Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы заключаются в следующем: исследовать функционирование рынка труда в условиях переходной экономики. Определить особенности рынка труда в Республике Беларусь, проанализировав основные характеристики занятости и безработицы, пути решения этих проблем, вопросы о заработной плате, ее динамики за последние годы и государственного регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

рынок труда в рб.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной неполной занятости в январе 2012 г. составило 150,5 тыс. человеко-дней(в январе 2011 г. – 116,1 тыс. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 6,8 тыс. человек (в январе 2011 г. – 5,8 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходилось 59,2%, на строительные организации – 28,6%.

Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в обрабатывающей промышленности 4,1 тыс. человек, в строительстве – 2 тыс.человек.

В 2011 году в организациях республики численность потерпевших  при несчастных случаях на производстве (кроме микроорганизаций) составила 2,3тыс. человек, что на 10,1% меньше, чем в 2010 году. Уровень производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 1000работающих) снизился с 0,68 человека в 2010 году до 0,61 человека в 2011 году.

Несчастные  случаи на производстве приводят не только к потере трудоспособности и инвалидности, но и к гибели людей. В 2011 году от несчастных случаев на производстве в организациях республики (кроме микроорганизаций) погибло 169 человек, из них 39 человек, или 23,1%находились в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (в 2010 году – 198 и 50 человек, или 25,3%). Из общего числа погибших в 2011 году женщины составляли 11 человек, или 6,5% (в 2010 году –9 человек, или 4,5%).

К основным проблемам  обеспечения занятости населения  относятся:

  • снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
  • создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
  • достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;
  • повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:

  • молодежи;
  • инвалидов;
  • лиц из числа детей-сирот;
  • родителей в многодетных и неполных семьях;
  • граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения государство гарантирует  занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации  для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

За последние  годы при сокращении общей численности  безработных в их составе вырос  удельный вес лиц, нуждающихся в  дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24% [14].

Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. [14]

С целью снижения молодежной безработицы и повышения  шансов молодых людей на рынке  труда государство предоставляет  им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места  безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной  гарантией трудоустройства выпускников  высших, средних специальных и  профессионально-технических учебных  заведений является их государственное распределение: в 2011 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников[14].

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также  молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

Так, в 2011 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека[14].

Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность  подработать в свободное от учебы  время в лагерях труда и  отдыха, а также на временных рабочих  местах в школьных и межшкольных  учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

В 2011 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи [14].

В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных[14].

Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Первоочередное  право направления на профобучение получают безработные матери, которые  длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

В 2008 году обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости прошли более 300 женщин [14].

Государство поощряет женскую инициативу, связанную с  организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Так, в прошлом году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина [14].

Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%[14].

В республике уделяется  повышенное внимание социально-психологической  и трудовой реабилитации длительно  неработающих граждан. Государственная  служба занятости организует для  них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

В 2011 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных[14].

Проблемы трудоустройства  и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

В прошлом году оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов[14].

Органы по труду, занятости и социальной защите населения  предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест.

Под особым контролем  находится трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

В 2008 году трудоустроено 98,1% таких людей (в 2007 году – 84,3%).

Всего за 2007–2008 гг. обеспечено трудоустройство более 16,3 тыс. нерадивых родителей (99,2%)[14].

Заинтересованными органами государственного управления, нанимателями принимается комплекс мер по трудовой, медицинской и  социально-психологической реабилитации обязанных лиц. Основная цель – защитить интересы детей из неблагополучных  семей, возвратить асоциальных родителей к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному выполнению семейных обязанностей.

Одной из существенных проблем в сфере занятости  населения является структурный  и территориальный дисбаланс  спроса и предложения рабочей силы.

За последние  годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет[14].

Для обеспечения  количественного и качественного  соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости  совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.

Ожидается, что  к 2020 году наступит настоящая борьба за талантливые кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения.

Среди наиболее востребованных профессий будущего называют специалистов IT-технологий,логистики, инженеров, работников в сфере нано технологий, медицины, экологии.

Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий  ограничивает для местного населения  возможности и сферу приложения труда.

В прошлом году в развитие малых и средних  городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих  мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах  с наиболее сложным положением в  сфере занятости.[14]

Решению проблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственной программы возрождения и развития села,утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

В 2010 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному [14].

Одним из направлений  политики занятости является регулирование  внутренней трудовой миграции и перераспределение  трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.

Следует отметить, что государственной службой  занятости в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства.

Так, в прошлом  году переехали на новое место  жительства и получили рабочие места 346 семей. 10 лет назад их число не превышало 20–25 [14].

Однако, следует подчеркнуть, что это не в полной мере удовлетворяет потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан.

2.2 Заработная плата

 

Заработная  плата относится к основным системообразующим  элементам в модели рынка труда. В экономической теории ее определяют как «цену, выплачиваемую за использование  труда», «цену рабочей силы», «цену  труда». Заработная плата является ценовой детерминантной в модели рынка труда, обусловливающей движение вверх или вниз вдоль существующих (сложившихся на рынках) кривых спроса и предложения труда. Вместе с тем при выполнении классического функционального анализа, рассматривая заработную плату, исходят из нескольких допущений (упрощений): труд однороден, ставки цены труда 1 часа каждого работника одинаковы. Использование таких допущений позволяет, с одной стороны, обнаружить существующие на рынке труда взаимосвязи, но с другой – не позволяет проникнуть в сущность модели рынка труда в трансформационной экономике. В условиях трансформационной экономики заработная плата представляет собой единство трех компонентов:

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь