Правовое регулирование трудоустройства и занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование правового регулирования трудоустройства и занятости населения в РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие занятости и трудоустройства населения;
- характеризуется система органов, обеспечивающих решение проблемы занятости населения;
- определяются особенности правового регулирования высвобождения работников;
- характеризуется правовой статус безработного;
- характеризуются профессиональная подготовка и повышение квалификации по направлению службы занятости;
- показывается сущность временной занятости и общественных работ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие занятости и трудоустройства 5
2. Система органов, обеспечивающих решение проблемы
занятости населения 7
3. Правовое регулирование высвобождения работников 9
4. Правовой статус безработного 11
5. Профессиональная подготовка и повышение квалификации
по направлению службы занятости 13
6. Временная занятость и общественные работы 17
Заключение 19
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование трудоустройства и занятости.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                            3                                            

1. Понятие занятости и трудоустройства                                                            5

2. Система органов, обеспечивающих решение проблемы

занятости населения                                                                                                7

3. Правовое регулирование высвобождения работников                                   9

4. Правовой статус безработного                                                                         11

5. Профессиональная подготовка и повышение квалификации

по направлению службы занятости                                                                     13

6. Временная занятость и общественные работы                                              17

Заключение                                                                                                             19

Список литературы                                                                                                21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовой механизм государственной  политики в области занятости  и трудоустройства в настоящее  время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства.

Российское законодательство о занятости и трудоустройстве  представляет собой систему нормативных  актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В целом правовой институт занятости населения имеет комплексный характер, так как включает нормы не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения.

Тема данной контрольной работы - «Правовое регулирование трудоустройства и занятости» - актуальна в силу того, что: во-первых, организационно-правовые формы обеспечения занятости определяются как установленные государством организационные и правовые приёмы и средства, которые помогают гражданам получить возможность трудиться (или быть охваченными определённой формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определённую работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого; во-вторых, трудоустройство гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости; в-третьих, трудоустройство и занятость непосредственно регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.

Целью данной работы является исследование правового регулирования трудоустройства и занятости населения в РФ.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

- раскрывается понятие занятости и трудоустройства населения;

- характеризуется система органов, обеспечивающих решение проблемы занятости населения;

- определяются особенности правового регулирования высвобождения работников;

- характеризуется правовой статус безработного;

- характеризуются профессиональная подготовка и повышение квалификации по направлению службы занятости;

- показывается сущность временной занятости и общественных работ.

Объектом исследования явились отношения при осуществлении  управления сферой трудоустройства  и занятости населения и проведении государственной политики в области трудоустройства, правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ, основанные на взаимодействии государства, юридических и физических лиц.

Предметом работы стали нормы российского законодательства, призванные регулировать занятость и трудоустройство населения РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие занятости и трудоустройства

В соответствии со ст. 37 Конституции  РФ труд свободен, а принудительный труд запрещен. Каждый гражданин имеет  право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В целях реализации права  граждан на труд государство прилагает усилия по их трудоустройству, правовое регулирование которого призвано обеспечить занятость населения в нашей стране.

Общие вопросы занятости  и трудоустройства урегулированы  Законом РФ от 19 апреля 1991г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) «О занятости населения в Российской Федерации».

Понятия «занятость» и «трудоустройство» неразрывно связаны между собой как цель и средство ее достижения, причем каждое из них рассматривается в двух смысловых значениях: широком и узком.

Согласно ст.1 указанного Закона занятость в широком значении - это деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РФ, и приносящая, как правило, им заработок и иной трудовой доход.

В узком значении занятость  представляет собой приносящую регулярный заработок и иной доход трудовую деятельность по любым основаниям (например, по найму, на основе членства, выборов и т. д.), период осуществления которой включается в трудовой стаж, дающий право на государственное социальное страхование (обеспечение пособиями, пенсиями и предоставление льгот для работающих). [7, с. 43]

Виды занятости перечислены  в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ» [3], согласно которой занятыми признаются следующие граждане:

  1. работающие по трудовому договору (контракту), в том числе временно отсутствующие на работе по уважительным причинам (например, в связи с нетрудоспособностью, отпуском, приостановкой производства и т.д.), а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временных и сезонных работников (за исключением участвующих в общественных работах);
  2. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам;
  3. занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  4. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  5. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  6. члены производственных кооперативов (артелей);
  7. проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  8. обучающиеся на очных отделениях образовательных учреждений всех видов, а также проходящие обучение по направлению органов службы занятости;
  9. являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Под трудоустройством в  широком значении понимается совокупность мероприятий (экономических, организационных, финансовых, правовых, медицинских) по обеспечению занятости трудоспособного населения.

Трудоустройство в узком  значении рассматривается как осуществляемый, в том числе при содействии государственных органов и негосударственных  организаций, процесс поиска безработными подходящей работы, устройства на нее  и подбора работодателями необходимых работников. [7, с. 44]

2. Система органов, обеспечивающих решение проблемы

занятости населения

 

В обеспечении занятости  населения участвуют органы двух видов: органы общей и специальной  компетенции.

К числу органов общей компетенции относятся федеральные органы государственной власти и управления (в том числе Министерство труда и социального развития РФ), органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, работодатели, коллективы работников и профессиональные союзы.

Специальными  органами, занимающимися вопросами трудоустройства и занятости населения являются Федеральная государственная служба занятости, координационные комитеты содействия занятости населения, негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству. [6, с. 129]

Правовой статус службы занятости закреплен в ст. 15 Закона «О занятости населения в РФ» и в Положении о Департаменте Федеральной государственной службы занятости, где закреплены цели и задачи, основные направления деятельности и права Департамента. Что касается городских и районных центров занятости населения, то они имеют статус государственных учреждений, организационно-методическое руководство деятельностью которых осуществляет соответствующий департамент по субъекту РФ.

В целях выработки  согласованных решений по определению  и осуществлению политики занятости  населения на федеральном и территориальном  уровнях в рамках социального  партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в них сторонами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовое регулирование высвобождения работников

 

Принимая решение о  высвобождении работников, работодатель вступает в правоотношения с другими субъектами, в том числе с территориальным органом Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения (далее – орган службы занятости).

Особенностью указанных  отношений является то, что они возникают задолго до момента увольнения работника. Эти отношения условно можно подразделить на обязательные (т.е. установленные для работодателей в законодательных и иных нормативных правовых актах) и возможные.

Так, работодатель обязан своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме предоставить органам службы занятости информацию о возможных массовых увольнениях работников. Информация подается в тот орган службы занятости, в котором организация-работодатель зарегистрирована в качестве плательщика страховых взносов в Фонд занятости.

Форма предоставления информации предусмотрена постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 05.02.93 г. № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» и включает в себя следующие данные: наименование организации, юридический адрес, списочную численность занятых, причину массового высвобождения, число и категории работников, которых может коснуться высвобождение, даты начала и окончания высвобождения.

Работодатель не позднее  чем за два месяца обязан довести  до сведения органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда.

Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрены также другие, хотя и непосредственно не связанные с высвобождением работников, обязанности работодателя. К ним относятся обязанность ежемесячного представления органам службы занятости информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), а также сведений о применении в отношении организации процедур о несостоятельности (банкротстве). Форма представления данной информации согласовывается органами службы занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Правовой  статус безработного

 

В соответствии со ст. 3 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [3] безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Информация о работе Правовое регулирование трудоустройства и занятости