Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:29, реферат
Цель данного исследования - анализ исторического аспекта возникновения и развития гостиничного дела и эволюционного развития средств размещения туристов.
Объектом данного исследования является гостиничная индустрия, а предметом исследования - исторический аспект возникновения и эволюционного развитие гостиничного дела и средств размещения туристов.
Введение………………………………………………………………………...2-3
Глава 1 История возникновения и развития гостиничного дела.
Развитие гостиничного хозяйства в Римской империи…….................4-5
1.2 Развитие предприятий гостеприимства в средние века…………………..6
1.3 Появление первых отелей и знаменитых гостиничных цепей…………….7-8
Глава 2.Три этапа развития гостиничного дела в XIX-XX века……….9
Первый этап — зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных и сопутствующих им (дополнительных) услуг………………………………………………………………………………..10-11
1.2Второй этап — начало массового появления предприятий гостинично-ресторанного сервиса…………………………………………………………………..11
1.3 Третий этап — массовое развитие гостиничной индустрии…………11-14
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………
Индустрия гостеприимства превращается в важную отрасль. Строительством гостиниц, подготовкой кадров, вопросами ценообразования начинают заниматься гостиничные объединения, синдикаты, акционерные общества, корпорации. Наиболее заметными среди них были Лондонский синдикат владельцев гостиниц, французский Союз хозяев гостиниц и Международный союз владельцев гостиниц, объединивший владельцев 1700 гостиниц из различных стран мира.
После Второй мировой войны получают широкое распространение международные гостиничные цени. Первая международная гостиничная цепь "Хилтон" была обязана своим созданием американской авиатранспортной компании "Пан Америкэн". Поскольку в странах Латинской Америки, куда самолеты компании совершали перелеты, не было гостиниц того уровня, к которому привыкли американские бизнесмены, возникла идея построить в этих странах отели с одинаковым уровнем услуг соответствующего класса. Например, отель "Хилтон" в Буэнос-Айресе по сервису не должен был отличаться от отеля "Хилтон" в Нью-Йорке.[2 стр. 216]
Глава 2.Три этапа развития гостиничного дела в XIX-XX века.
В истории развития гостиничного дела различают три этапа:
1. начало XIX века - начало XX века — зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных услуг;
2. начало XX века — до Второй Мировой войны — массовое появление предприятий гостинично-ресторанного сервиса;
3. после окончания Второй Мировой войны и до настоящего времени — массовое развитие гостиничной индустрии, формирование индустрии гостиничных услуг как основы современного туризма и социальных потребностей современного общества.
1.1 Первый этап — зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных и сопутствующих им (дополнительных) услуг.
Важнейшую роль в строительстве
специализированных предприятий гостинично-
Во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства разной комфортности добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристических поездок. Гостиницы же повсеместно, особенно в курортных местностях, предлагали своей клиентуре различные экскурсии по местным историческим и культурным достопримечательностям.
Первые туристские организации возникли на Кавказе. В 1877 г. при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник альпийский клуб. Он просуществовал всего несколько лет, но, тем не менее, его члены организовали ряд путешествий по горам и долинам Кавказа; издали два сборника под названием “Известия”, в которых были помещены статьи о фауне и флоре Кавказа и Закавказья.
Об опасности путешествий по Кавказу, о непригодности дорог для организации групповых путешествий постоянно писали в прессе. Поэтому Тифлисский альпийский клуб с самого начала не мог рассчитывать на широкую поддержку и просуществовал недолго.
Однако впоследствии Кавказ стал объектом путешествий не только внутреннего, но и иностранного туризма. В конце XIX в. здесь началось строительство шоссейных и железных дорог, открывались гостиницы, на перевальных дорогах возникали почтовые станции и дорожные казармы.
В 1888 г. в Тифлисе был издан “Путеводитель по Кавказу” с рисунками и картой. Его составитель
Е. Вейденбаум дал в книге подробное описание
Кавказского края, девяти маршрутов с
изложением главнейших населённых пунктов,
городов, природных и исторических достопримечательностей.
В этот период появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885 г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда
Липсона. Фирма брала на себя обязательство
ознакомить туристов во время путешествий со всеми достопримечательностями.
В конце XIX в. среди россиян всё большую популярность получает второй горный район – Крым, до которого легко было добраться как по суше, так и морем. Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих высот, близостью тёплого моря. Крым также стал известен своим лечебным климатом, благоприятным для людей с заболеваниями дыхательной системы.
В Ялте в конце 80-х годов XIX в. образовался “Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор”. Основной задачей клуба было научное изучение Крымских гор. Их деятельность включала охрану редких горных видов растений и животных, создание экскурсий, издание трудов клуба.
К концу XIX в. география путешествий состоятельных дворян распространилась по всем странам Европы: Испания, Швейцария, Германия, Швеция и другие страны, привлекавшие россиян.
В начале XX в. стоимость путешествий стала гораздо меньше, что расширило круг возможностей для людей с достатком несколько выше среднего.
1.2 Второй этап — начало массового появления предприятий гостинично-ресторанного сервиса.
Первая Мировая война,
экономическая депрессия 30-х годов
и Вторая Мировая война оказали негативн
1.3 Третий этап — массовое развитие гостиничной индустрии.
Вторая Мировая война парализовала туризм, гостиничное хозяйство ввиду отсутствия достаточного количества клиентов влачило жалкое существование. Новые объекты не вводились, а старые, особенно в воюющих странах, перепрофилировались для нужд армии, тыла и т. д. Дальнейшее развитие гостиничный бизнес получает только в послевоенный период. Именно в этот период приобретает действительно массовый характер туризм. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством. В западноевропейских странах 50-60-е годы — это период массового строительства гостиниц, мотелей, разного рода увеселительных заведений.
Современная «индустрия гостеприимства» включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы.
После Октябрьской революции
декретом Советского правительства
все гостиницы были национализированы,
гостиничное хозяйство
Наряду со строительством крупных гостиниц значительное внимание уделялось также строительству небольших типовых гостиничных проектов. Первые типовые проекты гостиниц на 50, 75, 100 и 150 мест были разработаны в 1931 году Временной правительственной комиссией по отбору и изданию типовых проектов гражданских сооружений Цекомбанком.
Гостиницы, построенные в этот период, были недостаточно благоустроенными. Мебель была низкого качества, освещались помещения плохо. Многие номера не были оснащены санитарно-техническим оборудованием.
Единых тарифов на услуги гостиниц до этого не было. И только Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об упорядочении гостиничного хозяйства и установлении тарифов на номера и койки в гостиницах» № 687 от 27.07.1934 г. установило единую методику исчисления тарифа для всей республики.
В этом же году приказом был утвержден типовой устав гостиничного треста местного Совета. Гостиничный трест являлся самостоятельной хозяйственной единицей и действовал на принципах хозяйственного расчета. На него возлагались хозяйственное управление переданными ему гостиницами и подсобными предприятиями, разработка и проведение мероприятий по внедрению хозрасчета в гостиничном хозяйстве и на предприятиях треста, проведение мероприятий по всемерному улучшению состояния гостиниц и обслуживания проживающих в них граждан и т. д. Этим же приказом НККХ утверждался типовой устав гостиницы, непосредственно подчиненной местному Совету. Согласно Уставу, гостиница являлась самостоятельной хозяйственной единицей, действовавшей на принципах хозяйственного расчета. Гостиница пользовалась правами юридического лица, отвечала по своим обязательствам в пределах того имущества, на которое по действующим законам могло быть обращено взыскание.
Годы второй и третьей
пятилеток характеризуются
К 1940 г. гостиницы были
построены в 669 городах. В годы Великой
Отечественной войны был
В послевоенные годы развернулись большие работы по восстановлению, реконструкции и строительству новых гостиниц.
В освобожденных от немецко-фашистских захватчиков городах и сёлах, не дожидаясь окончания войны, восстанавливали гостиничный фонд. Ряд гостиниц («Астория» в Ленинграде, «Приморская» в Сочи и др.) во время войны были переоборудованы в госпитали.
Появились нормативные документы, целью которых было улучшить работу гостиничных предприятий, повысить их рентабельность. Типовые должностные инструкции предусматривались для дежурных администраторов, портье, паспортистов, дежурных по этажу, горничных, уборщиц и т. д.
Постановлением СНК СССР № 2263 от 2.09.1945 г. предусматривались показатели для гостиниц повышенного типа обслуживания.
В послевоенный период много гостиниц было построено в разных городах страны: в Ленинграде, Киеве, Риге, Курске, Орле, Воронеже, Вольске и др.
В соответствии с общей направленностью послевоенных лет интерьерам гостиниц придавали дворцовую пышность.
Отсюда некоторая абстрагированность архитекторов от рассмотрения вопросов, связанных с лучшей организацией быта проживающих в гостиницах граждан. К мебели, оборудованию, освещению предъявлялись не столько функциональные, сколько эстетические требования. Это предопределило использование во внутренней отделке дорогостоящих материалов и изделий, значительно удорожавших строительство гостиниц.
К 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в 1476 гостиницах.
Дальнейший рост материальной и технической гостиничной базы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных и отпускников.
С развитием народного хозяйства, успешным выполнением пятилетних планов росла и подвижность населения, отечественный и зарубежный туризм, расширялись экономические и культурные связи с зарубежными странами. Одновременно возросла потребность в увеличении гостиничного фонда в СССР.
В РСФСР за годы десятой пятилетки построено 158 гостиничных предприятий на 30 тыс. мест. Построены высотные, оснащенные современной техникой и оборудованием гостиницы в Волгограде, Новосибирске, Мурманске, Архангельске, на 1000 мест каждая.
Наряду с гостиницами
общего типа в стране велось интенсивное
строительство ведомственных
Интенсивно развивалось гостиничное хозяйство с 1970 по 1980 год, что частично было вызвано подготовкой к проведению XXII Олимпийских Игр.
В 1980 г., в канун московской Олимпиады, гостиничное хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. мест. Было построено много крупных, комфортабельных гостиниц.
Одной из самых больших гостиниц России является гостиничный комплекс «Измайлово», рассчитанный на 10 тыс. мест.
К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В конце 1990-х гг., согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Россия имела 5043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390 931.
В целом по России в городской местности находится 60% гостиниц и в сельской местности — 34%.
Наиболее крупные по размерам номерного фонда гостиницы располагаются Москве и Санкт-Петербурге.[5 стр.118-146]
Заключение
В настоящее время
в мире действуют десятки
Сегодня индустрия гостеприимства
представляет собой мощнейшую систему
хозяйства региона или
Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение. [ 1 стр.352]
За последние несколько лет туризм стал доступен широким слоям населения во всём мире. Одновременно с ростом общего числа туристов заметное развитие получили инфраструктура туризма и её основной компонент - гостиничный сектор. Отели стремятся получить свою долю бизнеса и всячески пытаются убедить туристов истратить деньги на приобретение предоставляемых ими гостиничных услуг.
С возникновением туристического рынка в мире появилась потребность в подготовке специалистов для сферы туризма и гостиничного бизнеса. Образовательные учреждения приступили к подготовке профессиональных кадров. Книжный рынок наполнился разнообразной специальной литературой по туризму и гостиничному хозяйству.