Значение и роль туризма в физическом воспитании, виды простейших туристических соревнований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:26, реферат

Краткое описание

Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе профтехучилищ, в воспитании подрастающего поколения. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.

Содержание

Туризм. 2
Виды и формы туризма. 2
Туристское снаряжение и оборудование. 2
Проведение туристского похода. 2
Привалы и ночлеги в туристском походе. 2
Обеспечение безопасности в походе. 2
Питание в походе. 2
Туристские слеты и соревнования. 2
Литература 2

Вложенные файлы: 1 файл

turizm.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: Значение и роль туризма в физическом воспитании,

виды простейших туристических соревнований

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Туризм.

Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе профтехучилищ, в воспитании подрастающего поколения.

Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

Виды и формы туризма.

Современный туризм в нашей стране представляют следующие основные виды: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеологический, автомобильный и мотоциклетный. В практике туризма также сочетаются несколько видов туризма в одном походе (например, часть похода учащиеся плывут на байдарках, а часть маршрута проходят на велосипедах). Такой смешанный вид туризма называется комбинированным (велобайдарочный). Из всего многообразия видов туризма наиболее доступны для учащихся пешеходный и лыжный.

Пешие походы и путешествия не требуют дополнительных средств передвижения (лыжный, водный, велосипедный и т. д.), специального снаряжения (горный и спелеологический) и совершаются в основном в бесснежные периоды года.

Для обеспечения непрерывности занятий туризмом зимой переходят на лыжный туризм. Любой туристский поход на лыжах предъявляет к его участникам серьезные требования. В лыжном походе кроме большой физической нагрузки на организм туриста оказывают воздействие низкая температура воздуха, резкая неожиданная смена погоды; усложняют движение различное состояние (характер) снежного покрова, повышенная скорость на спусках и прочее. Кроме того, сами средства передвижения – лыжи – требуют тщательного ухода, ремонта. Особого внимания заслуживает личное снаряжение туриста-лыжника.

При проведении водного похода учащиеся чаще всего пользуются разборными байдарками. Их удобно хранить даже в небольшом помещении, переносить за плечами к озеру или реке, по которой пройдет маршрут похода или путешествия.

Основными формами туристской работы являются: занятия туристской секции, походы, путешествия, туристские слеты и соревнования.

Походы могут быть одно-, двух- и трехдневными. Иногда такие походы называют походами выходного дня.

Путешествия – это многодневные походы, проводимые обычно в каникулярное время. Походы и путешествия могут быть ближними и дальними, т.е. их маршруты могут проходить по территории родного края (ближние) или выходить за его пределы, проходить по другим областям и регионам страны (дальние).

Путешествия, носящие спортивный характер, подразделяются на пять категорий сложности. Их сложность определяется протяженностью маршрута, количеством и характером препятствий, а также иными факторами, характерными для данного вида туризма.

Туристское снаряжение и оборудование.

К снаряжению относятся предметы, которые туристы берут с собой, чтобы создать условия максимальной безопасности при прохождении маршрута, определенного комфорта в походе и возможности успешно выполнить стоящие перед ними задачи.

Снаряжение должно быть легким и прочным, допускающим возможность его эксплуатации в условиях холода, жары, большой влажности и т. д.

Снаряжение подразделяется на личное и групповое. Личное используется участником похода и служит для его личных нужд. Групповое снаряжение служит  для нужд группы в целом.

Групповое снаряжение

Личное снаряжение

Палатка

Головные уборы от солнца и холода

Ведра туристские

Матерчатая маска от мороза (для зимы)

Примусы

Солнцезащитные очки

Таганки

Шарф на зимний поход

Кипятильники

Штормовая куртка или штормовой костюм

Термосы

Полиэтиленовая накидка

Иглы

Свитер

Нитки

Куртка

Ножницы

Брюки из плотного материала

Шило

Тренировочный костюм

Плоскогубцы

Теплое белье (на зимний поход)

Отвертка

Носки простые и шерстяные

Топоры

Бахилы

Пила

Варежки

Компас

Кеды и туристские ботинки

Карта

Лыжные ботинки

Транспортир

Спальный мешок

Бинокль

Пенопластовый коврик

Курвиметр

Миска

Медицинская аптечка

Ложка

Фотокиноаппараты

Кружка

Кинофотопленка

Нож

Экспонометр

Термос

Основная и вспомогательная веревки

Блокнот

Карабины

Ручки

Альпенштоки

Карандаши

Мячи

Открытки

Настольные игры

Конверты

Гитара и другие музыкальные инструменты

Мыло

Дневник наблюдений (похода)

Полотенце

Коробки и папки для коллекций

Зубная паста

Магнитофон

Полотенце для ног

Транзисторный приемник

Велосипед

Байдарки

Лыжи

Лодки

Паспорт или удостоверение учащегося

Плоты

Личные деньги

Мотоциклы

 

Маршрутный лист или маршрутная книжка

 

Разрешение на проход в заповедные места

 

Проездные документы

 

Бумага

 

Ручки

 

Карандаши и другое

 

Наиболее удобны для пользования в походе палатки вместимостью до четырех человек, например марок «Лето-3», П-25, «Турист»; альпинистский рюкзак конструкции Абалакова, экспедиционный рюкзак конструкции Ярова и другие каркасные рюкзаки. Предпочтение надо отдать рюкзакам, изготовленным из крепкой плотной ткани, имеющим вшивное дно прямоугольной или овальной формы, широкие заплечные ремни, широкие карманы и широкий клапан-крышку. Из спальных мешков особенно удобны мешки с застежкой-молнией, раскладывающиеся, как одеяло. В холодное время года такие мешки можно состыковать молниями и сделать «коллективными» на 2-3 человека, что создает возможность лучшего взаимного обогрева участников похода. Наилучший вариант групповой посуды -  комплект из 3-4 ведер с овальным (бомбовидным) дном, вставляемых одно в другое. К кухонным  костровым принадлежностям относятся также разливальные ложки (половники), мешалки с длинной ручкой, столовая клеенка, брезентовые рукавицы, крючки, рогульки.

Туристские ботинки – наиболее удобная в походе обувь. Они должны быть на размер больше и свободно надеваться на два носка: простой и шерстяной.

Очень важно уметь правильно укладывать вещи в рюкзак: уложить к спине мягкие вещи (спальный мешок, куртку, свитер) так, чтобы они образовали внизу мягкий валик; далее положить вниз к спине тяжелые вещи. Поверх тяжелых вещей уложить все остальное так, чтобы рюкзак вытягивался вверх, а не приобрел форму шара. На самый верх положить вещи, которые могут понадобиться в дороге или на ближайшем привале. Ответственный за снаряжение в походе распределяет все хозяйственные принадлежности и следит за их сохранностью.

Руки у туриста должны быть свободными, в них могут быть только альпеншток, обычная палка, ледоруб.

Проведение туристского похода.

Правильный выбор режима движения, рациональное распределение своих сил, овладение способами передвижения по различной местности и приемами преодоления препятствий – все это дает возможность успешно и безопасно пройти намеченный маршрут.

Режим дня должен обеспечивать определенную ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха, необходимого для восстановления сил. Для подростков старшего возраста и юношей переход продолжается не более 40-45 минут, а при повышенной сложности участков пути – еще меньше. Малые привалы обычно длятся 10-15 минут, а на сложных и трудных участках достигают 20-25 минут. Режим движения зависит от рельефа местности, сезона, погодных и других условий. В первую половину дня рекомендуется преодолевать не более 60% суточного перехода. Разделив дневной переход на равномерные отрезки, турист успевает до обеда пройти четыре-шесть участков маршрута, а после обеда и отдыха – еще два-три. Продолжительность обеда, послеобеденный отдых, экскурсионно-краеведческая работа в послеобеденный период могут занять не менее 3-5 часов.

Примерный распорядок «ходового» дня.

7:00 – 8:00

Подъем, зарядка, утренний туалет (умывание с обтиранием холодной водой или купание), работы по свертыванию лагеря.

8:00 – 9:00

Завтрак, завершение работ по свертыванию лагеря, уборка территории.

9:00 – 13:00

Переходы, малые привалы, экскурсии и краеведческая работа группы.

13:00 – 17:00

Большой обеденный привал (обед, отдых, краеведческая работа, игры).

17:00 – 19:00

Переходы, малые привалы, экскурсии, краеведческая работа.

19:00 – 20:30

Остановка на ночлег, обустройство лагеря, ужин.

20:30 – 22:15

Свободное время – записи в личный дневник, беседы с товарищами; культурные мероприятия – вечера песни, рассказа, игры и т. д.

22:15 – 22:30

Вечерняя линейка по подведению итогов дня.

22:30 – 23:00

Вечерний туалет, подготовка ко сну.

23:00

Отбой.


Если стоит жаркая погода, следует выходить на маршрут в 6-7 часов утра, а значит, раньше подниматься после сна. В 10-11 часов заканчиваются переходы первой половины дня. Переходы второй половины дня рекомендуется начинать после того, как спадет жара, обычно не раньше 18 часов. Ранние подъемы и выходы на маршрут выгодны и в горах, где в утренние часы вода в реках еще не поднялась, камнепады случаются реже и безопаснее проходить в лавинообразных местах.

Группа должна всегда идти равномерно и в «темпе слабейшего» (поэтому группа подбирается по равным силам и готовится к серьезному походу, поднимая уровень слабых до средних и более сильных). Равномерность движения помогает сохранять силы, работоспособность туристов. Для поддержания равномерности движения надо следить за постоянством количества шагов в одинаковые отрезки времени. Причем на пересеченной местности шаг туриста удлиняется на легких спусках и укорачивается на трудных участках и подъемах. Уходя с привала, туристы медленно набирают оптимальную скорость движения и сбавляют ее, подходя к очередному привалу.

Для движения туристская группа располагается в колонну по одному. Первым идет направляющий (штурман), который хорошо знает данный участок маршрута и выбирает лучший способ его прохождения, следит за темпом движения, временем переходов и привалов. В конце туристской колонны идет обычно ремонтный мастер или механик (если поход лыжный, байдарочный, велосипедный и др.). Замыкающий должен следить за тем, чтобы в колонне не было значительных разрывов между туристами, чтобы никто не отставал. В случае необходимости остановиться или снизить темп движения, он дает сигнал ведущему.

При движении по маршруту не допускается (особенно в группах учащихся) разрыв в колонне до потери голосовой или визуальной связи участников между собой. Руководитель похода обеспечивает управление группой и безопасность прохождения маршрута. Опасные участки он проходит всегда первым (на остальных участках его место в колонне не регламентируется).

В пешем походе способ прохождения участков маршрута определяется рельефом местности, состоянием почвы, растительностью, наличием троп и дорог. Луга, незасеянные поля, перелески и леса без густого подлеска проходятся насквозь по азимуту. Леса с густым подлеском, пересеченный рельеф, заросли кустарника лучше проходить по тропам, даже если при этом значительно увеличивается длина дневного перехода.

При подъемах нога ставится на всю ступню, а не на носок. Чем круче подъем, тем медленнее должны подниматься туристы. Для большего сцепления с почвой и удобства ходьбы ступня на таких подъемах разворачивается наружу. При долгом, «затяжном» подъеме рекомендуется подниматься «серпантином», поворачиваясь попеременно то правым, то левым боком к склону.

Во время прохождения лесных зарослей, густого кустарника дистанция в колонне резко сокращается, причем  каждый последующий участник повторяет движение предыдущего: придерживает и отводит ветви и т. д. Заболоченные, но проходимые участки преодолеваются по кочкам; реки и другие водные преграды – по мостам и кладям. Если кладь неустойчива, ее закрепляют и переходят по ней с помощью шеста, а также натягивают веревочные перила или используют в качестве перил длинную жердь. При необходимости наводится переправа из бревен, что требует особых умений. Реки со спокойным течением можно переходить вброд при обязательной страховке друг друга.

На лыжных маршрутах порядок движения несколько иной. Участники похода, прокладывая лыжню, непрерывно сменяют друг друга. На спусках дистанция между участниками увеличивается. В целом линия движения в лыжном походе на каждом отдельном участке значительно прямее, чем в пешем, так как лыжник может преодолевать по прямой замерзшие болота, пруды, озера и другие препятствия.

Информация о работе Значение и роль туризма в физическом воспитании, виды простейших туристических соревнований