Инновации в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:39, реферат

Краткое описание

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

Содержание

Введение
1. Инновации и туризм
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
2. Инновационная деятельность в туризме
3. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по инновациям.docx

— 31.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1.   Инновации и туризм

1.1 Понятие «инновация»,  виды и функции инновации

1.2 Суть и основные  принципы инноваций в туризме

2. Инновационная  деятельность в туризме

3. Государственная  поддержка инновационной деятельности  в туризме

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В России предпринимаются  активные действия по переходу на инновационный  путь развития экономики. Инновации  – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

На протяжении второй половины ХХ в. наблюдается ускорение  темпов инноваций и роста масштабов  инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм.

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые  темпы он признан экономическим  феноменом столетия. Для 38%государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.

Туризм, являясь  в настоящее время глобальным социально-экономическим явлением, функционирующим в условиях порой  весьма жесткой конкуренции, характеризуется  большой степенью подверженности инновационным  процессам, следование которым зачастую является основным детерминирующим  конкурентоспособность туристских организаций фактором.

Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся  свободные ресурсы на развитии перспективных  для всей национальной экономики  наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. И  такой отраслью является туризм.

 

1. Инновации  и туризм 

 

1.1 Понятие  «инновация», виды и функции  инноваций

Инновации и инновационная  деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (высокотехнологичной его  составляющей) и как процесс, связанный  с внедрением результатов научных  исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия  «инновация» более широк. Сфера  инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование  научно-технических разработок и  изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает  в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный  в новый или усовершенствованный  продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы  к удовлетворению социальных потребностей [2, стр. 28].

Термин «инновация» (от анг. innovation-нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация» является широко употребляемым, до сих пор не существует общепринятого его определения. Различные автор, в основном зарубежные (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.), трактуют его в зависимости от объекта и предмета исследования - как результат и как процесс.

Так, в современном  словаре иностранных слов (в соответствии со сводом международных стандартов «Руководство Фраскати») инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

В оксфордском толковом словаре понятие «инновация»  разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами».

Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация – это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятельности человека. Исходя из многовариантных  возможностей, инновации различаются  по сфере приложения, масштабам распространения  и по характеру. По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые. По масштабам распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, компании) инновации. По характеру они могут быть эволюционными и радикальными [2, стр. 30].

Основные функции  инноваций:

- они вовлекают  в производство новые производительные  силы, способствуют повышению производительности  труда и эффективности производства, сокращают различного рода затраты;

- повышают уровень  жизни каждого человека и общества  в целом за счет разнообразия  и качества производимой продукции  и услуг, удовлетворения потребностей  населения;

- помогают привести  в соответствие структуру производства  со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия  между спросом и предложением, между производством и потреблением;

- являются результатом  применения творческих возможностей  и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в  свою очередь, стимулирует дальнейший  рост творческой деятельности [2, стр. 37].

1.2 Суть  и основные принципы инноваций  в туризме

Изучение тенденций  и закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных  результатов и управление ими  – сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:

- источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);

- вид инновации  (аттракторы, инфраструктура туризма,  турпродукт, способы и средства распределения турпродукта/услуги, управление, факторы производства);

- степень новизны  (улучщающие, прорывные);

- широта воздействия,  масштабность, связность (локальные,  глобальные, системные);

- инвестиционное  наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие) [3, стр. 121].

Инновации в туризме  следует рассматривать как системные  мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале  существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым  активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов  населения. Яркое доказательство тому – успех города Великого Устюга Вологодской области, который сегодня  позиционирует себя как родина Российского  Деда Мороза и переживает настоящий  туристский бум.

Инновационный процесс  в туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении [3, стр. 122].

К основным принципам  инноваций в туризме относят:

1. Принцип научности,  заключающийся в использовании  научных знаний и методов для  реализации инноваций, соответствующих  потребностям туристов.

2. Принцип системности.  Разрабатываемая стратегия инновационного  развития сферы туризма в регионе  должна учитывать факторы и  условия, необходимые для удовлетворения  потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона  (экономические, финансовые, кадровые  и другие); социальное воздействие  на общество; факторы внешней  среды.

3. Принцип соответствия  инновации потребностям туристов. Предлагаются только те новшества,  которые действительно нужны  клиенту, а не те, которые может  произвести и внедрить туристская  организация.

4. Принцип позитивности  результатов, состоящий в предупреждении  неразумного, не продуманного  создания и внедрения новшества,  которое может быть опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного предприятия; в-третьих, для биосферы и общества в целом.

5. Принцип имманентности  инвестиционным процессам. Для  проведения необходимых исследований, разработки и материализации  инноваций используются инвестиционные  ресурсы, эффективность которых  определяется степенью значимости  и масштабностью нововведений.

6. Соответствие  инновационной деятельности и  ее результатов (новшеств) уровню  развития общества.

7. Принцип связности.  Процесс нововведения заканчивается  появлением на рынке продукта, который должен на определенном  этапе своего жизненного цикла  вызывать потребность (стимулировать  идею) создания следующего новшества  и обеспечивать финансовую поддержку  этого процесса.

8. Принцип безопасности. Любое нововведение должно гарантировать  отсутствие вреда для человека  и окружающей его среды [3, стр. 124].

 

2. Инновационная  деятельность в туризме

Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к  инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для  получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную  деятельность предприятия можно  определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная  деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.

Основные направления  инновационной деятельности в сфере  туризма и гостеприимства:

- выпуск новых  видов туристского продукта, ресторанного  продукта, гостиничных услуг и  т.д.;

- использование  новой техники и технологии  в производстве традиционных  продуктов;

- использование  новых туристских ресурсов, ранее  не использовавшихся. Уникальный  пример – путешествия туристов  на космических кораблях;

- изменения в  организации производства и потребления  традиционного туристского, ресторанного  продукта, гостиничных услуг и  т.д.; новый маркетинг, новый менеджмент;

- выявление и  использование новых рынков сбыта  продукции (гостиничные и ресторанные  цепи).

Основу инновационной  деятельности во всех секторах экономики  составляет реализация достижений научно-технического прогресса. Сказанное в полной мере относится и к сфере социально-культурного  сервиса и туризма.

Научно-техническая  революция не только стала материальной основой формирования массового  туризма. Она оказала огромное влияние  на инновационную деятельность в  социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу  которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.

Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых  видов одежды и обуви, нового спортивного  и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы  стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.

Появление современных  средств информации и связи оказало  глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и т.д.

Таким образом, инновационная  деятельность в сфере туризма  направлена на создание нового или  изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых  информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

 

3. Государственная  поддержка инновационной деятельности  в туризме

Туристская деятельность – это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики.

Информация о работе Инновации в туризме