Политика трудоустройства в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:45, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется особенностями социально-экономических процессов в современном белорусском обществе, связанных с переходом Беларуси к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике. В связи с этим обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, а также появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением явной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

политика трудоустройства в РБ.docx

— 38.54 Кб (Скачать файл)

Сезонной безработицей охвачены работники сезонных производств. Причинами сезонной безработицы  являются сезонные колебания в объеме производства некоторых отраслей. Преодолеть сезонную безработицу позволяет  гибкое сочетание различных видов  труда (сельскохозяйственного, индустриального  и т.д.). Скрытая безработица проявляется  во всех сферах занятости. Причиной является наличие излишних рабочих мест на предприятиях и в организациях. Путь преодоления скрытой безработицы  – дифференцированная региональная политика: ускоренное развитие трудоемких производств товаров народного  потребления и услуг, социальной инфраструктуры, агропромышленно-строительной интеграции; создание сети мелких производств  с использованием надомного труда. 

Региональная безработица  охватывает трудовые ресурсы трудоизбыточного региона. На сокращение региональной безработицы  направлены общегосударственные целевые  программы. 

1.4 Регулирование  рынка труда 

Методы регулирование  рынка труда следует подразделить на группы: 

-  прогнозирование  структуры занятости и рынка  труда. 

-  меры по регулированию  занятости населения. 

-  меры по социальной  защите населения. 

В экономической  литературе рассматриваются шесть  основных подходов к проблеме формирования прогнозов занятости. Согласно первому  из них, первичным в прогнозировании  является определение потребности народного хозяйства в рабочей силе. Такой подход не обеспечивает учета реального предложения рабочей силы. 

Второй подход предполагает, что разработка народнохозяйственного  прогноза начинается с определения  синтетических показателей развития экономики. 

Третий подход заключается  в том, что одновременно решаются задачи удовлетворения производства в  рабочей силе и населения в  работе. Подобный метод применяется  к трудовым ресурсам, которые нельзя изъять из сферы производства или  сразу увеличить их численность. 

Четвертый подход предполагает разработку перспектив развития народного  хозяйства, которая должна начинаться не с определения потребности  в рабочей силе, а с прогноза ее предложения. 

Пятый подход исходит  из необходимости обеспечения определенным числом рабочих мест ежегодного естественного  прироста трудовых ресурсов и относительного избытка высвобожденной рабочей  силы. 

Шестой подход связан с построением взаимосвязанных  прогнозов демографических процессов  и динамики воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры  экономики, уровня производительности труда, изменения доли участия в  общественно полезном труде женщин, пенсионеров и т.д. 

Более подробно прогнозирование  структуры занятости и рынка  труда рассмотрим на примере отраслевой структуры занятости. 

Прогнозирование отраслевой структуры занятости в промышленности по республике в целом и в разрезе  ее областей (регионов) осуществляется по следующей схеме: 

1.  Определяется  общая численность занятых в  промышленности. Ее можно исчислить  двумя способами: а) методом  экстраполяции, используя данные  демографического прогноза и  проведенного ранее анализа динамики  численности занятых за предшествующий  период; б) путем расчета численности  занятых в народном хозяйстве  и в промышленности. 

2.  Рассчитывается  численность занятых в разрезе  отдельных под отраслей и производств  отрасли. 

3.  Проверяется  условие обеспечения балансового  равенства между показателями  общей занятости в отрасли  и суммой занятого населения  по ее отдельным под отраслям. 

4.  Определяется  численность занятых в отрасли,  например в промышленности отдельных  регионов республики. 

5.  Проверяется  условие обеспечения балансового  равенства между показателем  общей занятости, например в  промышленности республики, и суммой  занятого в промышленности населения  по регионам. 

6.  По каждому  региону республики рассчитывается  прогнозируемая отраслевая структура  занятости в отраслях, например  в промышленности, и проверяется  условие обеспечения балансового  равенства между показателем  общей занятости в промышленности  и суммой занятого населения  по ее отдельным отраслям. 

Анализ структуры  занятости позволяет определить тенденции динамики занятости в  отдельных укрупненных отраслях. Так, цепные, базисные и среднегодовые  темпы роста численности работников, фактическая доля занятых в той  или иной отрасли в течение  рассматриваемого периода, ее динамика и среднегодовой уровень дают возможность определить на прогнозируемый период тенденцию изменения численности  работающих в данной отрасли (рост, стабилизация или сокращение). 

Группировка отраслей по темпам их развития и уровню высвобождения  работников в детализированном виде дает картину структурного изменения  промышленного производства и соответствующей  ему динамики занятости работающих [8]. 

Пример группировки  отраслей промышленности Республики Беларусь по уровню темпов роста объемов их производства приведен в таблице 1. 

Таблица 1. Группировка  отраслей промышленности по темпам роста  объемов и производства в РБ

Наименование группы отраслей  Интервалы группировочного признака (динамика объема торговой продукции, %)  Число отраслей и подотраслей  Темпы роста (снижения) численности работающих, %

Отрасли, сворачивающие  производство  до 100  60  96,4

Отрасли, развивающиеся  стабильно  100-110  123  100,5

Отрасли, значительно  увеличивающие объем производства  110-120  22  106,0

Отрасли, ускоренно  развивающиеся (преимущественного  развития)  120 и выше  9  223,9

Итого по промышленности   214  98,1 

Государственная политика занятости выражается в широком  наборе мер воздействия на спрос  и предложение труда, важнейшие  из которых следующие: 

-  помощь в трудоустройстве,  организуемая через биржи труда  (биржи труда не ограничиваются  пассивной регистрацией безработных,  а оказывают содействие людям  в поиске работы в соответствии  с квалификацией, способностями,  здоровьем, помогают предприятиям  в поиске рабочей силы); 

-  программы по  увеличению рабочих мест путем  прямого создания их в государственном  секторе и стимулирования найма  новых работников в частном  секторе посредством предоставления  предпринимателям налоговых льгот,  субсидий на зарплату нанимаемых  работников (эти стимулы создаются  главным образом предпринимателям, сохраняющим и создающим новые  эффективные рабочие места); 

-  система переподготовки  кадров, разработка программ обучения  безработных, работников, находящихся  под угрозой безработицы; 

-  специальные  целевые программы трудоустройства  молодежи, женщин, длительно неработающих, инвалидов; 

-  поддержка малого  и среднего бизнеса, самозанятости  посредством предоставления льготных  кредитов, а также субсидий безработным,  желающим иметь собственное дело; 

-  стимулирование  территориальной мобильности рабочей  силы; 

-  организация  общественных работ[4]. 

Методы и меры по регулированию занятости делятся  на две группы: активные и пассивные. Первые представляют собой совокупность методов и мер по созданию дополнительных сфер занятости путем устройства общественных работ, подготовки и переподготовки кадров, усиления мобильности рабочей  силы, субсидирования части затрат на заработную плату, мерами на региональном уровне. Ко вторым относятся ассигнования средств на частичное возмещение безработным их потерь в доходах. 

В РБ выполняются  ежегодные республиканские программы  занятости, но в сфере занятости  сохраняются неблагоприятные тенденции: высокая продолжительность безработицы, распространена скрытая безработица, недоиспользуется рабочая сила на предприятиях, медленно создаются и обновляются  рабочие места, не сбалансированы спрос  и предложение рабочей силы. С  учетом этих проблем будут предопределяться в дальнейшем приоритеты государственной  политики занятости РБ, направления  ее совершенствования, изыскиваться возможности  решения самой настоятельной  для занятости в наших условиях проблемы – создание экономически эффективных рабочих мест [4]. 

Система социальной защиты предполагает совокупность мер  по регулированию доходов и уровня жизни населения. Она включает следующие  компоненты: 

1.  меры по регулированию  уровня жизни (обеспечение минимальной  оплаты труда; регулярный пересмотр  доходов в связи с динамикой  минимального потребительского  бюджета; компенсация, адаптация  и индексация доходов; обеспечение  социальной помощи бедным; денежные  выплаты из фондов общественного  потребления – пенсии, пособия,  стипендии; обеспечение льгот,  связанных с условиями труда,  жилье; возможности бесплатного  образования, бесплатного медицинского  обслуживания); 

2.  меры по регулированию  доходов (совершенствование оплаты  труда; дифференцированное налогообложение  предприятий и граждан). Мероприятия  по соцзащите населения финансируются  государством. 

безработица труд рынок 

2. Особенности безработицы  и политики занятости в Республике  Беларусь 

2.1 Безработица явная  и скрытая 

Полной статистики рабочих мест в Беларуси нет. Но возможности  трудоустройства правомерно оценивать  по параметрам безработицы и количеству свободных рабочих мест и вакансий, заявленных в службу занятости. Безработица  официально была признана в стране в 1991 году, тогда же появились и  первые безработные. Согласно закону «О занятости населения Республики Беларусь» к ним относятся  трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые постоянно проживают  на территории Республики Беларусь, не имеют работы, не занимаются предпринимательской  деятельностью, не обучаются в дневных  учебных заведениях или не проходят военной службы и зарегистрированы в государственной службе занятости [1]. 

При анализе численности  безработных в Беларуси следует  учитывать три потока: численность  обратившихся в службу занятости  граждан, количество зарегистрированных в качестве безработных в течение  года и численность состоящих  на учете на конец отчетного периода. За 1991–202010 годы параметры этих потоков  возросли, но в разной степени. 

В 2010 г. количество занятых  в экономике не сократилось, а  незначительно возросло – до 4,646 млн. человек против 4,580 млн. в сравнении  с 2009 г. В органах по труду, занятости  и социальной защите на 2010 г. зарегистрировано 35,2 тыс. безработных. При этом уровень  безработицы на 2010 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на 2009 г. –0,9%). 

Такая динамика свидетельствует  о приоритете национальной политики на рынке труда по сохранению занятости. Следует отметить, что службы занятости  в кризисных условиях сработали  как своеобразный фильтр, отслеживая ситуацию с безработными и нуждающимися в содействии в трудоустройстве, усилили акценты на заполнении имевшихся  вакансий, обучении и переобучении безработных и скорейшем возвращении  их на рабочие места. 

Так, в 2010 г. на учет было поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 175,9 тыс. чел., или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в 2010 г. 175,3 тыс. чел., в  том числе 115,6 тыс. безработных, или 65,9% от числа всех трудоустроенных 

Вместе с тем  отдельные индикаторы белорусского рынка труда активно реагировали  на вызовы мирового кризиса. Это, прежде всего, касается политики сокращения продолжительности  рабочего времени и предоставления «административных» отпусков. В 2010 г. 141,3 тыс. работников предприятий, или 4,1% среднемесячной численности трудились в режиме вынужденной неполной занятости, тогда  как в прошлом году –7,3%. 

Информация о работе Политика трудоустройства в РБ