Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 08:48, контрольная работа
Нормы, регулирующие отношения социального партнерства, содержатся в части 2 раздела 2 Трудового кодекса Российской Федерации. Именно в трудовом кодексе Российской Федерации впервые было закреплено такое понятие как «социальное партнерство». Это, несомненно, должно поднять значимость социально-трудовой сферы, так как процессы, происходящие в данной сфере, формируют экономическую и политическую стабильность общества, позволяют оценить эффективность проводимых в стране социально-экономических преобразований.
Кадры действительно решают все - от самых маленьких вопросов текущей жизнедеятельности предприятия до глобальных стратегических проблем. Поэтому невозможно понять, как работает экономика туристического предприятия, не разобравшись в том, как управлять теми, кто, собственно, и есть предприятие.
2.3.Принципы и формы социального партнерства
Социальное партнерство в сфере труда в объективном смысле представляет собой институт трудового права. Входящие в него нормы сформулированы прежде всего в части второй (раздел II) ТК. Отдельные нормы расположены в иных частях ТК.
Согласно ст. 2 ТК социальное партнерство является одним из принципов правового регулирования отношений в сфере труда между реальными социальными партнерами.
Цель социального партнерства — поиск взаимоприемлемых для его сторон решений, содействующих социальной справедливости и обеспечению эффективной деятельности организаций.
Согласно ст. 24 ТК социальное партнерство развивается на основе:
- равноправия сторон, уважения и учета их интересов;
- заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях;
- содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдения сторонами и их представителями нормативных правовых актов;
- полномочности представителей сторон;
- свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольности принятия сторонами на себя обязательств, их реальности;
- обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.10
Социальное партнерство осуществляется в формах:
- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
- осуществляемых на любом уровне социального партнерства взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
- участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров и во внесудебном разрешении коллективных трудовых споров;
- участия работников, их представителей в управлении организацией.
К основным формам участия работников в управлении организацией в соответствии с ч. 1 ст. 53 ТК, в частности, отнесены:
- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, коллективным договором;
- проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
- участие в разработке и принятии
коллективных договоров.11
2.4. Правовое обеспечение социального партнерства
Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Многие государства десятилетиями методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию цельной системы социального партнерства как одного из важнейших элементов трудового права.
Мировая практика в системе социального партнерства особое место отводит государству.
С одной стороны, именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, формирующие правила и процедуры форм социального партнерства, определяет правовое положение его участников, а с другой стороны, оно должно выступать в качестве посредника и гаранта при разрешении различных конфликтов между социальными партнерами.
Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны взять на себя функцию распространения наиболее эффективных и результативных форм социального партнерства.
Роль государственных органов и органов самоуправления не должна ограничиваться только убеждением работодателей брать на себя реальные обязательства, согласованные с собственностью имущества, не ущемляющие интересы государства и находящиеся в русле социально-экономических целей и задач государственной политики. 12
Наконец, государство не должно уходить от выполнения контрольных функций за осуществлением цивилизованного социального партнерства на демократической основе.
Государство, беря на себя самую начальную стадию разработки трудового законодательства, формирует и в ТК закрепляет основные принципы социального партнерства, определяет характер и общую направленность правового регулирования отношений между субъектами, складывающихся при осуществлении социального диалога.
В качестве принципов социального партнерства закрепляются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон
в участии в договорных
- содействие государства
в укреплении и развитии
- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия
на себя сторонами
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность исполнения
коллективных договоров,
- контроль над невыполнением принятых соглашений, коллективных договоров;
- ответственность сторон,
их представителей за
Важное значение имеет ст. 27 ТК, закрепляющая конкретные формы социального партнерства в виде:
- коллективных переговоров
по подготовке и заключению
соглашений и коллективных
- взаимных консультаций
(переговоров) по вопросам
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участия представителей
работников и работодателей в
досудебном разрешении
Необходимо заметить, что
в ТК закрепляются только известные
и довольно часто используемые формы
социального партнерства. Они являются
не только традиционными и достаточными,
но в большей степени
Мировая практика оценивает участие работников в управлении организацией как элемент политической стабильности в современном рыночном обществе и необходимое условие практической реализации равноправного сотрудничества между трудом и капиталом, как одну из важнейших и наиболее эффективных форм социального партнерства.
Демократизация всех сфер
жизни и либерализация
Задача эта оказывается достаточно сложной. Как нами уже отмечалось, Трудовой кодекс не в состоянии установить полный перечень форм участия работников в управлении организацией. Иные формы могут быть закреплены в других актах законодательства, учредительных документах, коллективных договорах и локальных нормативных актах организации.
Совершенно очевидно, что знание трудового права должно рассматриваться только в качестве одного из необходимых условий, обеспечивающих фундамент системы социального партнерства.
Другим не менее важным условием для предварительного обеспечения социального партнерства является применяемый менеджментом фирмы (в первую очередь ее первыми лицами) стиль управления персоналом. Большинство руководителей придерживаются авторитарного стиля управления, характерного для американского менеджмента.
По-моему мнению, только коллегиально-демократический стиль управления в конечном итоге может стать той основой взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, на которой должно быть построено социальное партнерство, отвечающее интересам всего российского общества.
Весомость и значимость создания системы социального партнерства поднимает гл. 9 ТК "Ответственность сторон социального партнерства". В ст. 54 этой главы впервые устанавливается ответственность обеих сторон социального партнерства, а именно работников (их представителей) и работодателей (их представителей). Нарушение обеими сторонами правовых норм социального партнерства подвергается штрафам в размере и порядке, установленным законодательством. В соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях конкретизируются отдельные нарушения и соответствующие им штрафы.
Установление данной ответственности в обеспечении использования форм и методов социального партнерства могло бы быть более эффективным, если бы законодатели учли опыт разработки соответствующих правовых норм на региональном уровне.14
3. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве
Представителями работников в социальном партнерстве выступают, профессиональные союзы и их объединения, профсоюзные организации, предусмотренные уставами; иные представители, избираемые работниками в соответствии с нормами ТК РФ. При проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществление контроля за его выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией, при рассмотрении трудовых споров интересы работников организации представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избранные работниками.
Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым Кодексом Российской Федерации, – интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.15
Работники, не являющиеся членами
профсоюза, могут уполномочить орган
первичной профсоюзной
В случаях, когда работники
данного работодателя не объединены
в какие-либо первичные профсоюзные
организации или ни одна из имеющихся
первичных профсоюзных
Наличие иного представителя
не может являться препятствием для
осуществления первичными профсоюзными
организациями своих
Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.16
Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных
переговоров, заключении или изменении
соглашений, разрешении коллективных
трудовых споров по поводу их заключения
или изменения, а также при
формировании и осуществлении деятельности
комиссий по регулированию социально-
В своем учебном пособии Ю.В. Беляникова дает следующие определение объединения работодателей: «объединение работодателей – некоммерческая организация, создаваемая на добровольной основе работодателями для представительства интересов и защиты прав работодателей во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.»17 Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.