Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:18, курсовая работа
В условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, Правительством РФ 7 августа 1995 г.1, была одобрена концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Постепенная реализация концепции привела к радикальным изменениям значения трудового стажа как юридического факта в социальном обеспечении, связывая с ним наступление определённых правовых последствий.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие трудового стажа и его законодательное регулирование……………………………………5
Понятие трудового стажа…………………………………………5
Законодательное регулирование трудового стажа…………….6
Глава 2 Значение трудового стажа и виды трудового стажа……...12
2.1. Значение трудового стажа ………………………………………...12
2.2. Виды трудового стажа……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………….36
Список использованных источников и литературы………………..39
Приложение 1…………………………………………………………….41
Приложение 2…………………………………………………………….42
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие трудового
стажа и его законодательное регулирование……………………………………………
Глава 2 Значение трудового стажа и виды трудового стажа……...12
2.1. Значение
трудового стажа ……………………………………
2.2. Виды трудового стажа……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………..39
Приложение 1…………………………………………………………….41
Приложение 2…………………………………………………………….42
Введение
В условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, Правительством РФ 7 августа 1995 г.1, была одобрена концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Постепенная реализация
концепции привела к
Многообразие и значимость норм, регулирующих трудовой стаж, даёт все основания говорить о самостоятельном правовом институте отрасли.
Пенсионное обеспечение - одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества. Пенсионное обеспечение и страхование непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения страны. А после реформирования пенсионной системы проблемы пенсионного обеспечения коснулись каждого застрахованного лица.
С мая 2002 г. пенсии назначаются по данным персонифицированного учета. Поэтому от достоверности информации, своевременного представления сведений в Управление Пенсионного фонда РФ, от уплаты работодателем страховых взносов зависит, какую пенсию будут получать люди.
У пенсионеров, которые прекратили трудовую деятельность до 1 января 2002 г., расчетный пенсионный капитал состоит только из одной части - из пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. У граждан, начавших трудовую деятельность после указанной даты - из страховых взносов, уплаченных после 1 января 2002 г. У всех прочих граждан, имеющих трудовой стаж как до, так и после 1 января 2002 г., пенсионный капитал будет состоять из двух частей - пенсионных прав и страховых взносов2.
Сведения о сумме страховых взносов содержатся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Что же касается пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г., то они подлежат оценке.
Оценка пенсионных прав, приобретенных гражданами за период до 1 января 2002 г., на основании ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"3 осуществляется путем конвертации.
Рассчитанная сумма начального пенсионного капитала в рублях будет внесена в индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица. В последующем величина пенсионного капитала подлежит индексации.
Проиндексированный начальный пенсионный капитал в сумме со страховыми взносами, которые будут отчисляться работодателями за каждого работника, и составит к достижению пенсионного возраста накопленный пенсионный капитал для определения страховой части трудовой пенсии.
Глава 1. Понятие трудового стажа
и его законодательное
1.1. Понятие трудового стажа
Трудовой стаж (франц. stage, от позднелат. stagium — временное пребывание), время (продолжительность) трудовой и иной общественно полезной деятельности работника.
Трудовой стаж - продолжительность
трудовой или иной общественно полезной
деятельности, исчисляемая в установленном
порядке и порождающая
Трудовой стаж - это
продолжительность трудовой или
иной общественно полезной деятельности,
исчисляемая в установленном
порядке и порождающая
Трудовая деятельность
- это время, в течение которого
работник выполнял определенную трудовую
функцию у конкретного
Иная общественно полезная деятельность - это прохождение военной службы, время участия в оплачиваемых общественных работах, периоды ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Однако данные выше понятия больше свойственны для трудового права.
В праве же социального обеспечения можно дать такое общее понятие трудового стажа – это юридический факт (время работы и иной деятельности), с которым законодатель связывает наступление правовых последствий в виде трудовой пенсии, пенсии по выслуге лет, пособию по нетрудоспособности и т.д.
Обратимся теперь к легальному определению трудового стажа, которое дается в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"5. Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Хотелось бы так же отметить, что в законодательстве о пенсионном обеспечении прослеживается тенденция подмены понятия "трудовой стаж" на понятие "страховой стаж". В чем причины «подмены» понятий мы разберемся позже, сейчас же рассмотрим основы современного правового регулирования трудового стажа.
1.2. Законодательное регулирование трудового стажа
В настоящее время институт трудового стажа регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных и подзаконных актов. Это:
Во-первых, международно-правовые акты. Так, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора Российской Федерации. Среди таких международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Москва, 25 ноября 1998 г.).
Во-вторых, это законодательные акты.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ.6 Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение.
Одна из немногих статей ТК РФ посвященных вопросу трудового стажа (ст.314) закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"7.
Среди специальных законодательных актов урегулирующих порядок исчисления и подтверждения трудового стажа необходимо выделить:
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
- Федеральный закон
от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в
системе государственного
Отметим, что особенности исчисления трудового стажа отдельных категорий работников регулируется специальными нормами. В частности можно выделить:
- Федеральный закон
от 30 мая 2001 г. №70-ФЗ "Об арбитражных
заседателях арбитражных судов
субъектов Российской Федерации
- Федеральный закон от 2 января 2000 г. №37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. №228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";
В третьих, это подзаконные нормативные акты:
Постановления Правительства РФ:
- Постановление СМ
СССР от 13 апреля 1973 г. N 252 "Об утверждении
правил исчисления
- Постановление СМ СССР от 12 августа 1983 г. N 784 "О суммировании периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа";
- Постановление Правительства
РФ от 26 июня 1999 г. N 692 «О порядке
зачета срока военной службы
в местностях с
- Постановление СМ
РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 «О порядке
установления и исчисления
- Постановление Правительства
РФ от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении
Правил подсчета и
- Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 Об утверждении. переченя сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год,
В четвертых, это десятки актов министерств и ведомств:
- Постановление Минтруда
РФ от 16 мая 1994 г. N 37 «О порядке
установления и исчисления
- Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. N 50 "Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций"
- Постановление Минтруда
РФ и ПФР от 3 июля 1997 г. NN 35/44 "О
формах документов
- Письмо Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РТ от 21 мая 2002 г. N 04-07/04/1402 По вопросам применения в современных условиях Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 13.04.73 г. №252 и др.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности трудового стажа, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется в том числе и конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Среди таких актов можно выделить:
- Порядок установления
стажа работы при утрате
- Письмо Министерства социального обеспечения РТ от 26 декабря 2000 г. №02-21/197 О включении в стаж государственной службы времени работы на выборных должностях в органах местного самоуправления;
- Письмо Министерства социального обеспечения РТ от 20 октября 1998 г. №02-07/1971 "О порядке установления по свидетельским показаниям стажа работы для назначения и исчисления государственных пенсий".
- Приказ Министерства
здравоохранения РТ от 9 апреля 2002
г. N 292 Об утверждении Положения
"О порядке и условиях
Итак, на правовое регулирование
института трудового стажа
В первую очередь такой недостаток проявляется в том, что чем больше актов – тем больше противоречий и «несостыковок». По-прежнему продолжают действовать ряд устаревших нормативных документов.
Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Как показал опрос, проведенный нами, до 90% опрошенных респондентов (простых рядовых граждан) не знают о том, что понятие «страховой стаж» подменяется понятием «трудовой стаж», не представляют порядок начисления стажа. А ведь это напрямую связно с их правами в социальном обеспечении. Большинство опрошенных определили значение трудового стажа, как основу для назначения пенсий. Однако значение трудового стажа гораздо шире, и заключается в том, что именно от него поставлены в зависимость многие виды социального обеспечения.