Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 16:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Трудовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры охрана труда.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие охраны труда. Социально-экономическое значение охраны труда

Охрана труда – система нормативных актов и соответствующих им социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности человека в процессе труда.

Термин «ОТ» означает деятельность по защите, принятию мер для сохранения здоровья и безопасности человека во время труда.

Социальное  значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости. Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда – это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социальной значимости охраны труда. В связи с этим экономическое значение охраны труда оценивается результатами, получаемыми при изменении социальных показателей за счет внедрения мероприятий по улучшению условий труда.

Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.

Недостатки в работе по охране труда  обусловливают значительные экономические  потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации  за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических  результатов работы предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные законодательные акты по охране труда

В РБ пользуются следующими основными  законами в сфере охраны труда:

1) Конституция РБ – гарантирует права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

2) Трудовой кодекс РБ – определяет основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников по вопросам охраны труда, устанавливает гарантии права работников на охрану труда, регламентирует деятельность службы охраны труда, устанавливает функции государства в этой области.

3) Закон РБ "Об охране труда"  № 388 от 23.06.2008.

4) Гражданский кодекс РБ.

5) Закон РБ "О здравоохранении".

6) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" – направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровья населения и регламентирует действия органов государственной власти и управления.

7) О пожарной безопасности

8) О радиационной безопасности.

9) О промышленной безопасности  опасных производственных объектов.

10) Уголовный кодекс.

11) Кодекс об административных правонарушениях.

Деятельность по охране труда, помимо законов, регулируется и рядом других нормативных, нормативно-технических документов:

Постановление правительства  РБ, нормативно-правовые акты специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, нормативно-правовые акты министерств, других органов государственного управления, локальные нормативные акты нанимателей, нормативные документы, стандарты предприятий по охране труда.

 

 

 

 

3. Права граждан на охрану труда

Кроме обязанностей, каждый работник имеет права и гарантии права  на безопасные и здоровые условия  труда.

Каждый работник имеет  право на:

• Рабочее место, соответствующее требованиям ОТ;

• Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

• Получение достоверной информации об условиях и ОТ на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

• Отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований ОТ, в случае возникновения опасности для жизни и здоровья работника, или окружающих, а также при непредоставлении средств индивидуальной защиты;

• Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;

• Обучение безопасным методам и приёмам труда;

• Профессиональную подготовку в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований ОТ;

• Обращение в органы государственной власти, к работодателю, в профсоюзы по вопросам ОТ;

• Личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профзаболевания;

• Внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением места работы и среднего заработка на время прохождения указанного медосмотра;

• Компенсации за тяжёлые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

 

 

 

 

 

 

4. Обязанности нанимателя по охране труда

Наниматель обязан:

1) Обеспечить безопасность при  эксплуатации производственных  зданий, сооружений, оборудования, а  также эффективную эксплуатацию  средств защиты.

2) Условия труда на рабочем  месте должны соответствовать требованиям безопасности и производственной санитарии.

3) Осуществлять постоянный контроль  за уровнем опасных и вредных  производственных факторов, проводить  аттестацию рабочих мест по  условиям труда.

4) Проведение обучения и инструктажей, повышение квалификации, проверка знаний по вопросам ОТ.

5) Проведение обязательных предварительных  и периодических, в течении  трудовой деятельности, медицинских  осмотров работников.

6) Учет и расследование несчастных  случаев и профзаболеваний.

7) Возмещение вреда, причиненного здоровью работников, в том числе и выплату единовременных пособий работнику, утратившему работоспособность.

8) Выделение необходимых объемов  финансовых средств.

9) Постоянный контроль за соблюдением   нормативных требований в области  охраны труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Инструктаж по вопросам охраны труда, их виды, периодичность, содержание

Виды инструктажа:

1. Вводный инструктаж проводится с гражданами (лицами) при: • приеме их на постоянную или временную работу в организацию; • участии в производственном процессе; • привлечении к работам в организации или на ее территории; • выполнении работ по заданию организации (по заключенному с организацией договору). Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности. Включает в себя общие сведения о предприятии, общие меры безопасности. Делается запись в журнале вводного инструктажа.

2. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала работы проводят с лицами: • принятыми на работу; • переведенными из одного подразделения в другое или с одного объекта на другой; • участвующими в производственном процессе, привлеченными к работам в организации или выполняющими работы по заданию организации (по заключенному с организацией договору). Проводится непосредственно руководителем работ. Проведение подтверждается подписями проводившего и прошедшего инструктаж, в журнале регистрации инструктажа.

3. Повторный инструктаж работники проходят независимо от  квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в шесть месяцев. Проводится непосредственно руководителем работ индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование или выполняющих аналогичные технологические процессы и операции по программе первичного инструктажа или по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ. Проведение инструктажа подтверждается подписями проводившего и прошедшего инструктаж в журнале регистрации инструктажа.

4. Внеплановый инструктаж проводится после: несчастных случаев; изменения правил по охране труда; изменения оборудования или технологического процесса; перерывах в работе по профессии (в должности) более 6 месяцев и т.д. Проводится непосредственно руководителем работ индивидуально или с группой лиц, работающих по одной профессии (должности).

5. Целевой инструктаж проводится при: • выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности; • ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; • работы выполняются по наряду-допуску; • проведение экскурсии на предприятии. Проводится непосредственно руководителем работ. Подтверждается подписями в журнале регистрации инструктажей.

6. Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда

Инструкции разрабатываются в  соответствии с перечнем, который составляется службой охраны труда (при ее отсутствии – работником, на которого возложены эти обязанности) при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов предприятия, службы организации труда и заработной платы, отдела кадров.

Перечень инструкций разрабатывается  с учетом утвержденного на предприятии штатного расписания, в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и рабочих профессий, квалификационным справочником должностей служащих и утверждается руководителем предприятия или его заместителем.

Разработка инструкций осуществляется на основании приказов и распоряжений руководства предприятий, в которых определяются исполнители и сроки выполнения работ.

Инструкции разрабатываются  руководителями цехов и других структурных подразделений предприятия с участием профсоюзов. Руководство разработкой инструкций возлагается на главного инженера или его заместителя.

Служба ОТ предприятия осуществляет постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций, оказывает методическую помощь разработчикам, содействует обеспечению их всеми необходимыми нормативными и нормативно-техническими документами по охране труда.

При использовании в  качестве инструкций типовых инструкций (без их переработки) последние необходимо переоформить, согласовать и утвердить.

Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций. К их разработке предъявляются те же требования, что и для постоянных. Они разрабатываются как по профессиям, так и по видам работ на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Проект инструкции подписывается  руководителем подразделения, разработавшим инструкции, и представляется профсоюзным комитетам, а также на согласование в службу охраны труда. Утверждение инструкции осуществляется приказом руководителя предприятия, либо грифом утверждения.

Инструкция вводится в действие с момента утверждения либо со дня, указанного в приказе. О введении инструкции в действие не позднее чем за неделю извещаются профсоюзные комитеты.

 

7. Государственный надзор

Систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.

Государственные органы надзора и контроля осуществляют:

• надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда (Департамент государственной инспекции труда);

• надзор за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике (Проматомнадзор);

• надзор за безопасной эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок (Госэнергонадзор);

• надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (Госсаннадзор);

• контроль за проведением аттестации рабочих мест и установлением доплат по условиям труда, правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (Государственная экспертиза по условиям труда);

• контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (ГАИ);

• надзор за обеспечением пожарной безопасности (Госпожнадзор);

• надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования (Гостехнадзор).

Должностные лица органов  государственного надзора и контроля имеют право:

• беспрепятственно осуществлять проверки соблюдения законодательства об ОТ, получать необходимые документы, разъяснения, информацию по этим вопросам; • выдавать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства об ОТ; • приостанавливать работу предприятий, цехов, др. структурных подразделений предприятия, эксплуатацию станков, иного оборудования, транспортных средств, запрещать проведение работ, если производственная деятельность осуществляется с нарушением требований по ОТ, создающим угрозу жизни и здоровью работающих; • налагать штрафы за нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по ОТ; • направлять представления о несоответствии должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения лиц, нарушающих законодательство об ОТ, к уголовной ответственности.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"