Правовое положение профсоюзной организации как субъекта трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ граждане имеют право на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем. Профессиональный союз — это добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы деятельности профсоюзов
1.1 Возникновение профсоюзного движения
1.2 Понятие, задачи и функции профсоюзов
1.3 Правовой статус профсоюзов
1.4 Классификация профсоюзов
Глава 2. Профсоюзы современной России
2.1 Проблемы современных профсоюзов
2.2 Пути развития профсоюзов современной России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Однако вместо того, чтобы начать развивать независимые профсоюзы, как это было в нормальных странах, был взят курс на ещё большую привязку их к власти. Разумеется, профсоюзы советского образца пришлись ко двору. И ФНПР – правопреемница ВЦСПС яркий пример костной и соглашательской структуры, которая завязана на власть. Однако в них по инерции состоит 80% трудящихся, занятых на предприятиях, что несколько осложняет эффективную борьбу за свои права.19

Понятно, что в альтернативных профсоюзах намного меньше людей и ресурсов для своей деятельности, тем не менее даже теперь они активно действуют, а зачастую вступают в откровенные конфронтации с властями. Наиболее известны сейчас такие профсоюзные объединения, как «Защита труда», Сибирская Конфедерация Труда, «Соцпроф», Всероссийская Конфедерация Труда, Российский профсоюз докеров, Российский профсоюз железнодорожных бригад локомотивных депо, Федерация профсоюзов авиадиспетчеров и другие. Основной формой их деятельности остаются забастовки (в том числе и общероссийские), блокирование дорог, захват предприятий и т.д.

Можно назвать две крупные забастовки последнего времени, говорящие о робких переменах и начале формирования полноценных профсоюзов альтернативного типа. Это недавняя забастовка рабочих в Тольятти на заводе АвтоВАЗ, забастовки на заводе «Форд» в Ленинградской области.

Ещё одна серьёзная проблема, которая мешает независимым профсоюзам стать по настоящему мощной силой – это отсутствие сплочённости, одного из самых главных козырей западных организаций.

Как известно, альтернативные профсоюзы  основное внимание уделяют участию  в политических событиях, причем главным образом в форме протестного движения. Зачастую из-за этого они не замечают более мелких проблем на заводах. Однако такие методы демонстрируют свою эффективность во многих странах. Тем более удивительно, что оппозиция не хочет возглавить столь мощную силу, как это было во многих странах мира….

А между тем такая потребность  в среде рабочих есть и это  лишний раз показывают немногочисленные акции протеста. Наверное, в стране ещё не назрела ситуация, когда  может возникнуть мощная социал-демократическая партия, опирающаяся на альтернативные профсоюзы. Между тем именно из таких структур зачастую появляются сильные политики и управленцы, способные двигать страну вперёд. И не смотря на то, что альтернативные профсоюзы пока слабы и разрознены, хочется верить, что со временем они окрепнут, и системный кризис, которым они поражены уже многие годы, наконец закончится.20

 

 

2.2 Пути развития профсоюзов  современной России

 

По Конституции РФ 1993 г. профсоюзы  не обладают правом законодательной инициативы.

Вместе с тем профсоюзы могут  защищать социально-трудовые права  и интересы, принимая непосредственное участие в процессе нормотворчества  и законотворчества в указанной  сфере. Отстранение их от участия  в этом процессе приводит к негативным последствиям. Ввиду того, что органы законодательной власти не могут без участия профсоюзных органов объективно учитывать те или иные интересы работников, акты, принятые без участия профсоюзных органов, зачастую на практике подвергаются конструктивной, но, к сожалению, запоздалой критике. Также необходимо отметить, что разрозненность законодательных органов и профсоюзов ведет к конфронтации с властями, а не к "социальному партнерству и конструктивному диалогу на стадии подготовки таких актов".

Правда, необходимо иметь в виду, что в ряде субъектов РФ права профсоюзов соответствующего уровня на законодательную инициативу сохранено конституциями этих субъектов, а также их законами о профсоюзах. К таким субъектам можно отнести республики: Карелия, Татарстан, Саха (Якутия), а также Брянскую область.

Все же необходимо отметить, что законотворческие механизмы у профессиональных союзов есть. В соответствии со ст.11 Закона о профсоюзах проекты законодательных  актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, должны рассматриваться органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений, а проекты других нормативно-правовых актов в той же социально-трудовой сфере рассматриваться и приниматься органами государственной власти и органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.21

Из этих положений видно, что  Закон устанавливает определенный механизм согласования с профсоюзами  принимаемых решений в социально-трудовой сфере. Хотя на практике данные положения будут сопряжены со многими трудностями, поскольку эти законодательные положения потребуют организации новых взаимоотношений между профсоюзами и законодательными органами, Правительством РФ и другими органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления. Несомненно, для решения этой проблемы необходимо проявлять инициативу именно профессиональным союзам. В то же время законодательные и исполнительные органы власти также заинтересованы в том, чтобы обеспечить реализацию Закона в интересах стабильности общества, социального мира.

Для участия в законотворческом процессе соответствующие органы профессиональных союзов и их объединений должны:

- своевременно получать от органов  государственной власти и местного самоуправления готовящиеся законопроекты и проекты других нормативно-правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы, с тем чтобы их рассмотреть и высказать свои предложения и замечания, иметь возможность защитить интересы работников;

- до рассмотрения и принятия  таких актов иметь время и  возможность для проведения дополнительных  консультаций с соответствующими  органами или на заседании  трехсторонней комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений в  целях выработки наиболее обоснованных и приемлемых для работников решений;

- определить порядок участия  профсоюзов в рассмотрении такого  рода актов, а также вносимых  профессиональными союзами предложений  по принятию соответствующих  законодательных и иных нормативно-правовых  актов.

Итак, в нынешних условиях необходим поиск новых форм и методов работы профсоюзов для эффективного выполнения ими своих функций по обеспечению защиты интересов трудящихся. Это актуально как для федеральных, так и региональных органов российских профсоюзов.22

 

 

Заключение

 

Профессиональные союзы возникли как добровольные объединения рабочих  и служащих по профессиям.

В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего  профсоюзы декларируют твердую  приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.

Правовая основа деятельности профсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). 12 января 1996 г. был принят Закон о профсоюзах, в котором дана достаточно полная и подробная регламентация прав и обязанностей этих общественной организации.

С 1 февраля 2002 г. с момента вступления в силу ТК РФ, в статьях гл. 58 и  других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность  за их нарушения, именно поэтому нормы  Закона о профсоюзах следует применять в соответствии их ТК РФ.

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных  общими производственными, профессиональными  интересами по роду их деятельности, создаваемое  в целях представительства и  защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Первичная профсоюзная организация  объединяет членов профсоюзов, как  правило, одного предприятия, организации  независимо от форм собственности и  подчиненности, действует на основании  положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Основные задачи профсоюзов связаны  с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в  сфере труда и иных, непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов - это направления  их деятельности. Так как профсоюзы  возникли для защиты прав и интересов  работающих, поэтому их главная функция - защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Защитная функция профсоюзов - это  деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении  инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Но кроме двух этих профсоюзы  осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Основные права и обязанности  профсоюзов перечислены в гл. II Законе о профсоюзах, согласно которых профсоюзы  вносят предложения и высказывают свое мнение по проектам законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетом мнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах.

Накопленный за последние десять лет  опыт реформирования российских профсоюзов, в частности, в регионах, нуждается  в изучении, систематизации и практическом использовании.

Сегодня профсоюзы - это самые крупные  общественные объединения в России, один из важнейших социальных институтов, включенных в процесс регулирования социально-трудовых отношений. В деятельность профсоюзов вовлечены миллионы людей, профсоюзы располагают большими материальными и финансовыми ресурсами влияния на социальные процессы.

Однако сегодня налицо противоречие между социально-институциональными функциями профсоюзов и реальными  возможностями их осуществления. Это  является следствием слабости российских профсоюзов, их недостаточной действенности, а также отчасти, негативного восприятия профсоюзов обществом, слабой мотивированности и недостаточной компетентности профсоюзных кадров и руководителей.

Итак, в нынешних условиях необходим  поиск новых форм и методов  работы профсоюзов для эффективного выполнения ими своих функций по обеспечению защиты интересов трудящихся. Это актуально как для федеральных, так и региональных органов российских профсоюзов.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ст. 3.
  3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.
  4. Башмаков В.И., Санатулов Ш.З. Профсоюзы современной России: Социологический аспект. - М.: АТиСО, 2007.
  5. Карабельников Б.Р. Отношения работодателей с профсоюзами и представительными органами работников в свете норм ТК РФ // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2008. N 2.
  6. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2005.
  7. Кузнецов М.В. Правовая природа деятельности профсоюзов // Гражданин и право. 2004. N 8.
  8. Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. – СПб: Питер, 2004.
  9. Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России: Курс лекций. – М.: ООО "Новая правовая культура", 2007.
  10. Социальные проблемы, рабочие организации и профсоюзы в современной России: документы, статистика, библиография / Отв. ред. А.М. Кацва. – М.: ЛЕНАНД, 2006.
  11. Титова Г. Профсоюзы и работодатели // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005. N 11.
  12. Фалеев Д. Профсоюз не препятствует свободе предпринимательства // эж-ЮРИСТ. 2007. N 5.

1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.

2 Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2005. С. 74.

3 Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

4 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ст. 3.

5 Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2005. С. 75.

6 Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России: Курс лекций. – М.: ООО "Новая правовая культура", 2007. С. 120.

Информация о работе Правовое положение профсоюзной организации как субъекта трудового права