Истоки зарождения общественного питания (и пития) на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:49, реферат

Краткое описание

Приступая к анализу развития общественного питания в России прежде всего надо остановиться на родоначальнице современных кафе, бистро, баров - трактире-корчме, как на единственном, и притом вполне самобытном, древнеславянском питейном заведении.
Происхождение слова корчма (первоначально - кормоча) трактуется различно.

Вложенные файлы: 1 файл

Истоки зарождения общественного питания.docx

— 34.11 Кб (Скачать файл)

Однако смена плановых отношений  в экономике на рыночные в начале 90-х годов определила крутой поворот  в развитии предприятий общественного  питания. Оно пошло по пути создания небольших, компактных, самоокупаемых предприятий с высоким уровнем услуг и качества приготовления пищи, то есть приоритетным направлением стало не количество, а качество.

Конечно, крупные предприятия общественного  питания существуют и сегодня. Но уровень их оснащенности, качества приготовления пищи, культуры обслуживания вступают во все более жесткую  конкуренцию с появившимися у  нас "Макдональдсами", различными кафе, закусочными и другими предприятиями, открываемыми у нас иностранными фирмами.

Создание в России предприятий  общественного питания с высоким  качеством приготавливаемых продуктов, уровнем обслуживания, максимально  удобных для посетителей –  одна из важнейших задач, стоящих  перед системой общественного питания  сегодня. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современные типы предприятий общественного питания

Анализируя развитие общественного  питания в историческом разрезе, можно заметить растущую диверсификацию форм данного вида деятельности. В  результате изменения условий окружающей среды, общественно-экономических преобразований возникают новые типы предприятий  общественного питания. С началом  рыночных преобразований в России произошло  формирование новых типов предприятий  общественного питания, адекватных рыночной экономике. Наблюдается все  большее сходство типов предприятий  общественного питания, функционирующих  в Российской Федерации, с предприятиями  индустриально развитых стран.

При определении типа предприятия  общественного питания учитывают  следующие факторы:

1)   ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;

2)   техническая оснащенность (материальная база, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение);

3)   методы и качество обслуживания (комфортность, этика общения, эстетика оформления);

4)   квалификация персонала;

5)   номенклатура предоставляемых населению услуг.

ГОСТ Р 50762–95 «Общественное питание. Классификация предприятий» предусматривает следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

Ресторан – предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха. Рестораны различают: по ассортименту реализуемой продукции (рыбный, пивной, национальной кухни, кухни зарубежных стран); по месту расположения (при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан).

Бар – предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары. Бары различают: по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления (молочный, пивной, винный, кофейный, гриль-бар, коктейль-бар); по специфике обслуживания потребителей (видео-бар, варьете-бар).

Кафе – предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного, по сравнению 
с рестораном, ассортимента продукции; реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки. Кафе различают: по ассортименту реализуемой продукции (общего типа, кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная); по контингенту потребителей (молодежное, детское, семейное).

Столовая – общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие, производящее 
и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню. Столовые различают: по ассортименту реализуемой продукции (общего типа, диетическая); по обслуживаемому контингенту потребителей (рабочая, школьная, студенческая); по месту расположения (общедоступная, по месту работы, учебы).

Закусочная – предприятие с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья, предназначенное для быстрого обслуживания потребителей. Закусочные разделяют по ассортименту реализуемой продукции (общего типа и специализированные: сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, шашлычная, чайная, пончиковая, пиццерия, гамбургерная).

Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых  услуг подразделяют на три класса – «люкс», «высший» и «первый». Кафе, столовые, закусочные на классы не подразделяют.

Рестораны и бары класса «люкс» должны соответствовать следующим требованиям: изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий спектр услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей для баров.

«Высший класс» предполагает оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков, коктейлей для баров.

«Первый класс» – гармоничность, комфортность, выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий 
и напитков сложного приготовления для ресторанов, для баров – набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных.

После отмены обязательной сертификации в 2003 г. отделить различные типы предприятий  общественного питания стало  почти невозможно. Так, предприятия  общественного питания, которые  формально классифицируются как  кафе, могут предоставлять широкий  ассортимент блюд и изделий сложного приготовления в сочетании с высоким уровнем услуг, что присуще ресторанам. Но чаще всего закусочные называют «кафе». Несоответствие заявленному типу – нарушение Закона РФ 
«О защите прав потребителей» – предоставление заведомо ложной информации.

В настоящее время в России динамично  развиваются такие новые типы предприятий общественного питания, как предприятия быстрого обслуживания, предприятия выездного обслуживания, кофейни. Предприятия быстрого и  выездного обслуживания целесообразно  выделить как самостоятельные типы, так как каждое имеет свою специфику  и не может быть отнесено к установленным  в ГОСТ Р 50762–95 типам предприятий общественного питания.

Предприятие быстрого обслуживания – предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления, призванное в кратчайшие сроки при минимальных затратах обеспечить удовлетворение разнообразного спроса на продукцию и услуги общественного питания. Обслуживание осуществляется, в основном, методом самообслуживания. Предприятия быстрого обслуживания работают 
на полуфабрикатах.

Предприятие выездного обслуживания – предприятие общественного питания, специализирующееся на производстве, доставке готовой кулинарной продукции и комплексном выездном обслуживании различных мероприятий. Отличительной чертой данного типа предприятий является временное и пространственное разделение места производства услуг, их реализации и потребления.

В каждой национальной культуре идея кофейни видоизменялась по-своему и постепенно приходила в соответствие со вкусами и привычками потребителя. В современном российском обществе формат кофеен только начинает формироваться, поэтому сложившихся правил и требований нет, и каждый, кто занимается этим бизнесом, привносит что-то свое. К спорным вопросам 
в организации кофейни относятся: вводить или не вводить карту вин; какой метод обслуживания выбрать (самообслуживание или обслуживание официантами); вводить или не вводить в меню кофейни холодные и горячие блюда, супы.

Ресторанный бизнес продолжает      процветать и развиваться, постепенно выходит на мировой уровень, что способствует развитию туристской индустрии в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Развитие индустрии ресторанного бизнеса в России происходило постепенно. Все начиналось с трактиров-корчм на Руси. Индустрии гостеприимства приходилось развиваться, так как люди все больше начинали путешествовать в целях торговли, паломничества, а также с целью освоения новых территорий и им были очень важны условия размещения. В России в древности был популярен паломнический туризм, поэтому создавались бесплатные места ночлежки в монастырях и храмах для паломников.

С развитием индустрии гостеприимства у России появились свои преимущества. Это чисто русский тип заведений  - чайные… Но с появлением новых типов заведений, которые можно развивать, начинается расцвет индустрии гостеприимства.

Но как будет развиваться ресторанный бизнес в ближайшие 5—10 лет, зависит от тех, кто в этот бизнес придет, кто отдаст ему свои знания, любовь и талант, кто сумеет творчески переосмыслить это нелегкое ремесло, превратив его в искусство.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Кучер Л.С., Шкуратова Л.М., Ефимов С.Л.,  Голубева Т.Н. Ресторанный бизнес в России: технология успеха / М. 2002.
  2. http://myunivercity.ru
  3. http://studentbank.ru
  4. http://www.pitportal.ru

 


Информация о работе Истоки зарождения общественного питания (и пития) на Руси