Влияние туризма на различные сферы жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Процессы глобализации и связанные с ним изменения в социуме и культуре актуализируют познание различных сфер и подсистем общественной жизни, которые в новых условиях приобретают иные черты, системные и функциональные характеристики. В настоящее время под влиянием этих процессов активизируются различные социальные практики, которые имеют тенденцию к сферообразованию. Среди таких социальных практик можно выделить туризм.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристской Организации рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.

Содержание

Введение..............................................................................................................3

Глава 1. Значение туризма

. Значение туризма в жизни общества.......................................................6

Социально-экономическое значение туризма...........................................9

Выводы…............................................................................................................13

Глава 2. Влияние туризма
2.1 Влияние туризма на жизнь общества.........................................................14

2.2 Воздействие туризма на окружающую среду и человеческий организм...............................................................................................................16

2.3 Экономическое, политическое и социально-культурное воздействие туризма..................................................................................................................24

Выводы.................................................................................................................29

Заключение..........................................................................................................30

Список используемой литературы.................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние туризма. Курсач.docx

— 67.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ

 

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ИНСТИТУТ ТУРИЗМА


 

КАФЕДРА «ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА»

 

По предмету

 

« Туризм и Гостиничное хозяйство »

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По теме

 

 «Влияние туризма на  различные сферы жизни общества»

 

 

 

 

 

 

 

Студента I курса очного отделения

 по специальности

«ТУРИЗМ И ОТЕЛЬНОЕ ДЕЛО»

Эльдаров Эдгар.

 

 

 

БАКУ - 2013

 

 

 

 

   СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение..............................................................................................................3

 

Глава 1. Значение туризма

 

    1.  . Значение туризма в жизни общества.......................................................6

 

    1.  Социально-экономическое значение туризма...........................................9

 

Выводы…............................................................................................................13

 

Глава 2. Влияние туризма

2.1 Влияние туризма на жизнь общества.........................................................14

 

2.2 Воздействие туризма на окружающую среду и человеческий организм...............................................................................................................16

 

2.3 Экономическое, политическое и социально-культурное воздействие туризма..................................................................................................................24

 

Выводы.................................................................................................................29

 

Заключение..........................................................................................................30

 

Список используемой литературы.................................................................32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

     Процессы глобализации и связанные с ним изменения в социуме и культуре актуализируют познание различных сфер и подсистем общественной жизни, которые в новых условиях приобретают иные черты, системные и функциональные характеристики. В настоящее время под влиянием этих процессов активизируются различные социальные практики, которые имеют тенденцию к сферообразованию. Среди таких социальных практик можно выделить туризм.

     Туризм  является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы  роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и  ему пророчат блестящее будущее  в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристской Организации рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.

     В условиях глобализирующегося мира туризм расширяет свое социокультурное пространство, включая в свою сферу новые структурные элементы, оказывая влияние на другие сферы общественной жизни. Если в прошлом туризм был локальной практикой, его сфера деятельности была ограничена, то начиная с середины XX века, туризм стал сферой жизни общества, направленной на производство и потребление турпродукта или туруслуг. Он вовлек в процесс своего производства и потребления масштабные людские ресурсы, информационные технологии и рекламу, оказав влияние на  многие стороны жизни общества и индивидов, вскрыл ее социальные аспекты и проблемы.

     Приобретение туризмом сферного статуса было обусловлено рядом объективных социально-исторических причин: массовостью туристских практик; развитием производства и ростом свободного времени, качественным изменением досуга, ростом потребностей в комфортном отдыхе, формированием и распространением идеологии потребления в современной культуре.

     Как сфера жизни современного общества туризм влияет на экономику, превращаясь в одну из ее отраслей (10 % мирового валового продукта приходится на эту сферу); политику, высвечивая международные проблемы и возможности их решения силами "народной дипломатии"; способствует развитию и взаимодействию культур. Влияние сферы туризма на духовный потенциал общества осуществляется через освоение личностью иного социокультурного пространства, актуализацию традиций и новаций собственной культуры. Велика роль туризма в формировании идеологии, как проекции будущего развития культуры, т.к. посредством туристских практик изменяется миропонимание, ломаются нежелательные стереотипы, формируются такие важнейшие принципы жизни как толерантность, открытость, дружелюбие, сопричастность к общим культурным ценностям.

Особое влияние эта  сфера жизнедеятельности общества оказывает на его социальную структуру, активизируя социальную мобильность, статусные изменения, миграционные процессы, динамику социальных ролей, связей и отношений, что свидетельствует  не только о масштабности этой сферы, но и о силе ее социальной мощи.

     Необходимость изучения сферного статуса туризма объясняется и тем, что современные социальные институты стали направлять свою деятельность на решение проблем, связанных с расширением и активностью туристских практик. В частности в сфере образования внедряются новые образовательные программы по туризму, открываются факультеты и учебные заведения, готовящие специалистов для этой сферы общественной жизни. Так в г. Москва их более 30, а в Краснодарском крае – 5. Здравоохранение так же активизирует свою деятельность в этой области, оценивая туризм как фактор реабилитации больных, условие формирования валеологической культуры и здорового образа жизни.

     Несмотря на возрастающую значимость туристской сферы и необходимость активного изучения этого явления, в науке не сложился единый подход к изучению туризма в этом аспекте. В то же время, глобализация культуры и связанные с нею процессы ее информатизации, формирование массового общества и рост потребностей в отдыхе, лечении, образовании, личностном развитии и проч., указывают на необходимость создания научно обоснованной модели туризма как сферы общественной жизни. Обостряют проблему трансформация общественной практики и отношений, в том числе и туризма, который в современных условиях превращается в активное направление в системе социальной деятельности и отношений, отражающее тенденции развития современного типа цивилизации.

     Как известно, данная отрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств 302 млрд. долларов в виде налоговых поступлений.

     Все это  доказывает то, что тема туризма на сегодняшний день – одна из самых актуальных, и туристическая деятельность является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Как и в любом бизнесе, в туризме есть свои законы развития, проблемы и выгоды связанные с ними, а также пути решения этих проблем и методы извлечения максимальной прибыли.

     В процессе туристской деятельности неизбежно происходит изменение окружающей среды. В настоящее время проблемы охраны окружающей среды и ее улучшения занимают важное место во многих исследованиях. Ранее исследованиям по анализу туристской деятельности уделялось мало внимания, да и то рассматривали  воздействие туризма только в определенных точках земного шара или воздействие отдельных его видов. 

 

Предмет исследования: влияние туризма

 

Объект исследования: влияние туризма на различные сферы жизни общества

 

Цель работы: изучить влияния туристического бизнеса на жизнь общества, окружающую среду и человеческий организм

 

Методы исследования: обобщение, классификация, метод теоретического анализа

 

Задачи работы:

~ изучить воздействие  туризма на окружающую среду  и человеческий организм

~ проанализировать экономическое,  политическое и социально-культурное  воздействие туризма 

~ по итогам проведенного  исследования сделать общие выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.   Значение туризма

 

 

 1.1    Значение туризма в жизни общества.

 

     Экономика страны и туризм тесно взаимодействуют друг с другом. Общеэкономические факторы воздействуют на туризм как положительно, так и отрицательно. Факторами положительного влияния являются:

  • рост реального дохода — при увеличении реального дохода потребители получают в свое распоряжение больше денег, соответственно увеличивается и спрос на туризм;
  • более равномерное распределение дохода — чем равномернее распределяется доход в обществе, тем большее число людей сможет купить туристский продукт;
  • стабильное положение валюты — если курс иностранной валюты стабильный, то население может купить ее в большем количестве, а в такой ситуации легче спланировать свой отдых.

Факторами отрицательного влияния  на туризм являются:

  • экономические кризисные явления;
  • рост безработицы, сокращение заработной платы и т. п.;
  • нестабильная ситуация с валютой — если курс иностранной валюты высокий, то население может приобрести ее меньше, а значит, туристская поездка российского жителя за рубеж будет стоить дороже.

Туризм оказывает большое  воздействие на экономику региона, в котором он развивается. Можно  выделить три основные направления  влияния туризма на жизнь общества: экономическое, социальное и гуманитарное.

     Экономическое значение туризма. Как экономическое явление туризм рассматривается с двух сторон:

  • как экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными связями, процессами и отношениями;
  • как важнейший катализатор экономического роста. В этом качестве туризм выступает каналом перераспределения валового

В современном мире туризм:

  • имеет индустриальную форму;
  • выступает в виде услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;
  • характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;
  • является пионером хозяйственного освоения новых районов;
  • выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия;
  • совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.

Известно, что доход от иностранного туризма в развитых странах в два раза превышает доход от международной торговли цветными и черными металлами. Доходы от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Туристские расходы включают оплату:

  • комплексных поездок;
  • пакетов услуг на отдых и туры;
  • размещения;
  • питания и напитков;
  • транспорта;
  • рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности;
  • потребительских товаров, являющихся неотъемлемым элементом путешествий;
  • медицинского обслуживания и др.

Перечисленные туристские расходы  оказывают прямое влияние на экономику, то есть экономическая деятельность туризма вносит вклад в создание национального дохода.

     Сферами воздействия туризма на экономику страны и общество в целом являются:

     1.  Предпринимательская сфера. Создание туристского предприятия приносит выгоду, поскольку оно предоставляет клиентам свои продукты и услуги, рабочим и служащим — заработную плату и другие виды выплат, акционерам (владельцам) — прибыль, государству (региону) — налоги и сборы;

     2.  Потребительская и доходная сферы. Туризм создает новую форму потребительского спроса. Спрос туристов на разнообразные товары и услуги способствует развитию местной промышленности. Благодаря этому развивается производство потребительских товаров и повышается уровень жизни населения.

Благодаря туризму развиваются  местные предприятия, в том числе:

  • Культурные и развлекательные ( музеи, выставки, мемориальные комплексы и памятники, шоу-бизнес, кинобизнес), которые, в свою очередь, через налогообложение приносят пользу региону и местному населению;
  • транспортные предприятия и фирмы (общественный транспорт, прокат автомобилей, использование автобусов под экскурсии, местные авиакомпании в значительной мере ориентированы на доходы от туризма);
  • предприятия, изготавливающие сувениры, специальное туристское снаряжение и народный промысел (продукция этих предприятий во всем мире в значительной степени ориентирована на туристов).

     3.  Валютная сфера. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Причем поступление иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за туристский пакет (тур), но и в виде обмена денег в обменных пунктах туристского центра на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг и т. д.

     4.  Производственная инфраструктура. Туризм создает структуру отдыха, которая может быть использована не только для туристов, но и для местного населения. Появление новых туристских центров сопровождается возникновением сервисных, торговых и развлекательных предприятий, строительством дорог, пляжей, что положительно влияет на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Развитая туристская инфраструктура в том или ином регионе служит показателем уровня жизни местного населения.

Деньги, потраченные туристами  в месте пребывания, одновременно создают доходы для страны (региона) пребывания. Этот доход  ведет к цепной реакции: расходы — доходы — расходы — доходы и т. д. Каждый рубль, зарабатываемый на первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета предприятия. Таким образом, в результате первичных доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые доходы, но уже третьих лиц, если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия. В итоге получается доход с приращением.

Информация о работе Влияние туризма на различные сферы жизни общества