Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:40, реферат
В Беларуси агроэкотуризм по социальной, экономической и духовно-нравственной значимости становится приоритетным направлением в туристическом бизнесе. По оценке Генерального секретаря Всемирной туристской организации (ВТО), впервые побывавшего в 2007 году в Республике Беларусь, которая присоединилась к ВТО в качестве члена, агроэкотуризм для Беларуси является ядром ее туристского продукта. Для развития агроэкотуризма, по его мнению, наша страна имеет весь комплекс благоприятных условий.
Введение
1 Агроэкотуризм в Беларуси
2 Возможность использования зарубежного опыта в Беларуси
3 Факторы, сдерживающие агроэкотуризм в Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Проценты по кредиту уплачиваются ежемесячно.
Кроме того, предусмотрено досрочное погашение основного долга по кредиту.
По итогам 2011 года численность
иностранных граждан, посетивших Республику
Беларусь (по данным Государственного
пограничного комитета Республики Беларусь)
составила 5,9 млн. человек (без учета
граждан, пересекавших российско-белорусский
участок границы и без учета
прибывших и выехавших на постоянное
место жительства), что на 3,6% больше,
чем за 2010 год. За I полугодие текущего
года численность иностранных
Рис.1 Число поездок иностранных граждан в Руспублику Беларусь по целям в 2011 году
В 2011 году число субъектов агроэкотуризма составило 1576, в том числе в Брестской области – 178, Витебской – 359, Гомельской – 332, Гродненской – 185, Минской – 304, Могилевской – 218 (по данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь).
Рис.2 Число субъектов агроэкотуризма в 2011 году
Численность туристов, воспользовавшихся услугами агроэкотуризма за 2011 год, составила более 145 тыс. человек, что в 1,2 раза больше, чем в 2010 году. Граждане Республики Беларусь в общем числе агроэкотуристов составили 85,2%, граждане России – 10,5%, Украины – 1,2%, Польши – 0,6%.
Средняя продолжительность пребывания туристов в агроэкоусадьбах составила 7,2 дня (в 2010 г. – 2,6 дня).
В Республике Беларусь разработана
Государственная программа
В этой программе отмечено, что В 2010 году Республику Беларусь с деловыми, туристическими и служебным целями посетили 4 млн. иностранных граждан, экспорт туристических услуг составил 146,7 млн. долларов США, что в 6,8 раза больше, чем за аналогичный период 2005 года. Объем платных туристических и экскурсионных услуг, оказанных населению, составил 468,7 млрд. рублей и увеличился в фактических ценах в 13 раз по сравнению с 2005 годом.
Вместе с тем развитие туризма, увеличение его доли в валовом внутреннем продукте, занятости населения, инвестициях, доходах бюджета остаются актуальными проблемами экономики Республики Беларусь.
Для формирования конкурентоспособного рынка туристических услуг в рамках Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы (далее - Государственная программа) предполагается разработка эффективной стратегии по продвижению отечественных туров, сосредоточенной на ключевых направлениях туристических рынков.
При этом эффективность реализации
мероприятий Государственной
Современные тенденции развития
сферы туризма требуют
Макроэкономическая оценка
туризма, его социальной важности в
соответствии с международной практикой
должна быть основана на вспомогательном
счете туризма. В этих целях необходима
разработка методологических подходов
для осуществления его
Построение вспомогательного
счета туризма в Республике Беларусь
позволит получить достоверные данные
о совокупном вкладе туризма в
отечественную экономику и
Государственная программа
разработана для обеспечения
вклада туристической индустрии
в решение следующих
создание условий для
динамичного и устойчивого
повышение уровня жизни населения
через доступность
рост конкурентоспособности
белорусской экономики путем
повышения привлекательности
обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов за счет увеличения доли туризма в валовом внутреннем продукте.
На сегодняшний день для формирования конкурентоспособного туристического рынка усилий по развитию только туристической индустрии недостаточно. Необходима реализация комплекса маркетинговых мероприятий, который позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики Республики Беларусь.
Разработка Государственной программы осуществлялась с учетом необходимости увеличения положительного сальдо во внешней торговле туристическими услугами.
Доля импортной составляющей
в общем объеме финансирования реализации
мероприятий подпрограммы "Маркетинг
туристических услуг" за пятилетний
период не превысит 12 процентов. Предусматривается
оплата выставочных площадей для
обеспечения участия в
Импортоемкость мероприятий подпрограммы "Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение сферы туризма" незначительна.
Импортная составляющая мероприятий подпрограммы "Развитие объектов туристической индустрии" будет определяться при разработке проектно-сметной документации на соответствующие объекты.
Реализация Государственной программы позволит стимулировать развитие сферы услуг, гостиничного хозяйства, транспорта, связи, торговли и общественного питания, строительства и реконструкции автомобильных дорог, благоустройства населенных пунктов, производства сувенирной продукции и создать условия рационального использования объектов историко-культурного и природного наследия страны.
Подготовка и переподготовка кадров для туристической индустрии повысит качество туристических услуг, будет способствовать увеличению занятости населения, в первую очередь молодежи.
Развитие объектов туристической
индустрии позволит обеспечить значительные
поступления в бюджет, прежде всего
за счет увеличения доходов от реализации
туристических услуг и
В соответствии с прогнозными показателями развития туризма в Республике Беларусь в 2011 - 2015 годах согласно таблицы 1 планируется, что к 2015 году по сравнению с 2010 годом увеличатся:
1) туристические прибытия (служебные, туристические и частные поездки) более чем в 1,6 раза;
2) количество организованных туристов, посетивших Республику Беларусь, более чем в 1,6 раза;
3) экспорт туристических услуг (по методологии Белстата) в 3,5 раза;
4) выручка от оказания туристических услуг субъектами туристической деятельности в 2 раза.
Показатели |
2010 |
Прогноз по годам | ||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | ||
Число поездок иностранных граждан в Республику Беларусь (служебные, туризм, частные поездки), человек |
3 995 074 |
4 460 000 |
4 900 000 |
5 400 000 |
5 900 000 |
6 500 000 |
в том числе количество организованных туристов, посетивших Республику Беларусь, человек |
120 073 |
130 000 |
145 000 |
160 000 |
175 000 |
190 000 |
Экспорт туристических услуг, млн. долларов США (по методологии Белстата) |
138,1 |
175,0 |
190,0 |
250,0 |
360,0 |
480,0 |
в том числе по областям и г.Минску: |
||||||
Брестская |
15,01 |
19,75 |
28,44 |
37,92 | ||
Витебская |
11,91 |
15,67 |
22,57 |
30,09 | ||
Гомельская |
14,7 |
19,34 |
27,85 |
37,14 | ||
Гродненская |
8,65 |
11,38 |
16,38 |
21,84 | ||
Минская |
23,52 |
30,95 |
44,57 |
59,43 | ||
Могилевская |
5,6 |
7,37 |
10,61 |
14,15 | ||
г.Минск |
106,96 |
140,74 |
202,66 |
270,22 | ||
не распределены по областям и г.Минску |
3,65 |
4,8 |
6,91 |
9,22 | ||
Выручка от оказания туристических услуг субъектами туристической деятельности, млрд. рублей |
616,57 |
700,0 |
800,0 |
900,0 |
100,0 |
1 230,0 |
Таб. 1. Прогнозные показатели развития туризма в Республике Беларусь в 2011-2015 годах
Туристическая база нашей страны способна обеспечить широкие возможности путешественникам, совершающим поездки в Республику Беларусь. Разрабатываются новые туристические маршруты, ведется работа по созданию привлекательного имиджа страны.
Как показывает опыт соседних европейских
стран, режим наибольшего
2 Возможность использования зарубежного опыта в Беларуси
На сегодняшний день за рубежом имеется достаточно большое разнообразие функционирования различных моделей агротуризма. Анализируя и обобщая опыт становления и развития сельского туризма с учетом национальных особенностей, можно выделить четыре основные модели: западно-европейская, восточно-европейская, азиатская и англо-американская. Для многих стран при успешности реализации той или иной модели сельский туризм за последние два десятилетия стал высокодоходным сектором туристской индустрии и имеет вполне обоснованные дальнейшие перспективы функционирования.
Процесс формирования моделей в разных странах проходил совместно с теми социально-экономическими процессами, которые имели место в разные периоды, а также состоянием отраслей национальной экономики. Международная практика развития агротуризма показывает что, успешность развития той или иной модели зависит от ряда факторов, в первую очередь от организации государственной поддержки.
Поиск наиболее приемлемой
для современных социально-
В Беларуси агротуризм, как вид отдыха по сравнению с европейскими странами, еще мало известен и пока не входит в число видов туристского продукта, широко продвигаемых на туристском рынке (как выездном, так и внутреннем).
Рынок выездного сельского туризма развит слабо, спрос на этот вид отдыха малоизучен, у зарубежных туроператоров политики продвижения своего агротуристского продукта на туристском рынке пока нет.
Популяризация агротуризма как организованного вида отдыха - одна из задач, которую необходимо решить для становления агротуризма как перспективного сектора туристской индустрии.
В то же время, спрос туристов на агротуризм за рубежом как относительный показатель популярности агротуристкого сектора туристской индустрии в целом, и спрос на внутренний турпродукт могут совпадать лишь частично. Международный опыт становления агротуризма показывает, что во многих европейских странах этот вид туризма изначально получил значительное развитие, прежде всего как сектор внутреннего туризма. Очевидно, что в современных условиях Беларуси, основная ориентация сектора сельского туризма, прежде всего, должна быть направлена на внутренний туристский рынок. В связи с резким ростом цен на туристские услуги и падением платежеспособности 70% населения страны проводит отпуск в своем регионе. Максимум что могут себе позволить граждане, входящие в этот сегмент потребительского рынка, это отдых в деревне, отдых в выходные дни на дачных участках, а также отдых детей в летнее время в лагере, при условии платежеспособности предприятия, на котором работают. Также следует учесть, что экологическая обстановка в некоторых промышленных городах является неблагоприятной и жителям этих городов необходим отдых на природе, хотя бы в летнее время. В таком аспекте сельский туризм с использованием местных природных и культурно-исторических ресурсов сельской местности региона может являться альтернативным видом организованного отдыха горожан. Сегодня в ряде регионов наблюдается увеличение потока неорганизованных туристов в выходные дни в пригороды, и 30% потенциальных потребителей туристского продукта, предъявляют повышенные требования к уровню проживания и обслуживания которые отчасти совпадают с качеством того обслуживания, которое может предоставить сегодня региональные объекты туристской индустрии.
По показателю "цена-качество" агротуристский продукт сегодня слабо может конкурировать на международном рынке. Установившиеся в европейских странах параметры "цены-качества" лишь отчасти в ближайшее время достижимы для Беларуси. Первоочередная ориентация агротуристского сектора направлена на внутренний туристский рынок, что, впрочем, не исключает разработки отдельных высококачественных турпродуктов специально для международного рынка.
Учитывая и обобщая
зарубежный опыт, нужно отметить, что
важнейшим элементом