Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Трудовому праву".

Вложенные файлы: 1 файл

ТРУДОВОЕ ПРАВО.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

- требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

- принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

- создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Работодатель  обязан:

- соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

- предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

- обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

- обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

- выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

- вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;

- предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

- знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

- выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

- создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

- обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

- осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

- возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

 

Вопрос 8. Правовое положение профсоюзов в сфере  труда, гарантии их прав. Участие работников в управлении организацией.

Профессиональные  союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Это самая массовая общественная организация.

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

В систему законодательства о профсоюзах входит также Федеральный  закон «Об общественных объединениях»  от 19 мая 1995 г. в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты со всеми другими общественными организациями. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов, регулируются специальными законами (ст. 4 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Федеральный закон «О профессиональных союзах» является общим нормативным правовым актом для всех профсоюзов, их организаций и органов и в то же время представляет собой специальный акт по отношению к ФЗ «Об общественных объединениях». В данном случае специализация проведена по признаку субъекта (особой общественной организации). Много норм о правах профсоюзов содержится в Трудовом кодексе РФ (например, в гл. 58).

Законодательство о профессиональных союзах определяет их правовой статус в сфере труда, устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, их основные права и обязанности, а также гарантии осуществления этих прав (см. главу 58 ТК РФ).

Согласно ст.2 ФЗ «О профессиональных союзах», профессиональный союз (профсоюз) – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

То есть основные задачи профсоюзов связаны с выполнением  ими двух главных функций - представительство интересов и защита прав работников в сфере труда. Для этого профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

В условиях современной  России своей главной задачей  профсоюзы всех направлений - ФНПР, Соцпроф и др. - считают именно защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики. Это находит отражение в уставах профсоюзов как общественных организаций.

Права профсоюзов в сфере труда, как представителей работников, предусмотрены во многих статьях Трудового кодекса РФ. По формам реализации прав можно выделить разные по юридической силе действия профсоюзов:

• выражение мнения (например, в правотворчестве);

• согласование (например, при определении минимума необходимых работ, услуг );

• согласие (при увольнении по инициативе работодателя профсоюзных работников определённых категорий);

• требование (например, о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о профсоюзах);

• представительство (например, в органах по разрешению трудовых споров - в комиссиях по трудовым спорам, примирительных комиссиях).

Гарантии  прав профсоюзов в сфере труда. Юридические гарантии – это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей, их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия.

Предоставление  работникам возможности участвовать  в управлении организацией оказывает немаловажное влияние на эффективность работы организации. С помощью института участия работников в управлении организацией работодатели могут существенно уменьшить число трудовых конфликтов, оптимизировать отношения между персоналом и менеджментом компании.

Согласно ТК РФ, работники имеют право на участие  в управлении организацией, которое  может быть реализовано двумя  основными способами: а) непосредственно (т.е. на собрании, конференции, путём подачи предложений работодателю и т.д.), б) через свои представительные органы (первичную профсоюзную организацию, иных избранных на общем собрании, конференции представителей).

Основными формами  участия работников в управлении являются:

• учёт мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;

• проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

• получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

• обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

• участие в разработке и принятии коллективных договоров;

• иные формы, предусмотренные ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

 

Представители работников вправе получать от работодателя информацию по вопросам:

• реорганизации или ликвидации организации;

• введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

• профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

• по другим вопросам, предусмотренным законодательством, учредительными документами организации, коллективным договором. Кроме того, представители работников вправе вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

 

Вопрос 9. Организация трудоустройства населения  в РФ. Понятие и виды занятости. Понятие подходящей работы.

Согласно ст.1 ФЗ о занятости, занятость граждан  – это деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок или трудовой доход.

Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения.

Трудоустройство, с одной стороны, можно рассматривать  как самостоятельный поиск работы и процесс поступления гражданина на работу к работодателю, с другой - систему мероприятий, проводимую специально созданными государственными органами занятости в целях оказания содействия населению в подыскании и устройстве граждан на работу, соответствующую их специальности и квалификации.

Между трудоустройством и занятостью существует определённая связь. Так, трудоустроенный гражданин считается занятым, а значит, он не может быть признан безработным и ему не может быть назначено пособие по безработице.

С точки зрения закона (ст. 2 ФЗ о занятости), к занятым  гражданам должны относиться следующие  лица:

• работающие по трудовому договору, в т.ч. выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

• зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

• занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

• выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в т.ч. по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

• избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

• проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

• проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

• временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

• являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Федеральная служба по труду и занятости, являясь  федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по:

1. контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы;

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"