Понятие и классификация трудовых споров. Индивидуальные и коллективные трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 18:04, аттестационная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение понятия и классификации трудовых споров.
В соответствии с целью обозначим задачи:
1. Раскрыть понятие трудовых споров.
2. Рассмотреть классификацию трудовых споров.
3. Порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
4.Изучить нормативную основу разрешения трудовых споров.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………….…..….…..... 3
2. Понятие трудовых споров …………………………………….….………..... 4
3. Классификация трудовых споров ……………………………………….….. 6
3.1. Классификация трудовых споров по субъектному составу и
предмету……………………..……………...……………………….….....6
3.2. Классификация трудовых споров по характеру ………………..... 8
3.3. Классификация трудовых споров по способу их разрешения …...9
4. Порядок рассмотрения трудовых споров ……………...…………….….….10
4.1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.........10
4.2. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров …........18
4.2.1. Урегулирование разногласий сторонами трудового спора …..19
4.2.2. Примирительные процедуры …………….……………………..21
4.2.3. Забастовка .…………….………………………………………….25
5. Нормативная основа разрешения трудовых споров ………………………..26
6. Заключение……………………………………………………….……………28
Список использованной литературы …………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Аттестационная работа_основа.docx

— 62.59 Кб (Скачать файл)

Если формулировка причины увольнения признана неправильной или не соответствующей действующему законодательству, суд обязан изменить ее и указать в решении в точном соответствии с законом и ссылкой на соответствующую статью закона.

При условии, что указанная формулировка, внесенная в трудовую книжку работника, препятствовала его поступлению на новую работу, суд одновременно принимает решение о выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула.

При наличии соответствующего заявления работника суд выносит решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию с выплатой всех причитающихся ему сумм за время вынужденного прогула и др.

Судебное решение по трудовому делу будет законным, если оно вынесено с точным соблюдением норм ГПК и в соответствии с нормами трудового законодательства, соглашениями, коллективным договором иными локальными нормативными актами, применяющимися к данному трудовому правоотношению, из которого возник трудовой спор.

Решение суда по трудовому спору приводится в исполнение, по общему правилу, после вступления его в законную силу. Но исполнение решений по некоторым трудовым спорам отличается определенными особенностями.

Решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению.

Особенность немедленного исполнения решений заключается в том, что и при таком немедленном исполнении могут быть обжалованы или опротестованы вынесенные решения. При отмене решения в порядке надзора по трудовому спору обратное взыскание с работника сумм, выплаченных по решению КТС или суда, допускается только, если отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах.

При задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника орган, принявший решение, выносит определение о выплате ему среднего заработка или разницы в заработке за все время задержки. Такое решение выносит орган, принявший решение о восстановлении работника на работе, при его обращении с заявлением о неисполнении вынесенного решения.

Во всех случаях, если решения суда по трудовым спорам добровольно не выполняются, при обращении работника осуществляется принудительное исполнение в установленном порядке через службу судебных приставов.

 

4.2.3. Забастовка

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения этого спора, работники вправе прибегнуть к митингу, демонстрации, пикетированию, вплоть до забастовки.

Закон дал определение забастовки, установив, что забастовка – это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (п. 6 ст. 2).

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Собрание считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников – членов профсоюзной организации (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).

После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

В отличие от предупредительной о начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за десять календарных дней (п. 4 ст. 14 Закона).

Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работников орган или соответствующий профсоюзный орган.

Если забастовка была объявлена без учета сроков, процедур и требований, установленных Законом, она считается незаконной. К незаконным относятся также забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц, и забастовки работников Вооруженных Сил РФ, правоохранительных органов, органов ФСБ, если при этом создается угроза безопасности государства.

Решение о признании забастовки незаконной принимается Верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора (п. 5 ст. 17 Закона).

 

5. Нормативная  основа разрешения трудовых споров

Нормативную основу разрешения трудовых споров составляет Конституция Российской Федерации и федеральные законы.

Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Согласно ст. 46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В Конституции признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37).

Нормы трудового права, устанавливающие порядок рассмотрения трудовых споров, образуют самостоятельный институт трудового права. При рассмотрении трудовых споров возникают производные от трудовых правоотношения по рассмотрению трудовых споров. Например, такие отношения возникают между КТС и спорящими сторонами, а также другими участниками (экспертами, свидетелями и т.д.) при рассмотрении индивидуального трудового спора.

При разрешении коллективных трудовых споров отсутствует орган, выносящий обязательные для сторон решения, за исключением признания забастовки незаконной или законной по решению суда. Такое решение суд выносит, когда имеет место забастовка. На всех этапах примирительной процедуры разрешения коллективного трудового спора нет специального и постоянно действующего органа, наделенного юрисдикцией для вынесения обязательных для сторон решений, которые подлежат принудительному исполнению. Обязательным для сторон является только решение, принятое по соглашению сторон, в том числе на этапе разрешения спора в примирительной комиссии, которая формируется из представителей сторон на равноправной основе.

Можно сказать, что правоотношения по разрешению коллективного спора, возникающие между работниками и работодателями (их представителями) и органами, участвующими в разрешении спора, носят процедурный характер.

Порядок рассмотрения трудовых споров в Российской Федерации      носит достаточно прогрессивный характер. Свидетельством этого является участие профсоюза в интересах работника в урегулировании индивидуального трудового спора, рассмотрение спора КТС, избираемой общим собранием работников организации, гарантированная работнику возможность обращения в суд за защитой своего права и др. При урегулировании коллективных трудовых споров в примирительных процедурах участвуют представители работников, избираемые в организации, либо представители профсоюза.

 

 

 

 

 

 

6. Заключение

 

На предприятиях нередко возникают разногласия между отдельными работниками и администрацией по отдельным вопросам, связанным с их трудовой деятельностью. Когда эти разногласия не удается урегулировать при непосредственных переговорах рабочего или служащего с администрацией и они становятся предметом разбирательства в органах, которым это право предложено по закону, их называют трудовыми спорами.

Я пришла к выводу, что основная группа споров возникает из трудового правоотношения, жалующейся стороной чаще всего является работник – данные споры носят, как правило, исковый характер. Такие споры рассматриваются либо в КТС, либо в суде.

Таким образом, под трудовыми спорами принято понимать неурегулированные разногласия, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о труде и условий трудового договора или установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений.

Вступая в трудовые отношения, принимая и увольняя работников,     работодатель должен быть знаком с принципами трудового законодательства. При возникновении споров закон чаще всего становится на сторону работника; и не соблюдая его, поступая “как все”, работодатель совершенно неожиданно для себя может оказаться в роли ответчика в гражданском и даже подсудимого в уголовном делах. Несмотря на то, что практика трудовых отношений, особенно на небольших частных предприятиях, часто далека от установлений законодательства, при обращении в суд с этими установлениями строго считаются; и нарушенные права (как правило, работника) восстанавливаются. Таким образом, знание прав и обязанностей полезно как работодателю, так и работнику.

В аттестационной работе я рассмотрела все аспекты, касающиеся трудовых споров. Чтобы закон работал на практике, нам необходимо информировать своих сотрудников, коллег, а так же своевременно и адекватно реагировать на все их вопросы.

Надеюсь, что в будущем работающее население нашей страны будет знать свои права и обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативные правовые и международные акты:

1. Конституция Российской  Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) («Российская  газета» от 25 декабря 1993 г. № 237).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ по состоянию на 1 марта 2013 года

3. Федеральный закон от 8 мая 2000 г. № 41-ФЗ "О профессиональных союзах" (с изм. и доп.) (Собрание законодательства Российской Федерации от 13 мая 1996 г. № 20 ст. 2321)

4. Федеральный закон от 17 февраля 2002 г. № 14-ФЗ "О коллективных договорах и соглашениях" (с изм. и доп.) (Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2003 г., № 7, ст. 785)

5. Федеральный закон от 12 января 2004 г. № 7-ФЗ "Об основах труда в РФ" (с изм. и доп.) (Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 2004г. № 3, ст. 145).

Материалы судебной практики

6. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 февраля 2005 г. по делам касающихся трудовых споров. Справочная правовая система «Гарант».

Учебная и научная литература

7. Трудовое право России: Учебник / Под ред. А.М. Куренного.-М.: Юристъ, 2006 г. стр. 493.

8. Ершов В.В., Ершова Е.А. Судебная практика рассмотрения трудовых споров// Трудовое право. 1998 г. №1.

9. Костян И.А Трудовые споры. Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. М., 2004 г.

10. Лупарев Е.П. Соотношение административно-правовых и других категорий юридических споров // Российская юстиция. 2003 г. № 2.

11. Малова Н. Трудовые конфликты, посредничество и арбитраж            // Человек и труд. 1995 г. № 9.

12. Куренной А.М., Миронов В.И. Практический комментарий к законодательству о трудовых спорах. М., 1999 г.

13. Снигирёва И.О. Разрешение трудовых споров: постатейный комментарий к главам 60 и 61 раздела XIII Трудового кодекса Российской Федерации. М., 2006 г.

14. Костян И.А Трудовые споры. Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. М., 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ОТЗЫВ

руководителя на аттестационную работу слушателя

                      Якимова Елена Леонидовна                    .         

(Ф.И.О.)

                                                                                           

                                                                                             

Руководитель:  кюн, ст.преподаватель Трофимова Инесса Александровна

(должность, Ф.И.О.)

                                              

Тема аттестационной работы

«Понятие и классификация трудовых споров.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры»

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ___________________________

                    (подпись)

  



Информация о работе Понятие и классификация трудовых споров. Индивидуальные и коллективные трудовые споры