулирующим и производящим выплату пенсий.

Вторым реформаторским законом является Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», который устанавливает новый порядок расчета и выплаты пенсий.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» касается тех, кому пенсии выплачиваются из федерального бюджета, - государственных служащих, граждан, утративших здоровье при прохождении военной службы, в результате радиационных и техногенных катастроф. По этому же закону выплачиваются пенсии по инвалидности, потере кормильца и иные социальные пенсии.

Введение в действие нового пенсионного законодательства позволяет решать пенсионные вопросы более объективно. Многие положения по пенсионному обеспечению введены вновь, но многое и осталось от старого пенсионного  законодательства.

Так, например, сохранено право на получение двух пенсий тем, кто пользуется этим правом по действующему законодательству. Это учтено сразу в двух законах «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Новое законодательство сохраняет выслугу лет учителям и врачам, льготные пенсии по спискам №1 и №2 до того времени, пока не будет принят закон о профессиональных пенсиях.

По – прежнему, для абсолютного большинства граждан РФ пенсионный возраст наступает в 60 лет – у мужчин, и в 55 – у женщин.

Новыми являются то, что в страховой стаж включаются «не страховые» периоды: декретный отпуск (в сумме до трех лет); служба в армии; время ухода за нетрудоспособным иждивенцем; содержание под стражей при последующем признании не виновным.

Эти периоды будут учитываться при расчете страховой части пенсий, а их финансирование возьмет на себя федеральный бюджет.

Рассмотрение трех основополагающих федеральных законов не затрагивает всех аспектов пенсионной реформы. Учитывая объемность и динамичность пенсионного законодательства, дальнейшее совершенствование пенсионной реформы, на следующем этапе предполагается принятие новых нормативных актов по пенсионному обеспечению.

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также ее сложности из-за  особенностей накопленных за советский период пенсионных обязательств современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительно влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства.

В то же время нельзя не учитывать, что степень изученности экономических аспектов функционирования пенсионной системы России отстает от потребностей современной отечественной практики. Это не позволяет давать оперативные ответы на запросы практики и принимать конструктивные решения по многочисленным актуальным проблемам развития пенсионной системы. Среди них, прежде всего, необходимо выделить проблемы постоянного пересмотра пенсионного законодательства в связи с решениями отдельных социальных задач, преодоления периодических финансовых кризисов бюджета ПФР, нарушения равенства отдельных видов пенсионных выплат различным категориям пенсионеров при проведении инфляционного осовременивания минимальных размеров пенсий и т.п.

Процесс преобразования пенсионной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много, ни мало – будущее всей сферы социального обеспечения, а значит, государства в целом и каждого из нас.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Конституция РФ от 12.12.1993г.
    2. Трудовой кодекс РФ (ФЗ от 30.12.2001г №197-ФЗ).
    3. Федеральный закон РФ от 15.12.2001г №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
    4. Федеральный закон РФ от 15.12.2001г №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
    5. Федеральный закон РФ от 17.12.2001г №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
    6. Федеральный закон РФ от 24.07.2002г «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».
    7. Федеральный закон РФ от 14.02.2005г №3-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий в 2005г.».
    8. Федеральный закон РФ от 07.05.1998г № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» //http:// www/garant.ru.
    9. Федеральный закон РФ от 15.07.1995г № 101-ФЗ «О международных договорах РФ».
    10. Федеральный закон РФ от 24.07.2002г. «№111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».
    11. Федеральный закон РФ «О гражданстве РФ» №62 от 31.05.2002г.
    12. Федеральный закон РФ 25.07.2002г №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан  в РФ».
    13. Федеральный закон РФ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ».
    14. Федеральный закон РФ от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
    15. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993г №4468-1.
    16. Закон РФ от 11.03.1992г № 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях».
    17. Закон от 20.11.1990г № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».
    18. Закон РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в РФ» //http:// www/garant.ru.
    19. Закон РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
    20. Постановление Правительства РФ от 21.01.2002г №30 «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
    21. Постановление Правительства РФ от 07.08.1995г. №790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ».
    22. Постановление Правительства РФ от 30.05.1997г.№652 «О координационных и консультационных органах, образовавшихся Правительством РФ».
    23. Постановление Правительства РФ от 20.05.1998г. №463 «О программе пенсионной реформы в РФ».
    24. Договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.1994г.
    25. Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г №321.
    26. Перечень документов, необходимый для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствие с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденный совместным Постановлением Минтруда России и ПФР от 17.02.2002г. №16/19-па.
    27. Научно-практический комментарий к Конституции РФ.
    28. Комментарий к Федеральному закону от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» / Под редакцией заместителя председателя Правления ПФР Л.И. Чижик.
    29. Воронин Ю. Каким должен быть новый пенсионный закон. – М.: Хозяйство и право, 2001. - 210с.
    30. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 512с.
    31. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения.- М.: Просвещение, 2001. - 498с.
    32. Соловьев А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2001.– 496с.
    33. М.Ю. Зурабов, Ю.В. Воронин. Пенсионная реформа / Министерство труда и социального развития РФ и др. – М.: Просвещение, 2002.- 240с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

 

Соотношение времени выхода гражданина на пенсию

и продолжительности ожидаемого периода

 

 

Время выхода гражданина

 на пенсию

Ожидаемый период выплаты    
трудовой пенсии по старости

С 01.01.2002 по 31.12.2002

12 лет (144 месяца)

С 01.01.2003 по 31.12.2003

12,5 лет (150 месяцев)

С 01.01.2004 по 31.12.2004

13 лет (156 месяцев)

С 01.01.2005 по 31.12.2005

13,5 лет (162 месяца)

С 01.01.2006 по 31.12.2006

14 лет (168 месяцев)

С 01.01.2007 по 31.12.2007

14,5 лет (174 месяца)

С 01.01.2008 по 31.12.2008

15 лет (180 месяцев)

С 01.01.2009 по 31.12.2009

15,5 лет (186 месяцев)

С 01.01.2010 по 31.12.2010

16 лет (192 месяца)

С 01.01.2011 по 31.12.2011

17 лет (204 месяца)

С 01.01.2012 по 31.12.2012

18 лет (216 месяцев)

С 01.01.2013 и в дальнейшем

19 лет (228 месяцев)


 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ   Б

 

Нормативные акты, применяемые в пенсионной реформе

 

Материальные законы

(т.е. содержащие собственно пенсионные  нормы)

Организационно-статусные законы

Финансовые законы

«О трудовых пенсиях в РФ»

«Об обязательном пенсионном страховании в РФ»

Часть вторая Налогового кодекса РФ (глава 24 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование»)

«О государственном пенсионном обеспечении в РФ»

«Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ»

«О бюджете Пенсионного Фонда РФ (на соответствующий год)

«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» (новая редакция)

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (новая редакция)

«О федеральном бюджете» (на соответствующий год)

«О дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги перед Российской Федерацией»

«Об обязательных профессиональных пенсионных системах в РФ»

«Об инвестировании средств для финансирования накопительных пенсий лицам, застрахованным в Пенсионном фонде РФ»

 

«О негосударственных пенсионных фондах» (новая редакция)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

 

 

«____» ____________________ _________г.

 

 

_______________    Хабибуллина Эльмира Ришатовна

(подпись)

1 Далее Федеральный Закон от 17.12.2001 №173-ФЗ

2 Далее ПФР

3 Далее Федеральный Закон РФ от 31.05.2002г. №62-ФЗ

4 Далее Федеральный Закон от 25.07.2002 №115-ФЗ

5 Далее НПФ

 


 



Информация о работе Пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Виды и условия назначения трудовых пенсий