Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:53, контрольная работа
Под социальным партнерством в соответствии со ст.23 ТК понимается система взаимоотношений между работниками ( представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования общественных отношений, входящих в состав предмета трудового права.
Под социальным партнерством
в соответствии со ст.23 ТК понимается
система взаимоотношений между
работниками ( представителями работников),
работодателями (представителями
Главными участниками этой системы являются работники и работодатели в лице своих представителей, а главной задачей – регулирование трудовых и иных, входящих в предмет трудового права, отношений с учетом интересов обеих сторон.
Социальное партнерство направлено на достижение баланса интересов работников и работодателей, то есть принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.
ГЛАВА 1. УЧАСТНИКИ И СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.
Кодекс разделяет участников и стороны социального партнерства.
Сторонами этой системы
взаимодействия являются работники
и работодатели в лице уполномоченных
в установленном порядке
ГЛАВА 1.1. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ.
Представителями работников, как правило, выступают профсоюзы и их объединения, действующие через свои выборные органы. Однако в организации при отсутствии первичной профсоюзной организации либо ее малочисленности возможно избрание иного ( не профсоюзного) представительного органа.
В том случае, когда работников в соответствии со ст.29 ТК представляет первичная профсоюзная организация, в состав комиссии по ведению коллективных переговоров включаются: руководитель организации и (или) уполномоченные им лица, представители выборного профсоюзного органа. При этом интересы работников, не являющихся членами профсоюза, могут представляться действующим в организации органом первичной профсоюзной организации, если указанные работники уполномочили его на представительство. Передача полномочий может осуществляться на общем собрании (конференции) (ст. 31 ТК) или по письменному заявлению каждого работника.
Если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций, то до создания комиссии по ведению коллективных переговоров они должны создать единый представительный орган (ст. 37 ТК). В состав комиссии включаются члены единого представительного органа.
Когда единый представительный орган не удалось создать в течение пяти календарных дней с момента обращения с предложением о его создании, в состав комиссии по ведению коллективных переговоров включаются представители наиболее представительной ( объединяющей более половины работников организации) профсоюзной организации.
Если в организации действует две или несколько профсоюзных организаций, но ни одна из них не объединяет больше половины работников, необходимо созвать общее собрание (конференцию), которое тайным голосованием определит профсоюзную организацию, пользующуюся наибольшим доверием работников. Представители этой профсоюзной организации примут участие в формировании комиссий по ведению коллективных переговоров.
В случае отсутствия первичной профсоюзной организации или действия в рамках данного предприятия малочисленной организации (охватывающей менее половины работников, занятых у работодателя) работников может представлять ( и участвовать в формировании комиссии по ведению коллективных переговоров) представительный орган или представитель работников, избранный на общем собрании (конференции) и не имеющий отношения к профсоюзам (ст.31 ТК).
В соответствии с положениями Конвенции МОТ № 135 «О представителях трудящихся» (1971) наличие выборных представителей работников не может использоваться для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, сотрудничество между профсоюзными и иными представителями должно поощряться.
Это положение международного трудового права воспринято российским законодательством: наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ч. 2 ст. 31 ТК).
Если в организации действует не профсоюзный представительный орган работников, его деятельность должна осуществляться на основе сотрудничества с профсоюзом. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы организации (п. 2 ст. 16 Закона о профессиональных союзах).
ГЛАВА 1.2. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ.
Представителем работодателя выступают руководитель организации или уполномоченные им лица. В том случае, когда полномочия исполнительного органа акционерного общества переданы управляющей организации или управляющему ( индивидуальному предпринимателю), эти субъекты будут действовать от имени общества, в том числе и при осуществлении социального партнерства.
В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления руководитель организации-должника отстраняется от должности, прекращаются и полномочия иных органов управления организации. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего ( ст.69,98, 74, 101 Закона о банкротстве, которые представляют интересы работодателя при заключении либо изменении коллективного договора, реализации права работников на участие в управлении организацией.
При заключении коллективного договора
в филиале, представительстве, ином
обособленном структурном подразделении
представительство интересов
При участии в механизме
ГЛАВА 1.3 УЧАСТНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления участвуют в создании и деятельности постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование.
Они выступают не в качестве социальных партнеров, а как третий независимый участник консультаций или переговоров, оказывающий содействие сторонам трудовых отношений в поиске взаимоприемлемых решений, представляющий и защищающий интересы общества в целом, учитывающий мнения сторон при определении государственной политики , принятии управленческих и правовых решений.
«Второстепенная» роль органов государства и местного самоуправления проявляется и в том, что они участвуют далеко не во всех формах социального партнерства. Работники и работодатели часто сотрудничают без привлечения третьей стороны. Во-первых, все взаимодействия в рамках организации осуществляются на двухсторонней основе, Во-вторых, заключение соглашений также может осуществляться на двусторонней основе без привлечения государственных органов или органов местного самоуправления, если представители работников и работодателей так решат (ст. 45 ТК).
Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства, не получают никаких прав и не несут обязательств по заключенным с их участием соглашений. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей или представляют интересы работодателей в соответствии со ст. 34 ТК.
ГЛАВА 2. УРОВНИ И ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ.
Социальное партнерство является сложной системой взаимодействия представителей работников и работодателей, для понимания его сущности и общественного значения необходимо уяснить уровни и формы сотрудничества социальных партнеров.
ГЛАВА 2.1 Уровни
осуществления социального
Трудовой кодекс (ст. 26) выделяет пять уровней, на которых осуществляется социальное партнерство: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный и уровень организации
Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений.
Согласно сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.
Следует отметить, что перечисление названных уровней в ст. 26 ТК не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях. Они свободны в избрании форм социального партнерства и уровней их осуществления.
ГЛАВА 2.2 ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.
В соответствии со ст.27 ТК социальное партнерство осуществляется в форме:
Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
Взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства.
Участия работников, их представителей в управлении организацией;
Участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Коллективные переговоры и заключение коллективно-договорных актов выступают главной формой социального партнерства. Это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования.
Указанная форма социального партнерства направлена, с одной стороны, на достижение социального мира, с другой стороны – на упорядочение трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, установление условий труда.
Участие работников в управлении организацией должно обеспечить учет их интересов при принятии тех или иных решений. Трудовой кодекс выделяет несколько форм такого участия ( ст. 53 ТК). В частности, представители работников имеют право на получение информации, непосредственно затрагивающей интересы работников; высказывают мнение по поводу принятия локальных нормативных актов, увольнения членов профсоюза, привлечения к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни и в других случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором; обсуждают с работодателем вопросы о работе организации, вносят предложения по ее совершенствованию.
На практике самой важной формой участия работников в управлении организацией признается учет мнения представительного органа работников при осуществлении локального регулирования трудовых отношений и принятия конкретных управленческих решений.
Учет мнения представительного органа работников необходим, например, при составлении графиков сменности (ст. 103 ТК), принятии локального нормативного акта, предусматривающего разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК), локального нормативного акта, устанавливающего нормы труда (ст. 162 ТК), правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК).
Представительный орган
При осуществлении
Следующей формой социального партнерства является участие представителей работников и работодателя в досудебном или внесудебном разрешении трудовых споров.
Сотрудничество работников и работодателя осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров.
При разрешении индивидуальных трудовых споров представителями работников и работодателя на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров (ст. 384-389 ТК).
При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура рассмотрения спора: по соглашению сторон из их представителей создается примирительная комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ, переговоры в ходе забастовки с целью урегулирования существующих разногласий (ст. 398, 401-404 ТК). Все эти действия необходимо рассматривать как сотрудничество сторон спора, их участие во внесудебном разрешении коллективного трудового спора.