Понятие занятости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение занятости и безработицы в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
изучение понятия безработицы как социально-экономического
явления;
определение основных направлений политики занятости в
переходной экономике;
рассмотрение перспективных направлений государственной
политики в области занятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ 6
1.1 Понятие занятости, ее формы 6
1.2 Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда 9
1.3Эффективность политики занятости 12
ГЛАВА 2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в
Республике Беларусь 15
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2012 ГОД 19
3.1 Технико-экономическое обоснование 19
3.2 Цель и задачи государственной программы. Основные направления. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Понятие занятости и безработицы.docx

— 56.61 Кб (Скачать файл)

Органами  по  труду,  занятости  и  социальной  защите  совместно  с заинтересованными  будут выработаны механизмы микрофинансирования  безработных, желающих организовать предпринимательскую  деятельность.  Особое внимание в  Государственной программе уделено  интеграции в трудовую  сферу  целевых  групп  населения,  нуждающихся  в  социальной поддержке. В частности, предусматривается обеспечить:

  • развитие  системы  профессиональной  ориентации,  направленной  на повышение  престижа  рабочих  профессий,  а  также  формирование  у учащихся намерений приобрести такие профессии; 
  • взаимодействие органов по труду, занятости и социальной защите и медико-реабилитационных экспертных комиссий, которое будет способствовать выполнению инвалидами индивидуальных программ профессиональной и трудовой реабилитации; 
  • разработку  и  реализацию  механизма  создания  рабочих  мест,  в  том числе с использованием надомного труда, для инвалидов, лиц с умственными и  множественными  нарушениями  развития  на  базе  производственно-торгового  частного  унитарного  предприятия ”Центр  социальных  работ“ общественного объединения ”Белорусский фонд милосердия и здоровья“.

Будут приняты меры по повышению  конкурентоспособности на рынке  труда  граждан,  осуществляющих  уход  за  ребенком  в  возрасте  до  трех  лет, путем  направления  таких  граждан  на  профессиональное  обучение  на условиях, предусмотренных  для безработных.  Мероприятия  по обеспечению занятости населения  в малых, средних городских  поселениях  и  районах  республики  с  наиболее  сложной ситуацией  на  рынке  труда  планируется  реализовать  в  рамках  областных программ содействия занятости населения.  Кроме того, будут приняты меры по обеспечению занятости населения  еще в 7 регионах – в Лунинецком, Столинском и Пинском районах  Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах  Гомельской области, определенные в  Государственной программе социально-экономического  развития  и  комплексного  использования  природных ресурсов Припятского  Полесья на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 80, 1/11503). 

Согласно Государственной  программе устойчивого развития села на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1  августа 2011  г.  № 342 (Национальный  реестр  правовых  актов Республики  Беларусь, 2011  г.,  № 88, 1/12739),  предусматривается  выполнение мероприятий по обеспечению  занятости населения в сельской местности. 

Продолжится  работа  по  подготовке  и  переподготовке  кадров  в соответствии с потребностями  развития экономики, формированию графиков профессионального обучения безработных  в разрезе учреждений образования  и по регионам. 

Планируется расширить возможности  информационного обеспечения населения  и организаций по вопросам  занятости  посредством  глобальной компьютерной сети Интернет.

Создание единого информационного  портала службы занятости позволит:

  • нанимателям самостоятельно размещать сведения о вакансиях в своих организациях,  а  также  осуществлять  подбор  работников  из  базы  данных безработных;
  • гражданам  получать  необходимую  и  актуальную  информацию  об интересующих их свободных рабочих местах, знакомиться с профессиограммами по новым профессиям, востребованным на рынке труда;  
  • обеспечить функционирование программных комплексов, прикладного программного  обеспечения  по  учету  и  движению  безработных  с использованием государственных информационных ресурсов.

С учетом развития ситуации на рынке труда будет проработан вопрос о введении системы социального  страхования населения от безработицы. 

На выполнение мероприятий  Государственной программы в 2012 году будет  выделено 225 925 690  тыс.  рублей,  в  том  числе  средства Фонда – 192 475 690  тыс. рублей (в  бюджеты  областей  и  г.Минска  передается 189 132 390 тыс. рублей), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) – 33 450 000 тыс. рублей [2].

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся  в условиях рыночной экономики, поскольку  многие факторы, влияющие на важнейшие  параметры занятости, зависят непосредственно  от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

Одним из основных элементов  формирования политики эффективной  занятости является разработка и  задействование механизма, регулирующего  динамичное равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда. В  этой связи следует выделить два  блока проблем:

оживление экономической  ситуации и инвестиционной активности  в стране, создание условий для  динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих  мест и увеличению потребности предприятий  и организаций в рабочей силе;

 совершенствование системы  оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных  доходов (дивиденды от ценных  бумаг, проценты по вкладам  и т.д.), развитие системы социальных  пособий, дотаций и льгот, снижающих  потребность в труде отдельных  социально-демографических групп  населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров. 

Существенное влияние  на ситуацию на республиканском и  региональном рынках труда оказывает  своевременное решение проблем  подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать  внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных  интересов. Поскольку возникает  очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные  заведения готовят кадры, практически  не интересуясь ситуацией на рынке  труда, касающейся тех или иных профессий  и специальностей. В то же время  работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого  работника диплом, а что конкретно  он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

Особую актуальность приобретают  в настоящее время вопросы  совершенствования государственной  статистики в области занятости  населения, формирования и регулирования  рынка труда. Остро ощущается  отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей  силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и  переподготовки кадров, совершенствования  условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов  в области занятости населения  наблюдается уделение наибольшего  внимания изучению проблем безработицы  и социальной защиты лиц, нуждающихся  в трудоустройстве. В то же время  не уделено внимание вопросам эффективности  использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм собственности будет  влиять на изменение отраслевой структуры  занятости, на многообразие различных  видов деятельности населения.

Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим  аспектом государственной политики занятости, механизм формирования которой  будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной  перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антосенков, Е.Г., От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости / Е.Г. Антосенков// ЭКО. – 1999. - № 2. – с. 123-125.
  2. Государственная программа содействия  занятости  населения Республики Беларусь на 2012 год, 30 января 2012 г., № 96: текст по состоянию на 30 января 2012 г.
  3. Конституция Республики Беларусь, 15марта 1994г., №2875-ХII: с изм. и доп.: текст по состоянию на 17 ноября 2004г./ Консультант Плюс [Электронный ресурс]
  4. Лебедева, С.Н. Экономика и организация труда/ С.Н. Лебедева. – Мн.: Мисанта, 2002. – 165 с.
  5. Мановская, Н.В., Эффективная занятость населения: методологический аспект/ Н.В. Мановская// Веснік БДЭУ. – 2003. - № 6. – с. 9-13.
  6. О занятости населения: Закон Респ. Беларусь, 30 мая 1991г., № 828-XII: с изм. и доп.: текст по состоянию на 15 октября 2010г./  Консультант Плюс [Электронный ресурс]
  7. Сверж, А., Финансовые вопросы социальной политики/ А. Сверж// Финансы, учет, аудит. – 2003. - № 5 – с. 13-19.
  8. Тарасюк, В., Преимущества использования в Республике Беларусь  нетепичных форм занятости / В.Тарасюк //Промышленно-торговое право. – 2011. -  N 9. – 107 с.
  9. Ткаченко,С., Формирование, использование и прогноз развития трудовых ресурсов Беларуси/ С. Ткаченко// Белорусский банковский бюллетень. – 2003. – 27 янв. (Вып. № 3). – с. 47-54.
  10. Экономика Беларуси: тенденции и проблемы развития// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2000. - № 8. – с.2-55.

 


Информация о работе Понятие занятости и безработицы