Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:09, курсовая работа
Цели и задачи работы заключаются в следующем: исследовать функционирование рынка труда в условиях переходной экономики. Определить особенности рынка труда в Республике Беларусь, проанализировав основные характеристики занятости и безработицы, пути решения этих проблем, вопросы о заработной плате, ее динамики за последние годы и государственного регулирования.
Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной неполной занятости в январе 2012 г. составило 150,5 тыс. человеко-дней(в январе 2011 г. – 116,1 тыс. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 6,8 тыс. человек (в январе 2011 г. – 5,8 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходилось 59,2%, на строительные организации – 28,6%.
Условно рассчитанная
численность ежедневно
В 2011 году в организациях республики численность потерпевших при несчастных случаях на производстве (кроме микроорганизаций) составила 2,3тыс. человек, что на 10,1% меньше, чем в 2010 году. Уровень производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 1000работающих) снизился с 0,68 человека в 2010 году до 0,61 человека в 2011 году.
Несчастные случаи на производстве приводят не только к потере трудоспособности и инвалидности, но и к гибели людей. В 2011 году от несчастных случаев на производстве в организациях республики (кроме микроорганизаций) погибло 169 человек, из них 39 человек, или 23,1%находились в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (в 2010 году – 198 и 50 человек, или 25,3%). Из общего числа погибших в 2011 году женщины составляли 11 человек, или 6,5% (в 2010 году –9 человек, или 4,5%).
К основным проблемам
обеспечения занятости
Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:
Данным категориям
населения государство
За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24% [14].
Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. [14]
С целью снижения
молодежной безработицы и повышения
шансов молодых людей на рынке
труда государство
Немаловажной
гарантией трудоустройства
Выпускники, не
подлежащие распределению и испытывающие
проблемы с трудоустройством, а также
молодежь, прошедшая профобучение по
направлению государственной
Так, в 2011 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека[14].
Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.
В 2011 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи [14].
В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных[14].
Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.
Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.
В 2008 году обучение
основам предпринимательской
Государство поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Так, в прошлом году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина [14].
Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.
Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%[14].
В республике уделяется
повышенное внимание социально-психологической
и трудовой реабилитации длительно
неработающих граждан. Государственная
служба занятости организует для
них психологическую поддержку
В 2011 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных[14].
Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.
В прошлом году оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов[14].
Органы по труду,
занятости и социальной защите населения
предоставляют предприятиям общественных
организаций инвалидов
Под особым контролем
находится трудоустройство
В 2008 году трудоустроено 98,1% таких людей (в 2007 году – 84,3%).
Всего за 2007–2008 гг. обеспечено трудоустройство более 16,3 тыс. нерадивых родителей (99,2%)[14].
Заинтересованными
органами государственного управления,
нанимателями принимается комплекс
мер по трудовой, медицинской и
социально-психологической
Одной из существенных проблем в сфере занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет[14].
Для обеспечения
количественного и
Ожидается, что к 2020 году наступит настоящая борьба за талантливые кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения.
Среди наиболее востребованных профессий будущего называют специалистов IT-технологий,логистики, инженеров, работников в сфере нано технологий, медицины, экологии.
Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.
В прошлом году
в развитие малых и средних
городских поселений
Решению проблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственной программы возрождения и развития села,утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.
В 2010 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному [14].
Одним из направлений политики занятости является регулирование внутренней трудовой миграции и перераспределение трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.
Следует отметить, что государственной службой занятости в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства.
Так, в прошлом году переехали на новое место жительства и получили рабочие места 346 семей. 10 лет назад их число не превышало 20–25 [14].
Однако, следует подчеркнуть, что это не в полной мере удовлетворяет потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан.
Заработная плата относится к основным системообразующим элементам в модели рынка труда. В экономической теории ее определяют как «цену, выплачиваемую за использование труда», «цену рабочей силы», «цену труда». Заработная плата является ценовой детерминантной в модели рынка труда, обусловливающей движение вверх или вниз вдоль существующих (сложившихся на рынках) кривых спроса и предложения труда. Вместе с тем при выполнении классического функционального анализа, рассматривая заработную плату, исходят из нескольких допущений (упрощений): труд однороден, ставки цены труда 1 часа каждого работника одинаковы. Использование таких допущений позволяет, с одной стороны, обнаружить существующие на рынке труда взаимосвязи, но с другой – не позволяет проникнуть в сущность модели рынка труда в трансформационной экономике. В условиях трансформационной экономики заработная плата представляет собой единство трех компонентов:
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь