Гастрономический туризм в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

В канун разгара туристического сезона путешественники делятся впечатлениями и грезят о будущих покорениях неизведанного. Одни воркуют о романтических островах, другие мечтают о нежном солнце и теплом море, а третьи поглаживают животы и готовятся отправиться не просто на отдых, а в гастрономический тур.
Все, что касается еды, - дело глубоко индивидуальное. Гурман же -- человек, который считает, что посредством кулинарии можно познавать окружающий мир.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 68.32 Кб (Скачать файл)

К традиционным для России блюдам относятся печные изделия (пироги, каравай, курник, оладьи, блины), соленья, супы (щи, борщ, рассольник, солянка, уха и окрошка), каши, а также мясо дичи и домашнего скота. В десертном меню имеются пряники, варенья и мед, а традиционными русскими напитками являются квас, сбитень и морс.

Вкусовые акценты и блюда нашей национальной кухни меняются от региона к региону. Так, к примеру, Урал славится различными видами пельменей, на Кавказе вас накормят шашлыками из баранины, а в Сибири предложат напитки из таежных ягод: морс и чай с морошкой. В виду близости к морю Дальний Восток может похвастаться рыбой, икрой и морепродуктами. На десерт можно заглянуть в Татарстан, где главную роль в формировании местной кухни играют сладости, в числе которых чак-чак (сладкое блюдо из обжаренного теста с медом) и щербет (безалкогольный напиток из меда). Кубань славится, прежде всего, множеством винодельческих заводов, предлагающих туристам экскурсии и дегустации.

Многие российские города предлагают любителям покушать необычные экскурсии в тематические музеи. Так, к примеру, в подмосковной Коломне функционирует музей пастилы, а в Ногинске можно познакомиться поближе с мороженым – в рамках экскурсии по Ногинскому хладокомбинату. Любители крепких напитков могут посетить Музей истории конька (Москва) и Музей истории водки (Санкт-Петербург). Две столицы предлагают экскурсии и для трезвенников. В Москве, например, есть Музей чая, а в Петербурге – Музей кофе.

 

 

 

 

 

 

 

Распределение клиентуры по странам

Северная Америка: 24%

Германия/Австрия 9%

Франция 13%

Великобритания 14%

Швейцария 6%

Бенилюкс 5%

Италия 4%

Япония 3%

Наиболее популярные страны для гастротуризма

Франция

Первыми заманивать путешественников своими вкусностями начали итальянцы. Сегодня каждый десятый гость приезжает на Аппенины специально, чтобы отведать местных кушаний. Кстати, именно здесь недавно открылся первый в мире университет гастрономических наук!

Однако славу самой искушенной в этом вопросе страны завоевала Франция. Ее козыри - это сыры и вина. Рассказывать о них французы готовы неделями. Только здесь гастротуристы узнают секреты приготовления сыров, начинают отличать коньяк от арманьяка, пробуют сотни вин и закусывают лягушачьими лапками.

Франция - государство, возникшее при объединении нескольких провинций, в каждой из которых жители так чтили свои гастрономические специалитеты, что сохранили их до сих пор. Смешение кулинарных стилей сделало французскую кухню весьма разнообразной. Так эльзасская кухня очень похожа на немецкую, кухня южных провинций (Прованс, Гасконь) ближе к итальянской и испанской, правда, более острая. Жители прибрежных районов используют в своем рационе больше рыбы, крабов, омаров, лангустов, креветок. Для французской кухни характерно широкое использование вин, коньяка и ликеров для приготовления блюд. И это хорошо. Как было недавно установлено: умеренное потребление красного вина (примерно бокал в день) тормозит развитие атеросклероза.

Сплошные плюсы: в целом специалисты считают 
французскую кухню достаточно сбалансированной. Она менее жирная, чем, к примеру, немецкая или английская.

Наверное, даже не стоит и напоминать, что именно Франция - родина Гаргантюа и Вателя, а также "натюрморта", "филе", "пюре" или "суфле". Что французская кулинарная лексика давно уже стала международной, а географию этой страны многие, не пересекая границ, изучили благодаря системе АОС (Appellation d'Origine Controle - название продукта, данное по месту производства): регионы Коньяк, Кальвадос, Шампань, Бордо, Бургундия, деревушки Камамбер, Мюроль, Сан-Нектер и так далее.

Практически очевидно, что гастрономическая культура во Франции - будь то гастрономические рестораны или маленькие бистро, или отдельные продукты: вино, сыры, устрицы, фуа гра и прочая, - достопримечательность равная по статусу Эйфелевой башне или Лувру. А, например, в случае с американскими туристами, гастрономия является первой причиной посещения Франции. Поэтому любые геополитические осложнения, будь то трагедия 11 сентября 2001 года или конфликт в Ираке рикошетом отдают по гостинично-ресторанному делу страны. Во время последних разногласий между Францией и Америкой на почве войны в Ираке, протестуя против французской позиции, многие американцы демонстративно отказывались от французских сыров и выливали из бутылок французское вино... Якобы нанося тем самым моральный удар по святыне.

Кстати, именно сыры и вино чаще всего везут из Франции туристы в подарок родным и близким. "Какое самое типичное французское блюдо?" - самый популярный вопрос русским гидам в Париже. Наверное, именно поэтому ни в одном министерстве, синдикате, ассоциации или какой-либо другой гастрономической или туристической организации нам не смогли дать удовлетворительного ответа на вопрос "какую долю гастрономия занимает в туризме и каким образом французская кухня способствует поддержанию и развитию французской экономики". Вещи эти настолько взаимосвязаны, что ответ кажется очевидным.

Известно, что большое количество ресторанов страны подчинено ритму туристических сезонов: многие заведения на морских побережьях зарабатывают в летние сезоны столько, что зимой спокойно закрываются, а эстафету у них берут гастрономические кафе и рестораны на горнолыжных курортах. Например, Марк Вейера (Marc Veyrat), отмеченный в этом году гидом "Гомийо" оценкой 20 из 20-ти, заканчивает летний сезон на побережье очаровательного озера в городе Аннеси, закрывая свой трехзвездочный ресторан Auberge de l'Eridan (открыт с мая по октябрь), и тут же перемещается в свое другое гастрономическое заведение - Ferme de mon Pere, находящееся в Савойских Альпах (открыт с середины декабря до середины апреля).

Также не случайно при всех крупных паласах - а уж парижских тем более - существуют гастрономические рестораны: L' Espadon при отеле Ritz и Les Ambassadeurs при отеле Crillon отмечены одной звездой, ресторан отеля Bristol имеет две звезды, Plaza Athenee гордо принимает в своих стенах высочайшую кухню Алана Дюкаса, отмеченную тремя звездами знаменитого красного гида, отель Four Seasons - George V празднует получение в этом году третьей звезды своим рестораном Le Cinq. Катрин Мортель Catherine Mortel, директор по связям с общественностью этого отеля считает, что именно гастрономия является одним из средств продвижения George V в мире. Французские шеф-повара и сомелье из ресторана Le Cinq при отеле периодически устраивают различные гастрономические акции, так называемые "витрины французской гастрономии" в Нью-Йорке, Токио и так далее.

Во Франции уже создан гастрономическо-туристический салон - Tourgast, объединяющий турагентстства, производителей продуктов и рестораторов, проходящий ежегодно с 22 по 25 апреля во французском городке Сен-Луи Saint-Louis, рядом со швейцарской и германской границей, благодаря чему ставший международным. "Если в начале мы были просто продуктовым салоном, - сообщает одна из организаторов Тургаста, - то несколько лет назад мы поняли необходимость объединения туризма и гастрономии, так как люди подходили и спрашивали, а в каком месте регионе можно найти этот продукт, а где можно остановиться в этой местности? Тургаст существует уже 7 лет, и с каждым разом он принимает все более и более значительные формы. В этом году, например, впервые приняла участие Индия".

Нельзя забывать и о том, что Франция одна из самых богатых стран в отношении гастрономическо-туристической литературы. Одних только гастрономических гидов можно насчитать добрую дюжину, плюс к этому три-четыре десятка книг, посвященных кухне или гастрономическим особенностям определенных регионов. Что же касается непосредственно самих ресторанов, то многие из них прикрепляются к историческим памятникам, либо же преподносят свою историю в виде мифов-легенд, благодаря чему сами становятся таковыми, на что с удовольствием клюют клиенты.

В качестве такого примера можно привести рестораны "Жюль Верн", расположенный на Эйфелевой башне или знаменитую "Серебряную башню". А ресторан "Фукетс" (Fouquet's), что на Елисейских полях, уже давно больше известен не своей кухней, а исторической связью с кинематографом и традицией отмечать здесь престижную премию "Сезар". Многие туристы приходят сюда исключительно дабы пройтись по дорожке, состоящей из золотых плит с именами лауреатов "Сезара", среди которых Ален Делон, Катрин Денёв и многие другие до боли знакомые имена.

По данным Дирекции туризма (Direction du tourisme) при правительстве Франции - 75 миллионов туристов, посещающих страну, около четверти своего бюджета тратят на еду, оставляя в стране 18 миллиардов евро на гастрономические расходы. И это не считая расходов на сувениры, многие из которых также гастрономические. Ведь даже банальное питание во Франции способствует лучшему познанию страны, знакомству с ее культурой и нравами. Самобытность же французской кухни состоит в том, что она разнообразна и не успевает приесться: из региона в регион меняются местные продукты и типичные блюда, так называемые produits de terroir. В зависимости от настроения и кошелька турист каждый день может менять гастрономические стили: высокая кухня, региональная, городская, буржуазная, популярная и так далее.

Помимо всего вышеозначенного, во Франции с недавних пор очень большой популярностью стал пользоваться непосредственно гастрономический туризм. Появляются все новые и новые туристические агентства, организующие путешествия с целью открытия страны через гастрономию. Одни агентства специализируются на гастрономии регионов, другие на так называемых "винных путях", проходящих по виноградникам страны, небольшое парижское агентство Еastwood travel France организует своим клиентам путешествия в различные эпохи (в старинных замках с переодеванием в костюмы тех времен) с созданием соответствующих этим эпохам исторических трапез. "Франция одна из самых посещаемых стран мира. Но если туристы приехали один, два, три раза, им уже больше не интересна Эйфелева башня, они хотят чего-то нового, более глубокого, - говорит Анн-Софи да Латайяд (Anne-Sophie de Lataillade) из туристического агентства Prestige de France. - Поэтому вот уже десять лет мы создаем специфические туры связанные с гастрономией и искусством стола. Сюда входят визиты в типичные рестораны, дегустации местных продуктов, встречи с крупными шефами. Например, визит в Версаль, через призму art de la table эпохи Короля Солнца. Или визит в Париж через дорогие продуктовые магазины fines epiceries. Сегодня люди хотят понять, каким образом печется хлеб, они задаются вопросом, как лучше есть, чтобы вести здоровый образ жизни. Среди самых посещаемых регионов можно назвать Бордо, Бургундию, Шампань, Париж и предместья. Помимо французов, приезжает много американцев, итальянцев, корейцев, китайцев. С недавних пор стали приезжать русские. Мы организовали 4 гастрономических тура по региону Парижа, только недавно отправили одну группу в Биариц для посещения русской церкви и осуществления гастрономических открытий региона".

"Через вино мы преподносим  историю регионов, например, объясняем почему в Медоке находятся старинные замки 18 века, а виноделы Сант-Эмильона живут в более простых, буржуазных домах, - говорит Паскаль Руссо (Pascale Rousseau), директор туристического агентства Classic Wine Tours. - Помимо того, что мы организуем дегустации, посещаем виноградники, объясняем альянсы вина и блюд, мы пытаемся создать незабываемое путешествие, например посещение старинных замков на коллекционных машинах, или же путешествие по винным производителям на лимузине с шофером, с проживанием в соответствующих отелях или старинных шато. Либо же что-то совсем необычное, например, маршрут по "винным путям" на велосипеде, где на каждом отрезке пути участника поджидает определенный сюрприз. Мы принимаем у себя как частные заявки, так и заказы предприятий, среди клиентов много французов, американцев, немцев, швейцарцев, представителей Бенилюкса. Появляющиеся русские туристы в основном заказывают посещение крупных винных замков типа Шато Марго, Шато Лафитт".

Помимо просто гастрономическо-туристических посещений многие приезжают во Францию для обучения, причем речь идет не только о профессионалах, но и о любителях, стремящихся прикоснуться к вершинам кулинарного искусства. В этой связи многие шефы-вледельцы гостиных дворов в провинции организуют у себя уикенды с проживанием, дегустацией и обучением кухни этой местности. Известная французская кулинарная школа Le Cordon Bleu совместно с Four Seasons Hotel George V предлагает программу под названием "открытие французской кухни" - 5 ночей в шикарном парижском паласе с пятидневными кулинарными курсами в самой школе. В программу, помимо самих курсов, входит посещение парижских рынков и лаборатории знаменитой пекарни Poilane.

Правда, гастрономический туризм не всем по карману. "Гастрономические туры и путешествия по "винным путям" Франции - далеко не дешевое увлечение, скорее всего, это туризм класса люкс, - делится Паскаль Руссо. - Очень сложно дать какой-либо пример цен, так как каждый тур готовится индивидуально, но в любом случае это стоит не меньше 600 евро на человека в день при условии 4-5-ти дневного тура - минимальный срок, для того чтобы окунуться в атмосферу вина". Пятидневный курс "открытие французской кухни", предложенный Le Cordon Bleu совместно с отелем George V стоит 5270 евро на одного человека и 7640 - на двоих.

Париж - это всегда романтика. И посещение этого всемирного законодателя мод в области высокой кухни, в первую очередь, интригует возможностями пообедать в лучших ресторанах мира. В частности, в отеле Plaza Athenee, находящемся на одной из самых престижных улиц французской столицы - авеню Монтень, расположен гастрономический ресторан, отмеченный тремя звездами по гиду Мишлен. Его владельцем и шефом является известнейший повар Парижа Ален Дюкас (кстати, его рестораны расположены во всех отелях группы Dorchester, и существуют даже специальные туры по заведениям одного хозяина).

Информация о работе Гастрономический туризм в России и за рубежом