Понятие медицинской помощи и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование понятия медицинской помощи и выявление основных её видов. Для достижения поставленной цели мы используем следующие задачи:
- отслеживание этапов развития здравоохранения в России;
- охарактеризовать основные принципы охраны здоровья граждан;
- определить правовое положение граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья;
- установить субъекты авторского права ;
- дать краткую характеристику видам медицинской;
- раскрыть сущность оказания скорой медицинской помощи;

Содержание

Введение 3
1 Понятие медицинской помощи

1.1 Этапы развития здравоохранения в России 5
1.2 Основные принципы охраны здоровья граждан 8
1.3 Правовое положение граждан и отдельных групп населения
в области охраны здоровья 13
2 Виды медицинской помощи в России

2.1 Общая характеристика видов медицинской помощи 20
2.2 Скорая медицинская помощь 25
2.3 Система стационарной медицинской помощи населению 29
2.4 Амбулаторно-поликлиническая помощь 35
2.5 Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями 39
Заключение 42
Список использованных источников 45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Организационные формы  оказания стационарной помощи населению, структура больничных учреждений и  их размещение зависят от уровня и характера заболеваемости и возрастно-полового состава населения, особенностей его расселения. Медицинская помощь может быть оказана в специализированных отделениях крупных многопрофильных больниц, а также в специализированных больницах (кардиологических, онкологических, психиатрических и др.). В настоящее время в России основными стационарными учреждениями являются центральные, районные, городские, областные и республиканские больницы. Уровень госпитализации населения составляет около 21%.

Современная региональная система состоит из трех групп  больниц, различных по объему и функциям (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). В первую группу входят больницы, которые обслуживают только местное население и выполняют  локальные функции. Обычно они имеют  отделения по терапии, хирургии, акушерству, инфекционным и эндемичным для района заболеваниям.

Вторую группу составляют больницы, которые осуществляют промежуточные  функции и оказывают специализированную помощь населению более обширной территории. В них есть дерматологическое, офтальмологическое, оториноларингологическое, урологическое и другие отделения.

Третья группа включает крупные больницы, которые выполняют  локальную, промежуточную и региональную функции, охватывают большую территорию широким спектром специализированной помощи (современная терапия рака, грудная хирургия, кардиология и т.д.).

Сельские больницы составляют отдельную, четвертую, группу. Они играют роль элементарного медицинского и  больничного центра в отдаленных селах.

В зависимости от вида, объема и характера оказываемой медицинской помощи городские больницы подразделяются на многопрофильные и специализированные. По объему деятельности стационарные учреждения бывают различной категорийности (мощности), а по системе организации – объединенными или не объединенными с поликлиникой. 

Развивается сеть специализированных центров и клиник научно-исследовательских  институтов (онкологических, хирургических, кардиологических, пульмонологических, нефрологических, гастроэнтерологических, микрохирургии, специализированных детских и др.). Важно обеспечить преемственность между поликлиникой и стационаром с целью непрерывности лечебно-диагностического процесса. Она достигается путем обмена информацией между врачами поликлиники и врачами стационара о состоянии больных, активного привлечения врачей стационара к участию в диспансеризации, осуществлению совместных мероприятий по повышению квалификации (клинические конференции, консультации и др.).

 

 

 

2.4  Амбулаторно-поликлиническая помощь 

 

 

 

Амбулаторно-поликлиническая помощь - вид медицинской помощи, оказываемой больным на приеме в поликлинике (амбулатории) и при посещении больных медицинским работником на дому. 

Амбулаторно-поликлиническая  помощь является самым массовым видом  лечебно-профилактической помощи городскому и сельскому населению. В 1986 г. в СССР функционировало св. 40 тыс. амбулаторно-поликлинических врачебных учреждений, являющихся основным звеном системы здравоохранения, осуществляющим постоянное динамическое наблюдение за здоровыми и больными, обеспечивающим проведение широкого комплекса профилактических, лечебно-диагностических и оздоровительных мероприятий. 

Амбулаторно-поликлиническая  помощь оказывается самостоятельными и объединенными с больницами поликлиниками, медико-санитарными  частями, диспансерами, детскими поликлиниками, женскими консультациями, поликлиническими отделениями центральных районных больниц, амбулаториями сельских участковых больниц, врачебными амбулаториями. Кроме врачебных учреждений амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают под руководством врачей фельдшерско-акушерские пункты (сельскому населению) и фельдшерские здравпункты (работающим на небольших предприятиях промышленности, транспорте, строительстве, предприятиях связи). 

Основными лечебно-профилактическим учреждениями, оказывающими населению внебольничную помощь, являются многопрофильные поликлиники, в которых осуществляются приемы больных по 20-25 врачебным специальностям и более. В состав таких поликлиник входят различные специализированные отделения и кабинеты. 

Особенностями амбулаторно-поликлинической помощи являются ее массовость и общедоступность, широкая взаимосвязь лечебной и профилактической медицины, возможность активного выявления ранних форм заболеваний, внедрение профилактики и специализированных видов внебольничной помощи, участковый принцип работы.

В связи с переходом  советского здравоохранения от диспансеризации  отдельных групп населения к  всеобщей диспансеризации значительно  возрастут роль и значение амбулаторно-поликлинических  учреждений в реализации комплексной программы работ по усилению профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения. Под систематическим наблюдением поликлиник, диспансеров, женских консультаций и амбулаторий состоит значительное число практически здоровых лиц (дети, подростки, рабочие ряда профессий и производств, механизаторы с.-х. производства и животноводства, беременные женщины, инвалиды, ветераны войны и др.). Ежегодно медосмотры проходит св. 120 млн. человек, диспансерным наблюдением охвачено ок. 70 млн. человек, страдающих различными заболеваниями. 

В основе всей деятельности территориальных амбулаторий и  поликлиник лежит участковый принцип, а участковый врач-терапевт является ведущим специалистом. Принцип участковости распространяется также и на врачей других специальностей - акушеров, психиатров и др. Участковость позволяет установить систематическое мед. наблюдение за прикрепленным населением, обеспечивать мероприятия по формированию здорового образа жизни и предупреждению заболеваний. 

Сеть территориальных  и цеховых врачебных участков постоянно растет, они разукрупняются. Совершенствованию амбулаторно-поликлинической помощи способствуют ее специализация и создание многоуровневой системы. На первом уровне в территориальных поликлиниках и медсанчастях амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается, как правило, по основным врачебным профилям (терапевтическому, хирургическому, неврологическому,оториноларингологическому,офтальмологическому,дерматовенерологическому,гинекологическому). На втором уровне, в городских поликлиниках консультативно-диагностической помощи, функционируют специализированные кабинеты и отделения (урологические, эндокринологические, гастроэнтерологические, пульмонологические и др.). Третий уровень может быть представлен городскими центрами специализированной медпомощи, включающими поликлинический консультативный кабинет, стационарное отделение соответствующего профиля, а иногда и круглосуточную ургентную службу.

Амбулаторно-поликлиническая  помощь взаимосвязана со скорой и  стационарной медицинской помощью. От степени взаимодействия и преемственности в работе лечебно-профессиональных учреждений зависит эффективность не только амбулаторно-поликлинической помощи, но и всего лечебно-диагностического. Развитие помощи  влияет на использование конечного фонда больниц и санаториев.

Взаимосвязь учреждений, оказывающих данный вид медицинской  помощи, с другими медицинскими учреждениями обеспечивается документооборотом, совместными  научно-практическими конференциями, практикой чередования в объединенных больничных учреждениях (врачи по очереди работают определенный срок в поликлинике и стационаре) и другими мероприятиями.

С целью повышения  квалификации врачей амбулаторно-поликлинического звена в ряде институтов усовершенствования врачей организованы специальные курсы, кафедры, факультеты, в некоторых городах функционируют постоянно действующие семинары.

 

Большую роль в оказании амбулаторно-поликлинической помощи населению играют средние медработники (акушерка, медицинская сестра, средний  медицинский работник, фельдшер). Медсестры поликлиник, амбулаторий, диспансеров и медсанчастей принимают активное участие во всех разделах работы по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи - от работы по организации своевременного обслуживания посетителей в регистратуре и приема их врачами до непосредственного участия в профилактической работе, осуществления патронажа больных, беременных и новорожденных на дому, проведения иммунизации населения, помощи врачам на приеме, выполнения лечебно-диагностических, физиотерапевтических и других процедур, участия в восстановительном лечении. Медсестры осуществляют мероприятия по первичной профилактике, проводят санитарно-просветительскую работу, ведут учетно-отчетную медицинскую документацию (отчетность медицинская), оказывают помощь врачам в анализе эффективности работы амбулаторно-поликлинических учреждений и др. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Медико-социальная  помощь гражданам, страдающим  социально значимыми заболеваниями

 
 

Гражданам, страдающим социально  значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях. Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются Минздравсоцразвития Российской Федерации. Меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми  заболеваниями, устанавливаются федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Финансовое обеспечение  мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально  значимыми заболеваниями (за исключением  помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями), является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для  окружающих медико-социальная помощь оказывается в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Для отдельных категорий  граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, сохраняется место работы на период их временной нетрудоспособности, устанавливаются меры социальной поддержки, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Меры социальной поддержки  при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для  окружающих, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации утвердило перечни  социально значимых и опасных  для окружающих заболеваний. 

Это решение принято  в соответствии со статьями 41 и 42 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», в которой говорится, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющим опасность для окружающих, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях. 

К первой группе заболеваний  отнесены туберкулез, гепатит В и  С, СПИД, сахарный диабет, психические  расстройства и расстройства поведения, злокачественные новообразования, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением. 

К заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, отнесены СПИД, вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, вирусные геморрагические лихорадки, гельминтозы, гепатит В и С, дифтерия, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, лепра, малярия, педикулез, акариаз, сибирская язва, туберкулез, холера, сaп и мелиоидоз, чума. 

Людям, которые страдают опасными для окружающих заболеваниями, в соответствии со статьей 34 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) может проводиться и без их согласия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Мы выявили и исследовали  актуальные проблемы современной медицинской помощи   и в результате подводим итоги. 

На сегодняшний день сформирована обширная система источников медицинского права, регулирующих всю многообразную систему правоотношений в сфере оказания медицинской помощи гражданам. Однако многие аспекты, касающиеся структуры, классификации, функционирования медицинских организаций, их принадлежности к определенным институтам власти и местного самоуправления, а также вопросы, касающиеся источников и порядка финансирования медицинских организаций, до сих пор остаются либо нечетко сформулированными, либо по их поводу возникают противоречия в различных нормативно-правовых актах. Решение данной проблемы подразумевает комплексный анализ всей законодательной системы с последующим ее уточнением и коррекцией. Безусловно, медицинское законотворчество представляет собой сложный научный процесс, который требует совместной кооперации юристов и врачей.

Информация о работе Понятие медицинской помощи и её виды