Понятие медицинской помощи и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование понятия медицинской помощи и выявление основных её видов. Для достижения поставленной цели мы используем следующие задачи:
- отслеживание этапов развития здравоохранения в России;
- охарактеризовать основные принципы охраны здоровья граждан;
- определить правовое положение граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья;
- установить субъекты авторского права ;
- дать краткую характеристику видам медицинской;
- раскрыть сущность оказания скорой медицинской помощи;

Содержание

Введение 3
1 Понятие медицинской помощи

1.1 Этапы развития здравоохранения в России 5
1.2 Основные принципы охраны здоровья граждан 8
1.3 Правовое положение граждан и отдельных групп населения
в области охраны здоровья 13
2 Виды медицинской помощи в России

2.1 Общая характеристика видов медицинской помощи 20
2.2 Скорая медицинская помощь 25
2.3 Система стационарной медицинской помощи населению 29
2.4 Амбулаторно-поликлиническая помощь 35
2.5 Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями 39
Заключение 42
Список использованных источников 45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Граждане имеют право  на дополнительные медицинские и  иные услуги на основе программ добровольного  медицинского страхования, а также  за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Граждане имеют право  на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации.

Граждане имеют право  на медицинскую экспертизу, в том  числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со ст. 53 настоящих Основ.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право  на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при  карантине в случае отстранения  их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания   лиц, контактировавших с ними. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Работающие граждане в случае болезни имеют право на неоплачиваемый отпуск продолжительностью три дня в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.

Основы законодательства РФ « Об охране здоровья граждан» ( ст. 2) закрепили следующие основные принципы охраны здоровья граждан:

1) соблюдение прав  человека и гражданина в области  охраны здоровья и 
обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических  мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной  помощи;

4) социальная защищенность  граждан в случае утраты здоровья.

5) ответственность органов  государственной власти и управления  предприятий, учреждений и организаций  независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Правовая доктрина не исключает возможности применения принципов при разрешении юридических  споров в сферах, не связанных с  уголовной и административной регламентацией. Следовательно, в случае невозможности использования при защите своих прав норм иных законодательных актов граждане РФ вправе ссылаться на закрепленные в Основах принципы.

Принцип «соблюдение  прав человека и гражданина в области  охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий» обозначает, что государство обязуется выполнять требования ратифицированных международных документов, закрепляющих права человека в сфере здравоохранения, а также нормы российского законодательства, закрепляющие соответствующие права граждан. Гарантии в юридической литературе рассматриваются как условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию.

Гарантией осуществления  медико-социальной помощи гражданам  является предоставление первичной  медико-санитарной помощи: 

1)     скорой медицинской помощи; специализированной медицинской помощи; 

2)     медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;

3)     медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

4)     Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой.

          Если при возникшем заболевании требуется выполнение специальных методов диагностики, лечения и использование сложных медицинских технологий, то гражданам оказывается специализированная медицинская помощь. Она может быть осуществлена врачами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности. Конституция РФ (часть 1 статьи 41) устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право и на дополнительные медицинские услуги в соответствии с законом, а также за счет средств предприятий, учреждений, организаций, своих личных средств и иных источников.

В части 2 статьи 41 Конституции  РФ определено, что в Российской Федерации финансируются федеральные  программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной  систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека. Источником финансирования здравоохранения являются; средства бюджетов всех уровней; средства, направленные на обязательное и добровольное медицинское страхование; средства целевых фондов, предназначенные для охраны здоровья, государственных и муниципальных предприятий, организаций; доходы от ценных бумаг, кредиты, благотворительные взносы, иные законные источники.

 

Платные медицинские  услуги населению предоставляются  медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Такие медицинские услуги могут осуществляться медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей. 2

Предоставление платных  медицинских услуг медицинскими учреждениями оказывается при наличии  у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности.

Государственные и муниципальные  медицинские учреждения оказывают  такой вид медицинских услуг по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранения.

Исследуя принципы охраны здоровья граждан в современном  российском обществе, мы выяснили главное - они направлены на защиту граждан  и сохранение здоровья каждого индивидуума. Кроме того мы обозначили лиц, ответственных за соблюдение принципов охраны здоровья.

 

1.3  Правовое положение граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья

 

 

 

Законодатель закрепил права граждан при оказании медико-социальной помощи: 

1)   уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала к пациентам; 

2)   выбор врача с учетом его согласия; выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами медицинского страхования;

3)   соответствующие санитарно-гигиенические требования к условиям обследования и лечения; 

4)   проведение по его просьбе консилиума и консультации других специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством; 

5)   сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследования и лечении; 

6)   информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство; 

7)   отказ от медицинского вмешательства; 

8)   получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана эта информация.

В случаях неблагоприятного прогноза развития болезни информация должна сообщаться в деликатной, доступной форме гражданину, членам семьи или лицу, который был назван больным для передачи информации. 

Закон позволяет гражданину непосредственно знакомиться с  медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. При необходимости проведения медицинского вмешательства должно быть добровольное согласие граждан. Если состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а проведение медицинского вмешательства неотложно, вопрос решается консилиумом врачей-специалистов, а при невозможности его созвания — лечащим или дежурным врачом с последующим уведомлением должностных лиц лечебного учреждения. Если лицо не достигло 15-летнего возраста или недееспособно, то согласие на медицинское вмешательство дают их законные представители, при их отсутствии — консилиум, а при невозможности его создать—лечащий или дежурный врач с последующим уведомлением должностного лица данного учреждения.

Право граждан на отказ  от медицинского вмешательства с  указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем и медицинским работником. Однако существует исключение, когда оказание медицинской помощи допускается без согласия граждан или их законных представителей в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, а также лиц, совершивших общественно опасное деяние. Под оказанием медицинской помощи в данном случае понимается медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция. Кроме этого закон допускает оказание медицинской помощи по жизненным показаниям детям до 15 лет без согласия их законных представителей.

Проведение медицинского освидетельствования  и наблюдения граждан без их согласия может быть решено врачом (консилиумом), а решение об их госпитализации выносится судом. Пациент имеет право на допуск к нему священнослужителей.

Еще один аспект, на который необходимо обратить особое внимание —это проведение экспериментов с участием людей. В статье 21 Конституции Российской Федерации сказано, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. В законах говорится о запрещении к применению неразрешенных методов диагностики, лечения и лекарственных средств без добровольного согласия граждан и лиц до пятнадцатилетнего возраста. Однако, если методы диагностики, лечения и лекарственные средства не разрешены к применению, но находятся на рассмотрении в установленном законом порядке, в интересах излечения пациента с его добровольного письменного согласия они могут быть использованы.

Биомедицинское исследование проводится только в учреждении государственной  или муниципальной системы здравоохранения. Перед проведением исследования необходимо получить данные лабораторного эксперимента. Любое медицинское исследование с привлечением человека в качестве объекта может проводиться только после получения письменного согласия граждан. Принуждение к участию в таких исследованиях не допускается. Гражданин должен быть проинформирован о целях, методах, побочных эффектах, риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования. Испытуемый имеет право отказаться от участия в исследовании на любой стадии.

В Российском законодательстве впервые  появилось понятие эвтаназии, под  которой понимается удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.

В литературе существуют следующие  точки зрения на данную проблему.

Каждому человеку принадлежит право человека на жизнь. Он может подвергать себя опасности, рисковать. В литературе ставится вопрос о праве человека на смерть. Не в силах перенести страдания, некоторые больные согласны на легкую смерть. В некоторых странах уголовно не преследуется ускорение смерти больного со стороны медицинского персонала, а в ряде штатов США даже есть соответствующие законодательные акты.

В Уголовном кодексе 1922 года в статье, карающей за умышленное убийство, было ненаказуемо убийство из сострадания  по просьбе больного. Но практика показала, что под это понятие маскировали умышленные убийства и проверить это было практически невозможно.

Запрет на эвтаназию  делает больницу относительно безопасным для больного местом, ведь тогда  больной не будет убит независимо ни от чьих желаний, не будет угрозы того, что их желания осуществятся через доступный акт эвтаназии, он будет спокойно осознавать свое желание смерти и бороться с ним, как все живое на свете (Вульф С., 1993). Больной, даже самый тяжелый, пока он в сознании, не стремится умереть даже тогда, когда он кричит о смерти. Узаконенная эвтаназия снимает уголовный запрет на убийство без предоставления больному безопасности. В случае, когда снята ответственность, становится возможным использование в качестве доноров людей путем воздействия (шантаж) на работников реанимационных служб, банков органов и тканей по сбыту «человеческих запчастей. Описаны случаи, когда из стран, где разрешена эвтаназия (Парагвай, Гватемала и др.), органы и ткани поступали в США (Доув М., 1990).

Если добровольная эвтаназия  станет законом, то врач во время одного визита будет нести исцеление, а  во время другого—смерть. Нет гарантии того, что добровольная эвтаназия  не превратится в принудительную (Асадов Э., 1996).

Законом запрещено медицинскому персоналу осуществлять эвтаназию. Подлежит уголовной ответственности лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии или осуществляет ее.

В части 3 статьи 41 Конституции  РФ устанавливает ответственность  должностных лиц за сокрытие ими  актов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной информации о различных факторах, воздействующих на организм человека.

Законом выделены права  отдельных групп населения в  области охраны здоровья. Такие гарантии установлены:

1. Семье предусматриваются  бесплатные консультации по медицинским  показаниям, по вопросам планирования  семьи, медико-генетические, медико-патологические, другие консультации и обследования  с целью предупреждения возникновения возможных наследственных заболеваний у потомства.

Информация о работе Понятие медицинской помощи и её виды