Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:05, реферат
Трудовой конфликт - противоречие, возникающее в трудовых отношениях и условиях, связанных с их обеспечением, особый вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения. Трудовой конфликт отличается от трудового спора. К трудовым спорам относятся споры между работником (группой работников) и работодателем по поводу условий труда.
Внутриличностный конфликт.
Это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).
Одной из наиболее распространенных форм такого конфликта является ролевой конфликт, когда к одному сотруднику предъявляют противоречивые требования, даются противоречивые задания или требуют взаимоисключающих результатов. Ролевой конфликт зачастую имеет в своей основе перегрузку работника должностными обязанностями или когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями (внеплановые командировки и задания на выходные дни и т.п.). Внутриличностный конфликт позволяет человеку отстоять свою позицию, не превращая оппонента в противника. "Я - высказывание" особенно эффективно, когда человек рассержен, недоволен. Оно позволят высказать свое мнение о создавшейся ситуации, выразить принципиальные положения. Такой конфликт полезен, когда человек желает передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел в атаку.
Межличностный конфликт.
Он является
наиболее распространенным, но в различных
организационных окружения
Принуждение означает попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, знает большую вероятность того, что не будут учтены какие-то важные факты, поскольку представлена одна точка зрения.
Решение проблемы означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения. Тот, кто пользуется таким стилем, не стремиться добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант преодоления конфликтной ситуации.
Конфликт между личностью и группой.
Конфликт такого типа характерен для неформальных групп, в случае несовпадения ожиданий индивида с правилами и нормами группового поведения. Он характерен также для производственных групп, когда для производственных задач руководитель начинает применять непопулярные меры административного взаимодействия.
Межгрупповой конфликт.
Такой конфликт
характерен для сложных
Выделяют три сферы деятельности, в которых могут происходить трудовые конфликты.
1.сфера условий
труда: режим труда,
2.сфера закрепленных
и принятых договоренностей о
том или ином предмете
3.распределение ресурсов или обеспечение материальными вознаграждениями за труд.
Проблема взаимоотношений
руководителей и подчинённых
весьма актуальна для современной
науки и практики. В центре внимания
находятся вопросы
Предупреждение и пути разрешения трудовых конфликтов.
В широком плане предупреждению трудовых конфликтов способствует достижение общей стабилизации в стране. Снижение социальной напряженности возможно лишь при условии улучшения экономического положения страны, стабилизации политической системы, демократизации трудового законодательства, которое отражало бы интересы работающих и выполняло защитные функции. Если рассматривать забастовку как крайнюю форму трудового конфликта, то основными путями предупреждения забастовок могут быть следующие:
1) создание экономических условий, обеспечивающих возможность удовлетворения интересов групп – потенциальных участников забастовок путем мобилизации их собственных усилий;
2) создание работающего
«переговорного механизма»
3) принятие более эффективного закона о разрешении трудовых конфликтов и норм, регулирующих отношения трудовых коллективов с работодателями;
4) содействие усилению роли независимых профсоюзов.
Пути разрешения трудовых конфликтов:
1. Важнейшим механизмом
мирного разрешения трудовых ко
Если трудовые коллективы берут обязательство не прибегать к забастовкам в период действия договоров и соглашений, то коллективные договоры становятся основой правового механизма регулирования трудовых конфликтов
2. Конфликтные вопросы
в отношениях работодателя и
работника могут
3. Разрешению трудовых
конфликтов способствует
4. Положительно зарекомендовало
себя принятие ведомственных
и межведомственных конвенций
между представителями
Список литературы:
1. Батаршев А.В. Лукьянова А.О. Психология управления персоналом – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3 Веснин В.Р. «Основы менеджмента» - 3-е изд. доп. и испр.,- М.: ООО «Т.Д. «ЭЛИТ – 2000» 2003.
4. Кулик М.А. «Психология управления персоналом // Справочник по управлению персоналом.- 2002.- №3-с.104.
5. Карташова Л.В., Никонова
Т.В., Соломанидина Т.О.
6. Ларионова Ю.Г. «Корпоративная культура региональной сети: складываем воедино // Справочник по управлению персоналом. – 2005 - №8-с. 102-105.
7. Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2006.
8. Розанова В.А. Психология управления. М.: ЗАО « Бизнес-школа» «Интел-Синтез» - 1999.
9. Ратников В.П. Голубь В.Ф. Лукашова Г.С. и др. Конфликтология: Учебник для вузов. Под ред. Проф. Ратникова В.П.-М.: ЮНИТИ – Дана, 2001
10.Столяренко Л.Д. Психология и этика даловых отношений. Изд. 2е доп. и перер. Ростов н/д: ''Феникс'' . 2003.
11.Столяренко А.М. Психология менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко, Н.Д. Амоглобели. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.
12.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999.
13.Бородкин Ф.М. Внимание, конфликт!" - Новосибирск, 1989.
14.Выханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент. - М., 1996.
15.Гришина Н.В.
16.Гришина Н.В. Психология конфликта. - М., 1996.
17.Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. - М. 2000.
18.Петровская Л.А. О
понятийной схеме социально-
19.Свенцицкий А.Л. Социальнная психология управления. - Л., 1986.
20.Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. - Киев, 1991.
21.Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. - Новосибирск, 1998.