Влияние развития туризма в регионе на социальную жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 08:03, курсовая работа

Краткое описание

Массовое развитие туризма — одна из тенденций современности. Туризм играет важную роль в развитии взаимопонимания между народами и вносит свой вклад в процветание многих стран и регионов.
Однако в большинстве стран и регионов не уделяется достаточного внимания туризму, с точки зрения его влияния на социальную жизнь общества.
Туризм в разной степени влияет на жизнь местного населения, его материальную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы.
В регионе, где наблюдается социально-культурная активность, где туризм носит традиционный характер и количество туристов уступает численности местного населения, а их культурный уровень приблизительно одинаков, не отмечается особого воздействия туризма.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 131.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Массовое развитие туризма — одна из тенденций современности. Туризм играет важную роль в развитии взаимопонимания между народами и вносит свой вклад в процветание многих стран и регионов.

Однако в  большинстве стран и регионов не уделяется достаточного внимания туризму, с точки зрения его влияния на социальную жизнь общества.

Туризм в разной степени влияет на жизнь местного населения, его материальную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы.

В регионе, где наблюдается социально-культурная активность, где туризм носит традиционный характер и количество туристов уступает численности местного населения, а их культурный уровень приблизительно одинаков, не отмечается особого воздействия туризма.

Однако в ряде промышленно развитых регионов рост туризма может привести к значительным переменам в социальной структуре, окружающей среде и местной культуре.

С развитием науки и техники, с ростом городов, производительности труда, потока информации, современное общество встает перед целым рядом проблем.

 Безработица, низкий уровень  жизни трудящихся, психологическое  давление, стрессы, повышение негативной  активности молодежи в свободное время, нарушение экологического равновесия в природе – эти и другие проблемы современного общества имеют место и в России.

Развитие туризма вносит свой вклад в разрешение этих проблем.

Таким образом, тему курсовой  работы с полным основанием можно считать актуальной.

Объект исследования: процесс влияния туризма на социальную жизнь общества.

Предмет исследования: развитие туризма и его влияние на социальную жизнь общества на примере г.Казань.

Цель исследования: изучить влияние туризма на социальную жизнь общества.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:

- изучить туризм, с точки  зрения его влияния на социальную  жизнь общества;

- определить влияние туризма на социальную жизнь на примере г.Казань.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы влияния развития туризма на социальную жизнь общества

По своей сути туризм - явление многофункциональное. Он активно влияет на жизнь людей, организацию их труда и отдыха и, следовательно, на социальное развитие общества.

В этом смысле туризм - это сфера человеческой деятельности, связанная с путешествиями и путешествиями людей, выполняет ряд функций, которые проявляются как на уровне отдельной личности, так и на уровне общества в целом.

Социальное значение туризма в жизни общества заключается:[5]

- в восстановлении психофизиологических  ресурсов общества, трудоспособности  человека и социума в целом (воспроизводящая функция);

- в рациональном использовании  свободного времени;

- в обеспечении занятости  населения;

- в росте доходов трудящихся;

- в экологической «невредности»  туризма и направленности его  на поддержание и восстановление рекреации;

- в росте гуманитарного значения.

Основной функцией туризма с социальной точки зрения признают воспроизводящую функцию, направленную на восстановление сил человека и общества, затраченных им при выполнении определенных производственных и бытовых задач.

При этом отдых не ограничивается инертной формой и восстановлением физических  и психических сил, а включает развлечения, обеспечивающие изменения характера деятельности и окружающих условий, активное познание новых явлений природы, культуры и т.д.

Современная урбанизация, механизация производства, компьютеризация, «однообразие потребления», значительно увеличивающийся поток информации приводит к тому, что человек в данном случае покидает работу, учебу значительно более усталым, чем прежде. Усталость эта психологического характера и вызывает потребность в контрасте, снятии стресса.

Туристский отдых представляет собой прекрасную форму всестороннего обновления. Активный, подвижный, интересный, он восстанавливает физическое состояние человека и общества. Только контрастные формы отдыха, которые может дать туризм (смена постоянной обстановки и ритма жизни), что способствует реальному оздоровлению нации и человека в современных условиях.

Выделяют три основных аспекта восстановительной функции туризма:

1) освобождение индивидуума  от чувства усталости путем  контрастной смены обстановки  и вида деятельности;

2) развлекательная функция  – предоставление отдыхающим  возможности развлечься, знакомство  с местностью, ее людьми, культурные  мероприятия (концерты, театры), досуговые  мероприятия ( шоу, фестивали и т.п.), спортивные мероприятия, способствующие усилению первой функции;

3) интеллектуальная функция  – предоставление возможностей  для развития личности, творческой  и организаторской деятельности, познания (экскурсии, посещение памятников, музеев), самовыражение (походы, экспедиции, конкурсы и т.п.), что также психологически весьма полезно для восстановления сил человека.

Вторая функция туризма с социальной точки зрения – рациональное использование свободного времени.

Развитие производственных сил приводит к тому, что увеличивается свободное время трудящихся.  В связи с этим возникает проблема рационального его использования. Задача социума состоит в привлечении сограждан к положительным видам деятельности в свободное от труда время, что отвлекает их от негативных проявляющихся в пьянстве, увлечении наркотиками, создании неформальных объединений противоправного характера.

Предлагаемый людям перечень туров и экскурсий по приемлемым ценам привлекает их к туристскому отдыху. Потребители турпродукта получают возможность провести выходной день, отпуск, каникулы на туристских маршрутах и экскурсиях, рационально, с пользой и с интересом провести это время.

Некоторые специалисты утверждают, что короткие поездки, какими бы частыми они ни были, не дают достаточного отдыха. Организация же отдыха в отпускной и каникулярный периоды – это задача туристских организаций, и, можно сказать, что от выполнения ее на должном уровне зависит в некоторой степени моральное и физическое здоровье общества.

Развитие различных туристских клубов, способных привлечь молодежь к туристским маршрутам, увлекательным путешествиям на байдарках и плотах, по лесам и горам, соблюдая требования безопасности и экологии, может способствовать формированию здорового поколения.

Третья функция туризма с социальной точки зрения – обеспечение занятости.

Наличие достаточно развитой туристской индустрии в определенной местности позволяет решить проблему занятости многих рабочих рук, так как туризм является одной из самых трудозатратных отраслей, не поддающихся в большинстве случаев механизации и автоматизации.

Развитие туристской инфраструктуры притягивает трудовые ресурсы, вовлекая их в обслуживание туристов. Поэтому, развитие туризма способствует смягчению такого явления, как безработица. По статистическим данным ВТО, каждое десятое рабочее место в мире сегодня дает туризм.

Однако необходимо учитывать природу занятости в туризме, связывающую порой проблемные моменты: неполный рабочий день, сезонность и др. Например, очень часто в туристских центрах при обслуживании гостей используется неполный рабочий день. Необходимо так подобрать сотрудников, чтобы сокращенный рабочий день их устраивал – это проблема менеджмента в туризме. Кроме того, занятость в туристских предприятиях часто носит сезонных характер, что тоже является неблагоприятным фактором. Для смягчения его в пиковые периоды применяется  наем на работу жителей других населенных пунктов. Местным жителям работа предоставляется преимущественно постоянная. Возможность подработать в пиковые периоды для таких категорий жителей, как студенты, домохозяйки - явление также положительное.[1]

Мировая практика показывает, что туристская индустрия в том или ином регионе не только обеспечивает работой местное население, но и привлекает дополнительные трудовые ресурсы и к работе, и на жительство, тем самым увеличивая население данной местности. Известно, что приглашая работника из другой местности, мы притягиваем на жительство в среднем трех человек. Но излишнее привлечение сторонних трудовых ресурсов может привести к чрезмерному увеличению численности местного населения и, тем самым, - к увеличению давления на рекреацию. А на рекреации часто держится туристское предложение, поэтому этот процесс необходимо регулировать.

Четвертая функция туризма с социальной точки зрения – повышение уровня жизни трудящихся.

Туризм в связи со своей способностью задействовать значительные трудовые ресурсы, доходностью и относительно быстрой окупаемостью оказывает прямое и косвенное влияние на повышение уровня жизни населения:[3]

1)  прямое влияние выражается  в увеличении доходов работников  туристских предприятий и фирм  благодаря расширению предлагаемых  услуг и растущей в связи  с этим оплатой труда. Не последнюю  роль играет здесь также и  возможность подработать в туризме  в пиковые сезоны людям других  профессий;

2) косвенное влияние связано  с развитием широкой сети сервисной  службы в туристских центрах (бытовые  услуги, спортклубы, бассейны, шоу-бизнес, рестораны, кафе, бары, дискотеки, авторемонтные  мастерские и т. д.), ориентированной  не только на приезжающих туристов, но и на местное население. Появление новых гостиниц или  туристских центров неизбежно  сопровождается возникновением  независимых сервисных, торговых  и развлекательных предприятий, строительством хороших дорог, которые  входят в понятие инфраструктуры  туризма. И развитая туристская  инфраструктура в том или ином  регионе, доступная для местного  населения, может также служить  показателем его уровня жизни.

Пятая функция туризма с социальной точки зрения – экологическая направленность туризма.

Экологическое воздействие туризма заключается, во-первых, в его относительной не вредности и, во-вторых, в способности такой организации деятельности, которая будет работать на поддержание окружающей среды. Более того, туризм, как никакая другая отрасль, заинтересован в поддержании экологии и рекреации, так как это является важным условием его деятельности.

Туризм не нарушает природное равновесие, не истощает экологию. Эксплуатируя в своем направлении природные объекты и объекты культуры, истории, туризм не только не приносит им вреда, но и заинтересован в их поддержании (а в ряде случаев и в восстановлении). Ведь без объектов нет показа - одного из основных элементов туристско-экскурсионного обслуживания.

Наличие интересных, ухоженных парков, скверов на территории туристского центра и в окрестностях способствует хорошему отдыху туристов и повышает рейтинг туристского центра. Поэтому эксплуатация природных объектов должна проходить в разумных пределах и способствовать восстановлению сил человека.

Шестая функция туризма с социальной точки зрения – рост гуманитарного значения. 

Важной функцией туризма является предоставление возможностей для развития личности, расширения познавательного горизонта, творческого потенциала человека. Стремление к познанию всегда было неотъемлемой чертой человеческой личности.

Общепризнанными являются следующие гуманитарные функции туризма:

1) Интеллектуально-содержательная  функция. Совмещение отдыха с  познанием жизни, истории, культуры, обычаев народов России и других  стран - задача, которую в полной  мере может выполнить туризм  и которая содержит в себе  большой гуманитарный потенциал.

Основную интеллектуально-познавательную функцию в туризме выполняют экскурсионные мероприятия. Разнообразная тематика экскурсий (исторических, литературных, архитектурных, этнографических, природопознавательных, производственных и др.) позволяет углубленно развивать знания о жизни людей всего мира и природе, предоставляет широкий выбор познаний каждому по интересам.

Соединение аудио- и видеоряда, свойственное именно экскурсиям, улучшает восприятие предложенного материала. На этом основана методика составления экскурсий. Содержательная часть экскурсии, подтвержденная показом определенных объектов, усиливает восприятие и полученное впечатление. Интересные объекты сами по себе - это уже половина успеха в экскурсии, но и рассказ экскурсовода имеет важное значение. Он содержит в себе интересные сведения о показываемых объектах, фактический материал и личностное отношение экскурсовода.

Важное значение для туриста имеет осмотр достопримечательностей. Увиденное и услышанное на экскурсии, как правило, остается в памяти надолго. Экскурсия, проведенная профессионалом, способна затронуть самые сокровенные струны человеческой души, настраивая ее на лучшее. Знакомство с культурой и обычаями народов других стран расширяет кругозор, духовно обогащает человека.

2) Мирная направленность  туризма. Туризм заинтересован в  мире и дружбе между народами, так как это является одним  из условий его деятельности.

Международные туристские обмены способствуют налаживанию добрососедских связей между различными регионами, народами, странами. Туризм не может существовать при ведении, например, военных действий или в любой другой напряженной обстановке.

Не может туризм в полной мере существовать и при отчуждении народов. Поэтому налаживание туристских связей с различными странами - это хороший признак, свидетельствующий о потеплении отношений в мире. Таким образом, туризм способствует мирному сосуществованию наций и сам зависит от мира в мире.

3) Воспитание подрастающего  поколения. Профессиональное экскурсионное  обслуживание детской аудитории, начиная с самого раннего возраста, помогает не только расширять  кругозор детей, но и формировать  эстетические вкусы подрастающего  поколения, его отношение к обществу  и окружающей природе.

Информация о работе Влияние развития туризма в регионе на социальную жизнь общества