Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 14:04, курсовая работа
Для процесса правового осмысления происходящего характерны две противоположные тенденции: безоглядное использование западных моделей и образцов и возврат к идеологии юридического консерватизма, то есть попытки отгородиться от западного правового мира, завысить, реальное значение и содержание российской правовой культуры, ее самобытность и неповторимость. Необходимо найти баланс между этими взаимоисключающими противоборствующими тенденциями с целью выработки сбалансированного регулирования. Основополагающие нормы, направленные на реализацию и защиту трудовых прав человека, изложены в международных актах о правах человека, в конвенциях Международная организация труда и других документах.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Правовое регулирование трудовых отношений международного характера…………………………………………………………………………4
Общие положения трудовых отношений……………………………….4
2. Трудовые права иностранцев и российских граждан за рубежом……….7
2.1 Трудовые права иностранцев в Российской Федерации………………...7
2.2 Трудовые права российских граждан за рубежом……………………….14
3. Системы обеспечения реализации, надзор и контроль над соблюдением международно – правовым регулированием трудовых отношений……………………………………………………………………….21
3.1 Системы обеспечения реализации международно – правового регулирования трудовых отношений…………………………………………21
3.2 Надзор и контроль над соблюдением международно – правовых регулирований трудовых отношений…………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………31
В действующем российском праве трудовые отношения отдельных категорий работников могут подвергнуться специальному регулированию. Наряду с дипломатическими, консульскими или внешнеторговыми представителями РФ за рубежом специфика труда имеется и у лиц иных профессий. Подобное характерно, в частности, для членов экипажей морских или воздушных судов. В новом Кодексе торгового мореплавания 1999 г. трудовым и связанным с ними отношениям отведено несколько разделов. В ст. 57 КТМ устанавливается, что порядок приема на работу членов экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством Российской Федерации о труде, данным Кодексом, а также уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.7 Специфической чертой, свойственной труду моряков, выступает нахождение их в значительном числе случаев за пределами территории Российской Федерации.
Вследствие этого в содержание трудовых отношений данной категории работников необходимо вписать такое понятие, как репатриация, т.е. возвращение на родину, которая преимущественно понимается как страна гражданства, или в страну проживания, в государство нахождения порта, в котором лицо было принято на работу, и т.д. Право на репатриацию, является одним из существенных в трудовых правах рассматриваемой группы лиц.
Согласно российскому КТМ члены экипажа судна имеют право на репатриацию в случаях (ст. 58): 8
1) истечения за пределами РФ срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс;
2) расторжения трудового
договора по инициативе
3) кораблекрушения;
4) заболевания или травмы, требующих лечения вне судна;
5) невозможности выполнения
судовладельцем своих
6) направления судна без
согласия членов его экипажа
в зону военных действий или
зону эпидемиологической
3. Системы обеспечения реализации, надзор и контроль над соблюдением международно – правовым регулированием трудовых отношений.
3.1 Системы обеспечения реализации международно – правового регулирования трудовых отношений.
Невозможно переоценить важность средств обеспечения реализации нормы, так как при их отсутствии любое правовое предписание остается лишь на бумаге, и нормотворческая работа теряет всякий смысл. Международно-правовое регулирование трудовых отношений так же немыслимо без системы реализации международных стандартов. Как отмечает Черняева Д.В, средства реализации норм международного трудового права можно подразделить на внутригосударственные и международные.1
На внутригосударственном уровне принятие мер по реализации международных стандартов возлагается на орган власти конкретного государства как субъекта международно-правовых отношений, как правило, это административные и судебные органы, наделенные полномочиями налагать меры ответственности на нарушителей тех или иных норм о труде, в том числе и признанных международных трудовых стандартов. Более эффективным является то, когда в отдельных странах нормы внутригосударственного законодательства содержат определенные инструменты обеспечения реализации международных трудовых норм, например предоставление определенных льгот.2 Таким образом, государство дополнительно способствует воплощению международных трудовых стандартов на своей территории.
Межгосударственный уровень обеспечения реализации международных трудовых стандартов преимущественно осуществляется либо в рамках деятельности международных межгосударственных сообществ с помощью специальных процедур, предусмотренных уставными и иными документами таких сообществ, либо непосредственно самими государствами на основании соответствующих положений двусторонних или многосторонних международных межгосударственных договоров.3
Одним из наиболее известных примеров такой системы обеспечения реализации международных стандартов труда Иванов С.А. называет механизм, реализованный Советом Европы применительно к положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. При нарушении данной Конвенции каким-либо из ратифицировавших ее государств пострадавшая сторона может обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека, решения которого обязательны для таких стран. Кроме того, данные решения поддерживаются системой особого контроля за их исполнением со стороны Комитета министров Совета Европы.4
Одним из интересных случаев межгосударственной системы обеспечения реализации трудовых стандартов является система с использованием принудительных механизмов. Так с включением основополагающих международных трудовых стандартов в торговые соглашения ответственность за их нарушения должна стать весьма ощутимой. Нарушителю придется либо менять свою практику или даже законодательство в соответствии с требованиями таких стандартов, либо терпеть серьезные убытки от введенных против него торговых санкций и штрафных выплат.
Как отмечает Черняева Д.В. по этому поводу, расширение процессов глобализации и развитие свободной торговли позволили бы создать новые рабочие места, перераспределить рабочую силу и постепенно выровнять трудовые стандарты во всем мире естественным путем,5 хотя существует и другая точка зрения.
Существующие системы реализации международных стандартов труда требуют еще большего совершенствования и развития за счет создания новых механизмов регулирования трудовых правоотношений. Такая необходимость обусловлена, прежде всего, глобализация социальной жизни и мировой экономики, что в свою очередь повышает роль международных стандартов труда.
3.2 Надзор и контроль над соблюдением международно – правовых регулирований трудовых отношений.
Как уже не раз отмечалось, Российская Федерация является членом ряда международных организаций. Это обстоятельство делает обязательным для исполнения нашей страной определенный круг документов. В свою очередь, указанные организации, будучи заинтересованными в реализации установленных ими стандартов, разрабатывают комплекс мер по контролю и надзору за соблюдением норм международно-правовых актов. Одним из самых значимых субъектов международного нормотворчества в сфере трудовых правоотношений, является Международная организация труда.
В соответствии со ст. 22 п. 1 Устава Международной организации труда, каждое государство - член Международной организации труда обязано представлять периодические Доклады Международному бюро труда относительно принятых им мер для применения конвенций, к которым оно присоединилось.1 Эти доклады должны представляться в такой форме и содержать такие сведения, как того потребует Административный совет Устав Международной организации труда. Как указывается в ч. 2 ст. 23, Устава, Генеральный директор Международного бюро труда представляет на ближайшей сессии Конференции резюме присланных ему отчетов и докладов.2 При этом, важно то, что подробного отражения в отчете требуют все решения судебных и административных органов, существенные для применения положений данной конвенции в данной стране, а также общее описание прикладных способов их применения, включая число нарушений, извлечения из отчетности государственных контрольно-надзорных органов.
В рамках Международной организации труда действует несколько органов, осуществляющих рассмотрение жалоб и заявлений в отношении исполнения государствами актов МОТ.
Исходя, из положений устава таковыми являются Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций и Комитет по применению международных трудовых стандартов Международной конференции труда. Как замечают Лютов Н.Л. и Морозов П.Е., главным средством воздействия Комитетов на государства, допускающие нарушения международных трудовых стандартов - это привлечение международного внимания к факту нарушения.3 Однако можно предположить, что распространенность этого средства обусловлена его достаточной действенностью, ибо в арсенале Комитетов имеются и более жесткие санкции. Например, согласно ст.33 Устава Международной организации труда Административный Совет может предложить Международная конференция труда предпринять меры, которые он сочтет целесообразными в случае, если член Международной организации труда не выполнит в установленный срок рекомендации, которые могут содержаться в докладе контрольных органов Международной организации труда Устав Международной организации труда.
Существуют также специальные контрольные процедуры в рамках Международной организации труда. Так, в соответствии со ст. 24 и 25 Устава, организации работников и работодателей могут подавать представления Международному бюро труда о том, что государство не исполняет должным образом ратифицированную конвенцию. Представления могут подаваться как национальными, гак и международными объединениями работников и работодателей, причем в отношении как собственного, так и иностранного государства. В случае получения такого представления Административный Совет может организовать трехсторонний комитет по расследованию в отношении данного дела. Орган по рассмотрению назначается из состава членов Административного Совета.
В том случае, если государство не реагирует на запрос по сделанным в его отношении представлениям, административный Совет может опубликовать представление и свои ответы в связи со сделанным представлением.
Помимо представления, в соответствии со ст. 26 Устава Международной организации труда, возможна также подача жалобы на государство в связи с несоблюдением ратифицированной им конвенции Устава Международной организации труда. В таком случае создается специальная Комиссия по расследованию жалобы, которая готовит доклад с заключениями и рекомендациями о мерах по удовлетворению жалобы.
Помимо указанных механизмов, существуют специальные процедуры, касающиеся соблюдения государствами - участниками Международной организации труда Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики 1977 г., а также Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998г. Обе Декларации носят рекомендательный характер, но МОТ, тем не менее, осуществляет наблюдение за соблюдением изложенных в них принципов государствами - членами Международной организации труда на добровольной основе.
Помимо актов Международной организации труда, Российская Федерация, будучи членом Совета Европы, ратифицировала в 2009 г. Европейскую социальную хартию, в отношении которой предусматривается специальный порядок контроля за исполнением. Контрольный механизм Европейской социальной хартии включает регулярные доклады стран-участниц Генеральному секретарю Совета Европы относительно принятых и непринятых положений. Также как и в случае с конвенциями Международной организации труда, с содержанием докладов должны быть ознакомлены представительные организации работников и работодателей.4
Процедура рассмотрения жалоб о применении Хартии предусматривается специальным Дополнительным протоколом к Хартии, вступившим в силу в 1998г. Жалобы могут подаваться международными и национальными организациями работников и работодателей, а также неправительственными организациями.
Этот протокол не ратифицирован Россией, поэтому такие жалобы в отношении России официально рассматриваться не будут.
В итоге можно сделать вывод, что в общем случае международные межгосударственные сообщества наделяются правом осуществлять инспекционные проверки соблюдения международных стандартов в области прав человека либо направлять наблюдателей для контроля и надзора за соблюдением таких стандартов, а так же производить контроль по средствам разрешения жалоб и предложений.
Заключение
На основании всего выше изложенного можно сделать вывод.
В настоящее время в условиях непрерывного процесса глобализации экономики, особенную актуальность и ценность представляет процесс международно-правового регулирования трудовых отношений, то есть регулирования условий труда работников и защиты их прав посредством международно-правовых актов. Членство Российской Федерации в Международной организации труда, вступление в Совет Европы предоставляет российским гражданам новые дополнительные гарантии для защиты своих прав и налагает тем самым на государственные органы дополнительные обязанности по соблюдению трудовых прав и свобод.
Таким образом, международно-правовое регулирование труда – это, прежде всего одна из разновидностей защиты прав человека, институт, который в настоящее время успешно утвердился в современном трудовом праве. И формой международно-правового регулирования труда являются конвенции и рекомендации о труде, разработанные Международной организацией труда. При этом изучение международных документов, в том числе Уставов Организации Объединенных Наций и Международной организации труда, Филадельфийской декларации и другие, позволяет сделать вывод о том, что именно Международная организация труда определяет основные направления международно-правового регулирования трудовых правоотношений. Её конвенции и рекомендации носят обязательный характер для большинства государств.
В трудовом праве существуют как публично-правовые, так и частноправовые элементы, что, будучи объективным обстоятельством, отмечается многими авторами. В плане же международного частного права речь идет о таких разновидностях трудовых отношений, которые бесспорно имеют цивилистический характер.
В их числе стоят, прежде всего, отношения трудового найма, в целом повсюду подчиняющиеся принципам регулирования, свойственным частноправовой сфере. При рассмотрении трудовых отношений уделено необходимое внимание и публично-правовым аспектам, поскольку в большинстве случаев именно их решение составляет важную предпосылку для возникновения трудовых отношений.
Информация о работе Трудовые права иностранцев и российских граждан за рубежом