Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:51, курсовая работа
Таким образом цель данной курсовой работы заключается в анализе и оценке ресурсной базы и создании концепции культурного пути «Жизненный путь Льва Сапеги».
Задачи данной курсовой работы:
- оценить и показать вклад Льва Сапеги в историю Беларуси и Европы, его место в современной Беларуси;
-проанализировать ресурсную базу и дать ей оценку;
-разработать концепцию культурного пути.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3
1. БИОГРАФИЯ ЛЬВА САПЕГИ, ЕГО РОЛЬ И МЕСТО В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ…………………………………………………………………………………5
1.1 Биография Льва Сапеги………………………………………………………………..5
1.2 Роль и место Льва Сапеги в истории и культуре Беларуси.………………………...8
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕСУРСНОЙ БАЗЫ………………………………………….11
2.1 Замки…………………………………………………………………………………...11
2.2 Дворец в Ружанах……..………………………………………………………………13
2.3 Костелы и другие архитектурные сооружения……………………………………...14
2.4 Музейные собрания…………………………………………………………………...16
3. КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ПУТИ «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛЬВА САПЕГИ».18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...24
2.3 Костелы и другие архитектурные сооружения
Лев Сапега владел также дворцом в Вильнюсе, который в 1594-1596 годах был перестроен под бернардинский монастырь. После он докупил еще несколько зданий, находящихся поблизости, а также основал костел святого Михаила Архангела, который был построен в ренессансном стиле с элементами готики в 1625 году. Канцлер также подарил для главного алтаря древний образ Матери Божьей («Мадонна Сапег»). Вскоре этот костел стал фамильной усыпальницей Сапег, где были похоронены две жены Льва Сапеги, сам Лев Сапега и два его сына, Кристофер и Ян Станислав.
В 1655 году костел был сожжен и разграблен русскими войсками, все ценности были похищены, а усопшие были выкинуты из металлических гробов. В 1661 году костел восстановили, а за год до этого образ Матери Божьей был признан епископской комиссией чудотворным. После восстания 1864 года монастырь был закрыт, а сам костел закрыли еще 1825 году. Лишь в 1905 году он был возвращен Сапегам как фамильная усыпальница [8, с. 321].
До сих пор сохранилось надгробие Льва Сапеги и его двух жен, а «Мадонна Сапег» находится в кафедральном костеле.
Лев Сапега совместно с Сигизмундом III Вазой основали так же костел святого Казимира, который принадлежал иезуитам, в Вильнюсе. Строительство этого костела в стиле барокко было начато в 1604 году и завершено в 1616 году. Он несколько раз горел, а после последнего пожара фасады, купал и алтари в интерьере были реконструированы архитектором Т. Жабровским в стиле рококо. Не исключено, что этот Вильнюсский храм повлиял на определение объемно-пространственной композиции костела монастыря францисканцев в Гольшанах, построенный в 1618 году на средства Павла Сапеги [8, c.322].
Также в список архитектурных сооружений, построенных благодаря Льву Сапеге можно отнести костел Святой Троицы в Ружанах, костел Божьего Тела каноников лютеранских в Слониме, костел Вознесения Девы Марии в Дятлово, деревянный монастырь кармелитов в Белыничах, который до наших дней не дошел, монастырь францисканцев в Сенно, церковь святого Михаила Архангела в местечке Черея. Сюда же нужно отнести брестский костел святого Яна Крестителя и святой Анны, Симеоновский мужской монастырь, который опекали Сапеги и монастырь иезуитов, который был разрушен после 1830 года. К сожалению, постройки старого Бреста не дошли до наших дней, остались лишь руины монастыря бернардинок и других построек. В Слониме до сегодняшних дней сохранился Андреевский костел, построенный в стиле Виленского барокко в 1593 году. Он много раз страдал от войн и смен политических режимов, и, наконец, в 1993 году был реконструирован.
Таким образом, многие храмы, костелы и монастыри были утрачены, а те объекты, что сохранились, были перестроены в соответствии с архитектурными течениями того или иного времени, так что они не имеют первоначальный свой вид. Из сохранившихся объектов остались костелы св. Михаила и св. Казимира в Вильнюсе, костел Святой Троицы в Ружанах, церковь Вознесения Девы Марии в Дятлово, церковь св. Михаила Архангела в деревне Черея, а также монастырь францисканцев в Гольшанах, Андреевский костел в Слониме.
Не сохранились следующие объекты: церковь святого Яна Крестителя и святой Анны в Бресте, костел францисканцев в Сенно, костел Божьего Тела в Слониме, Симеоновский мужской монастырь и монастырь иезуитов в Бресте, а также монастырь кармелитов в Белыничах.
На основе собранной информации можно дать бальную оценку экскурсионных объектов. Для оценивая были выбраны лишь те объекты, которые сохранились.
2.4 Музейные собрания
На сегодняшний день наследие рода Сапег, в том числе и самого Льва Сапеги, находятся в музеях различных стран. Так, большая коллекция фамильных драгоценностей находится юридически в Вавельском замке в Кракове, Польша. В Литве сохранились 3 гобелена из 8, подаренных Львом Сапегой Вильнюсской кафедрой. Оригинальный экземпляр Статута Великого Княжества Литовского 1588 года выставляется сейчас в Национальном музее «Дворец великих князей литовских».
Библиотека Сапег, которая была вывезена в 1834 году из Деречина в Санкт-Петербург и Варшаву, находится там по сей день. Книги из этой библиотеки также хранятся в Швеции и США, в Беларуси же нет ни одной книги, которая принадлежала некогда Льву Сапеге. В июне 2011 года состоялась презентация цифровой библиотеки Сапег, создание которой было реализовано при поддержке бюро ЮНЕСКО в рамках международного проекта «Виртуальная реконструкция библиотеки рода Сапегов».
Анализ и оценка ресурсной базы показали, что большинство объектов архитектурного наследия Льва Сапеги были утрачены в ходе различных войн и пожаров, а те объекты, которые сохранились, были перестроены и о первоначальном их виде мы можем судить лишь по сохранившимся архивным данным. Два объекта в данный момент реставрируются на средства, выделенные из государственного и местного бюджета, это Ружанский дворец и Быховский замок.
Так же в городе Лепель был воздвигнут памятник Сапеге, тогда как в Слониме еще с 2007 года власти объявили о своем намерении поставить памятник этому великому деятелю, но так до сих пор и не поставили.
3. КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ПУТИ «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛЬВА САПЕГИ»
На сегодняшний день из 24 культурных путей, принятых Советом Европы, лишь два из них проходят через Беларусь: царский путь The Via Regia и Дороги викингов (The Viking Routes).
Многие культурные пути связаны с исторической личностью. Один из самых знаменитых культурных путей из этой тематики - «Mozart ways», объединяющий 10 сран Европы. Он был основан в 2002 году в Зальцбурге и предлагает посетителям пройти по следам Моцарта, посмотреть, что повлияло на его творчество, познакомится с различными достопримечательностями, с которыми в свое время познакомился Моцарт. Цель этого пути заключается в осуществлении художественного, культурного, образовательного и научно-исследовательского сотрудничества с особым акцентом на жизнь и творчество В. А. Моцарта.
Таким образом создание культурного пути на территории Беларуси является актуальной задачей, так как это разовьет туристическую отрасль и благоприятно скажется на экономике государства. Так, согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, импорт услуг по статье «поездки» на 2010 год составил 571,7 миллион долларов США, что на 96,2 меньше миллиона чем в 2008 году [10, c.27]. В пункте 3.3 данного сборника указано, что в 2008 году Беларусь с целью туризма посетили 122,3 тысячи человек, а в 2010 году эта цифра составила всего 79,7 тысяч человек. Великобританию же в 2012 году посетило 31 084 тысяч иностранных туристов, которые потратили 18 640 миллиона фунтов стерлингов [13]. А если говорит о таком мировом лидере в туристической индустрии как Соединенные Штаты Америки, то там туризм – важнейшая отрасль экономики, ежегодно приносящая прибыль в размере 1,9 триллионов долларов [15].
Создание концепции культурного пути «Жизненный путь Льва Сапеги», будет осуществляться частично по принципу «Mozart ways», а также основываясь на рекомендациях Артюшевской С. В. из статьи «Зарубежный опыт создания культурных тематический путей» и текста Резолюции CM/Res (2010) 52 о правилах выдачи сертификата "Культурный путь Совета Европы".
Целью данного проекта будет являться в осуществление сотрудничества между различными сферами деятельности, делая упор на эмпирический опыт посетителя, его вовлеченность в событие и тягу к знаниям. Задачи данного проекта заключаются в сохранении и интерпретации культурного наследия, в применении методов новой музеологии в создании музеев и экспозиций, в применении современных технологий и научных исследований, для максимального достижения цели, в погружении посетителя в эпоху Льва Сапеги, а также разработка отдельных мероприятий для детей в сотрудничестве с детскими психологами и педагогами.
Основная часть культурного пути будет пролегать на территории современной Беларуси, а также проходить через Польшу, Литву, Латвию и Россию. Города Краков, Люблин, Брест и Вильнюс будут объединены в один маршрут, «Королевская дорога», по которой ездили различные представители власти, в том числе и Лев Сапега, на заседания сейма. Таким образом протяженность маршрута будет составлять более тысячи километров, объединив города Беларуси и смежных государств, и создав сеть автомобильных дорог, ведущих к точкам маршрута и развитую инфраструктуру.
Отправной точкой маршрута является деревня Островно в Бешенковичском районе Витебской области. Эта деревня находилась во владении Сапег, где до сегодняшних дней осталась лишь одна стена от их усадьбы, к которой, согласно источникам, пристроили еще стены и сделали коровник [5]. До 1812 года здесь была хорошо развита торговля (до 120 каменных лавок), после известной битвы 1812 года под Островно, местечко было разорено, и торговля спала.
Так как полностью восстановить родовую усадьбу Сапег не представляется возможным в связи с практически полной утерей объекта и отсутствием аутентичности объекта в случае его реставрации, предлагается отреставрировать Свято-Троицкий костел-церковь и представить его в качестве музея архитектуры, а рядом построить здание, отведя в нем несколько залов Льву Сапеге, основателю костела-церкви Сигизмунду II Августу и, соответственно, истории самого Островно, так как главным условием интерпретации является учет контекста и среды.
Строительство Свято-Троицкой церкви было начато в 1564 году в честь блестящих побед войска Великого княжества Литовского под Чашниками и под Оршей во времена Ливонской войны [6]. Так как храм был перестроен большое количество раз, он может служить ярким примером того, как развивалась архитектура Беларуси. Таким образом можно было бы познакомить гостей с историей развития архитектуры и историей местечка и его знаменитого сына.
Следующим пунктом в культурном пути будет город Несвиж, где Лев Сапега учился в школе Николая Радзивилла Черного. Согласно источникам, в Беларуси открыто всего 215 гимназий и 29 лицеев, где проводится работа с одаренными детьми, при этом подобных учреждений для детей младшего школьного возраста не существует [1]. В связи с этим, предлагается открыть в Несвиже начальную школу для одаренных детей и назвать ее в честь Льва Сапеги. Так как одна из целей культурных путей Совета Европы – это культурные и образовательные обмены для молодых европейцев и в этой сфере деятельности проекты должны способствовать устранению разобщенности, организуя обмены для молодежи разного социального происхождения и из разных регионов Европы [11, c.3], то школа им. Льва Сапеги в Несвиже представляла бы такую возможность для детей младшего школьного возраста, а также педагогов. Так же одной из главных задач этой школы, являлось бы воспитание в детях патриотизма, пробуждение интереса к иностранным языкам и гуманитарным наукам.
В Лейпцигском университете, в котором учился Лев Сапега, предлагается установить памятную плиту, как в Праге, например, плита, посвященная Франциску Скорине. Плита будет утверждать, что здесь в 1570-ых годах учился знаменитый политический деятель Лев Сапега и давать краткую информацию о его достижениях на немецком, белорусском и английском языках. Благодаря данной плите, представится возможность заинтересовать потенциальных клиентов посетить культурный путь. Таким образом данная плита будет нести информационную и рекламную нагрузку одновременно.
Следующим пунктом культурного пути является город Слоним, который с 1591 года стал личной резиденцией Сапеги. Так как слонимский дворец не сохранился до наших дней, предлагается установить информационный щит на месте дворца, который указывал бы принадлежность объекта к культурному пути, а также давал историческую справку и краткую искусствоведческую характеристику. В связи с тем, что в Слониме производилась чеканка монет с изображением Льва Сапеги, предлагается осуществлять продажу сувенирной продукции в туристском информационным центре города Слонима. В городе проходили предсеймовые съезды, также были организованы аустерии, существовало крупное издательство, также на площади им. Льва Сапеги (прежде Замковой), устраивались различные празднества, ярмарки, формировались дружины воинов. Так, при организации сегодня ярмарок и различных праздников, анимационных мероприятий, воссоздании аустерий, стилизованных под 16 век с национальной белорусской кухней, можно создать такие условия, при которых турист задержится в городе на несколько дней.
В культурный путь обязательно будут включены Ружанский дворцово-парковый комплекс, и руины замка в Быхове. Эти объекты сейчас финансируются государством, проводится их реставрация. Так, уже отреставрирована брама, ведущая в Ружанский дворцовый комплекс, в нем сейчас размещается музей «Ружанский дворцовый комплекс Сапегов». На начальных этапах реализации проекта, предлагается отреставрировать половину дворцового комплекса, открыть там библиотеку, гостиницу, ресторан, а вторую часть комплекса законсервировать. Также, если представляется возможным, открыть часть подземелий дворца, осуществив тем самым дополнительный приток dark-туристов. В зависимости от успешности реализации проекта, предлагается далее развивать инфраструктуру города Ружан и создать на базе дворцового комплекса центр интерпретации, который занимался бы интерпретацией самого комплекса, близлежащих населенных пунктов, например, город Коссово, а также организацией мероприятий различного характера и направленности, как-то: ярмарки, праздники, анимационные экскурсии, круглые столы, научные конференции и т.д. Также можно организовывать светские балы в духе великокняжеской шляхты, как это делается в Мирском замке, открыть школу верховой езды и занятия по этике и хорошим манерам для детей, которые проходили бы как факультативные.
Быховский замок сегодня также был профинансирован государством и работы по его реставрации уже начаты. Уникальность этого архитектурного сооружения состоит в том, что это единственный сохранившийся в Беларуси город-крепость образца XVII века. С учетом того, что в городе существовала своя мастерская по изготовлению оружия, а сам замок много раз осаждался различными войсками, предлагается открыть в нем музей военного дела, который специализировался бы в основном на истории самого замка, представлял бы экспонаты, изготовленные в быховской оружейной мастерской, которую можно также превратить в музей, филиал музея в Быховском замке.
Замчище в местечке Иказнь реставрировать не представляется возможным. В таком случае, следует законсервировать объект, а рядом разместить информационный щит, как возле Слонимского замка.
Руины старого Бреста следует также включить в культурный маршрут, создав отдельную экспозицию, посвященную средневековому Бресту, где посетители смогут получить подробную информацию об истории города, узнать о его культовых сооружениях. Экспозиционный зал являлся бы в таком случае филиалом Интерпретационного центра города Бреста, который занимался организацией экскурсий, в том числе анимационными экскурсиями, сотрудничал с Брестским Государственным Университетом им. Пушкина, организовывая для студентов исторического и географического факультетов различные тренинги, программы обмена и так далее.