Понятие занятости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение занятости и безработицы в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
изучение понятия безработицы как социально-экономического
явления;
определение основных направлений политики занятости в
переходной экономике;
рассмотрение перспективных направлений государственной
политики в области занятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ 6
1.1 Понятие занятости, ее формы 6
1.2 Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда 9
1.3Эффективность политики занятости 12
ГЛАВА 2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в
Республике Беларусь 15
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2012 ГОД 19
3.1 Технико-экономическое обоснование 19
3.2 Цель и задачи государственной программы. Основные направления. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Понятие занятости и безработицы.docx

— 56.61 Кб (Скачать файл)

Гражданам, которые не в  состоянии на равных условиях с другими  конкурировать на рынке труда, государство  гарантирует занятость путём  создания дополнительных рабочих мест [6].

В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются  трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины  до 60 лет), постоянно проживающие  на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской  деятельностью, не обучающиеся в  дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости [6].

В соответствии со ст. 10 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости [6].

Государственная служба занятости  действует на основании Положения  о государственной службе занятости  населения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2008 № 221.

В состав государственной  службы занятости входят 148 структурных  подразделений, в том числе Комитет  по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской  центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

Государственная служба занятости  наделена широкими полномочиями. Она  имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении  к ним граждан (при наличии  свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также  получать информацию о высвобождении  рабочей силы в связи с ликвидацией  предприятия, сокращением численности  или штата работников; вносить  в местные Советы депутатов предложения  по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для  приёма на работу лиц, не способных  на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном  порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных  в установленном законом порядке  на другую работу в другую местность и др [6].

Страхование от безработицы  и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения  осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным  внебюджетным фондом. Государственный  фонд содействия занятости создаётся  за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и  предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

Государство помогает безработным  в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без  права на пенсию;

б) выплату стипендий в  период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода  в общий и непрерывный трудовой стаж;

в) выплату в установленном  порядке пособия по безработице;

г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;

д) возмещение расходов и  получение иных компенсаций, при  необходимости переезда на другое место  жительства в другую местность для  работы по направлению службы занятости [6].

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;

предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение  в развитии их способностей к производительному  и творческому труду;

обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;

принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству  граждан с ограниченной трудоспособностью;

обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для  трудоустройства граждан, желающих работать;

координация деятельности в  области занятости с другими  направлениями экономической и  социальной политики;

участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением  мер по обеспечению занятости  во взаимодействии с органами государственного управления;

международное сотрудничество в решении проблем занятости  населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь [6].

Государственные программы  занятости предусматривают в  области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение  содействия рациональной, свободно избранной  занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

 содействие структурной  перестройке экономики и создание  условий для направления высвобождаемых  работников на рентабельные производства  и в развивающиеся отрасли;

 развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки  и профессиональной ориентации  населения, создания новых рабочих  мест с учетом демографической  ситуации;

 обеспечение занятости  отдельных категорий населения,  трудоустройство которых затруднено;

 повышение экономической  заинтересованности предприятий  и организаций в создании рабочих  мест и использовании гибких  форм занятости;

 совершенствование организационной  структуры государственной службы  занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической  базы [6].

Решение стоящих перед  государством задач в области  занятости населения требует  длительного времени, поэтому обеспечение  полной занятости выступает в  качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние  занятости, которое предусматривается  достичь, решая проблемы конкретного  периода времени.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2012 ГОД

3.1 Технико-экономическое  обоснование

Национальный рынок труда  в 2011 году характеризовался:

  • сокращением численности безработных граждан, зарегистрированных в  комитете  по  труду,  занятости  и  социальной  защите  Минского горисполкома,  управлениях (отделах)  по  труду,  занятости  и  социальной защите  городских,  районных  исполкомов (далее –  органы  по  труду, занятости  и  социальной  защите).  Так,  на 31  декабря 2011  г.  на  учете состояло 28,2 тыс. безработных, или 85,2 процента к уровню 2010 года;  
  • увеличением потребности работодателей в работниках, заявленной в органы по труду, занятости и социальной защите (в сравнении с аналогичным периодом 2010 года число вакансий увеличилось на 5,9 процента и составило 51,7  тыс.  единиц),  причем  в  г.Минске  вакансий  в 6  раз  больше,  чем безработных;
  • снижением  напряженности  на  рынке  труда (с 0,7  безработного  на одну  заявленную  в  органы  по  труду,  занятости  и  социальной  защите вакансию на начало года до 0,5 на 31 декабря  2011 г.).

По  данным Национального  статистического  комитета,  численность  занятых в экономике в январе – ноябре 2011 г. составила 4645 тыс. человек  при прогнозе на конец 2011 года 4670 – 4720 тыс. человек.  В  целом  ситуация  на  рынке  труда  остается  стабильной, контролируемой и управляемой.

Вместе с тем сохраняется  структурный и территориальный  дисбаланс между  спросом  и  предложением  рабочей  силы,  при  этом  рынок  труда ориентирован на рабочие профессии, которые составляли 77,6 процента от общего количества вакансий.

Для  ряда  организаций  характерны  превышение  фактической  численности  работников  над  размерами  экономически  обоснованной, низкий уровень оплаты труда, высокая  текучесть кадров.

Растет  спрос  на  квалифицированные  кадры  в  здравоохранении, строительстве, на транспорте. 

Остается  актуальной  проблема женской  и  молодежной  безработицы, несмотря на  ее  снижение. Сложности  с  трудоустройством молодых  людей связаны с отсутствием  у них опыта практической работы, а в ряде случаев – и квалификации.

Постоянного внимания требуют  вопросы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства  внутренних  дел,  а  также  граждан,  имеющих  длительный перерыв в  работе. 

 Несмотря  на  снижение  безработицы  в  малых,  средних   городских поселениях и регионах  с устойчиво высоким уровнем  безработицы, сложная ситуация  сохраняется в ряде малых, средних  городских поселений и районов  республики, в том числе: 

в  Брестской  области  –  города  Ганцевичи,  Иваново,  Микашевичи Лунинецкого района;

в Витебской области –  города Лепель, Поставы;

в Гомельской области –  город Рогачев; 

в Гродненской области  – города Волковыск, Островец, Щучин;

в Минской области –  города Вилейка, Червень;

в Могилевской области  – районы Белыничский и Краснопольский.

В 2012 году рынок труда  республики будет формироваться  в условиях структурной  перестройки  экономики  и  под  воздействием  следующих факторов:

сокращение численности  трудовых ресурсов;

наличие избыточной рабочей  силы в ряде организаций при одновременном  дефиците квалифицированных кадров; 

дисбаланс  между  спросом  и  предложением  рабочих  мест  по профессионально-квалификационному  составу;

сохранение низкой конкурентоспособности  на рынке труда граждан, особо  нуждающихся в социальной защите, – инвалидов, молодежи, женщин, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства  внутренних  дел,  а  также имеющих  длительный перерыв  в работе (далее −  целевые группы). 

Рынок труда будет пополняться  за счет лиц, увольняемых вследствие естественной текучести кадров, высвобождаемых в результате модернизации производства,  приватизации,  банкротства  предприятий  и  оптимизации численности работников, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе, и выпускников  учреждений образования. Согласно прогнозным расчетам в 2012 году будет зарегистрировано около 240 тыс. безработных.

 

3.2 Цель и задачи государственной программы. Основные направления.

Основной целью Государственной  программы  является  повышение  эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности  рабочей силы на рынке труда. В  рамках  реализации  Государственной  программы  предполагается решение  следующих задач: 

  1. сохранение стабильной ситуации в сфере занятости;
  2. интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;  
  3. совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
  4. информационное,  профориентационное,  методическое  обеспечение по вопросам занятости населения.

Государственную  программу  предусматривается  реализовать  по следующим основным направлениям:

  • осуществление мониторинга состояния рынка труда; 
  • содействие нанимателям в структурной перестройке экономики;
  • содействие самостоятельной занятости безработных;
  • обеспечение занятости молодежи;
  • профессиональная  реабилитация  и  содействие  в  трудоустройстве инвалидов;
  • содействие в трудоустройстве граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел;
  • содействие занятости женщин;
  • содействие занятости длительно неработающих граждан;
  • обеспечение  занятости  населения  в  малых,  средних  городских поселениях  и  регионах  с  устойчиво  высоким  уровнем  безработицы, сельской местности;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
  • информационное,  профориентационное,  методическое  обеспечение по вопросам занятости населения;
  • обеспечение социальных выплат безработным.

Информация о работе Понятие занятости и безработицы