Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа
Прошедший ХХ век, наряду со многими феноменальными событиями и явлениями в жизни мирового сообщества, продемонстрировал чуть ли не взрывной характер туризма. Сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете.
Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТУРИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА 5
1.1.Понятие и сущность туризма 5
1.2.Виды и формы туризма, их краткая характеристика 8
1.3.Туризм, как отрасль мировой экономики 12
1.4.Роль туризма в современном обществе 15
2. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЛАТГАЛИИ 18
2.1.Краткие сведения о регионе 18
2.2.Анализ видов туризма, развитых в регионе 19
2.2.1.Религиозный туризм в Латгалии 20
2.2.2.Познавательный туризм 22
2.2.3.Развлекательный туризм 26
2.3.Проблемы, сдерживающие развитие туризма в регионе 27
2.4.Перспективы развития туризма в регионе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТУРИЗМ КАК ГЛОБАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА 5
1.1.Понятие и сущность туризма
1.2.Виды и формы туризма, их
1.3.Туризм, как отрасль
1.4.Роль туризма в
2. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЛАТГАЛИИ 18
2.1.Краткие сведения о регионе
2.2.Анализ видов туризма,
2.2.1.Религиозный туризм в
2.2.2.Познавательный туризм 22
2.2.3.Развлекательный туризм 2
2.3.Проблемы, сдерживающие
2.4.Перспективы развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Прошедший ХХ век, наряду со
многими феноменальными событиями
и явлениями в жизни мирового
сообщества, продемонстрировал чуть
ли не взрывной характер туризма. Сегодня
туризм возглавляет список важнейших
социально-экономических
Его благотворное влияние
на развитие политических, социальных,
культурных связей и межличностных
отношений в международном
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
Актуальность работы заключается в том, что сегодняшние тенденции в области туризма указывают на актуальность развития индивидуального подхода не только к клиенту, но и развитию индивидуального туризма в целом. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.
Цель данной работы проанализировать перспективы и возможности развития туризма в Латгалии.
Достижению поставленной цели способствует выполнение следующих задач:
Предмет работы - анализ возможностей развития туризма в Латгалии.
Объектом работы является туризм как глобальное социально-экономическое явление современного мира.
Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников.
В последнее время в
туризме возрастает роль деловых
поездок, а также путешествий
лиц пенсионного возраста. Размер
и степень влияния
В 1950 г. число международных туристов в мире было всего 25 млн. человек, в 2000 г. количество международных прибытий составило 698 млн. чел., а поступления от международного туризма достигли 478 млрд. долл., при этом около 60% путешествующих - люди, проводящие свой отпуск.
Сегодня туризм активно развивается, люди стали путешествовать осмысленно - в образовательных, религиозных, оздоровительных целях. Туризм стал играть такую роль в жизни общества, что превратился в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, а туристические ресурсы становятся важнейшей частью национального богатства многих стран. 2
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX в., как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с поставленной задачей отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие "туризм" является доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. 3Однако в научных и учебных целях весьма важно определить отношения между составными моментами туризма как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:
Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды.4 Однако нельзя считать туристами лиц, каждый день совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.
Пребывание в другом месте. Главным условием в этом месте является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как дело туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или плакирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной поставленной задачей поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.5
Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны, - это беженцы, кочевники, сидельцы, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие эти группы.6
Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:
Следовательно, туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.7
Это обобщенное определение
в некоторых случаях может
быть дополнено и конкретизировано.
Необходимо обратить чуткость на терминологию.
Во многих языках с давних времен используется
слово "туризм", которое случилось
от выражения "великий тур". "Великий
тур" означал первоначально
Определение "туризм" охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, по и название одной из отраслей экономики Туризм - это также и туристские предприятия, в первую очередь дело туристических организаторов и посредников. Кроме туристических организаторов и посредников к туристической сфере можно отнести и другие виды предприятий и организации. Это могут быть различные объединения, а также транспортные компании: железнодорожные и авиационные.
Таким образом, туризм - отрасль экономики, включающая в себя дело туристских организаторов, агентов и посредников.
В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не постоянно определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его менеджмента.
Туризм с поставленной задачей отдыха. Данный вид содержится в кратковременном или более продолжительном отдыхе с поставленной задачей физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.
Туризм с поставленной задачей изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей.8 Туристы, путешествующие с познавательной поставленной задачей, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное важность.
Общественный туризм. В качестве общественного туризма выступают поездки с поставленной задачей посещения родственников, знакомых. друзей, а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие обдуманно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.
Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с поставленной задачей активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в Спортивных соревнованиях. Экономический туризм -- поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, экспозиций, ярмарок и т.д.
Политический туризм. Подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.
Иногда необходимость
конкретизации туризма по его
формам возникает в связи с
различной длительностью
На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента. Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. ( В данном случае слово "происхождение" относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы.)
Формы туризма в зависимости от его организации (организационной формы).
В зависимости от
форм организации различают