Исторические аспекты развития предприятий гостиприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодёжные хостелы и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.
Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 4
1.1. Индустрия гостеприимства: ее сущность и инфраструктура 4
1.2. История развития индустрии гостеприимства в Европе и Америке 8
1.3. История развития индустрии гостеприимства в России 18
Глава 2. Практическая часть 22
2.1. Общие сведения и организационная структура управления ЗАО гостиница «Селигер»
22
2.2. Структура услуг ЗАО гостиница «Селигер» 26
2.3. Основные финансово – экономические показатели деятельности ЗАО гостиница «Селигер»
34
Заключение 39
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая работа.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

1.3. История развития индустрии  гостеприимства в 

России

На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII—XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы — «ямы», как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода. В это же время строятся многочисленные гостиные и постоялые дворы. В гостиных дворах не только торговали, в них жили и совершали коммерческие операции.

В связи с ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII —XIX вв. растет население городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц. В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Все они принадлежали частным лицам и были чисто коммерческими предприятиями.

После Октябрьской революции декретом Советского правительства все гостиницы были национализированы, гостиничное хозяйство подверглось коренной перестройке.

Наряду со строительством крупных гостиниц значительное внимание уделялось также строительству небольших типовых гостиничных проектов. Первые типовые проекты гостиниц на 50, 75, 100 и 150 мест были разработаны в 1931 году Временной правительственной комиссией по отбору и изданию типовых проектов гражданских сооружений Цекомбанком.

Гостиницы, построенные в этот период, были недостаточно благоустроенными. Мебель была низкого качества, освещались помещения плохо.  Многие номера не были оснащены санитарно-техническим оборудованием.

Единых тарифов на услуги гостиниц до этого не было. И только Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об упорядочении гостиничного хозяйства и установлении тарифов на номера и койки в гостиницах» № 687 от 27.07.1934 г. установило единую методику исчисления тарифа для всей республики.

В этом же году приказом был утвержден типовой устав гостиничного треста местного Совета. Гостиничный трест являлся самостоятельной хозяйственной единицей и действовал на принципах хозяйственного расчета. На него возлагались хозяйственное управление переданными ему гостиницами и подсобными предприятиями, разработка и проведение мероприятий по внедрению хозрасчета в гостиничном хозяйстве и на предприятиях треста, проведение мероприятий по всемерному улучшению состояния гостиниц и обслуживания проживающих в них граждан и т. д. Этим же приказом НККХ утверждался типовой устав гостиницы, непосредственно подчиненной местному Совету. Согласно Уставу, гостиница являлась самостоятельной хозяйственной единицей, действовавшей на принципах хозяйственного расчета. Гостиница пользовалась правами юридического лица, отвечала по своим обязательствам в пределах того имущества, на которое по действующим законам могло быть обращено взыскание.

Годы второй и третьей пятилеток характеризуются развитием строительства вообще и гостиниц в частности. Повышаются требования, как к благоустройству гостиниц, так и к художественному оформлению их интерьера.

К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный ущерб всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному.

В послевоенные годы развернулись большие работы по восстановлению, реконструкции и строительству новых гостиниц. В освобожденных от немецко-фашистских захватчиков городах и сёлах, не дожидаясь окончания войны, восстанавливали гостиничный фонд. Ряд гостиниц («Астория» в Ленинграде, «Приморская» в Сочи и др.) во время войны были переоборудованы в госпитали.

Появились нормативные документы, целью которых было улучшить работу гостиничных предприятий, повысить их рентабельность. Типовые должностные инструкции предусматривались для дежурных администраторов, портье, паспортистов, дежурных по этажу, горничных, уборщиц и т. д.

Постановлением СНК СССР № 2263 от 2.09.1945 г. предусматривались показатели для гостиниц повышенного типа обслуживания. В послевоенный период много гостиниц было построено в разных городах страны: в Ленинграде, Киеве, Риге, Курске, Орле, Воронеже, Вольске и др. В соответствии с общей направленностью послевоенных лет интерьерам гостиниц придавали дворцовую пышность.

Отсюда некоторая абстрагированность архитекторов от рассмотрения вопросов, связанных с лучшей организацией быта проживающих в гостиницах граждан. К мебели, оборудованию, освещению предъявлялись не столько функциональные, сколько эстетические требования. Это предопределило использование во внутренней отделке дорогостоящих материалов и изделий, значительно удорожавших строительство гостиниц. К 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в 1476 гостиницах.

Дальнейший рост материальной и технической гостиничной базы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных и отпускников.

С развитием народного хозяйства, успешным выполнением пятилетних планов росла и подвижность населения, отечественный и зарубежный туризм, расширялись экономические и культурные связи с зарубежными странами. Одновременно возросла потребность в увеличении гостиничного фонда в СССР.

В РСФСР за годы десятой пятилетки построено 158 гостиничных предприятий на 30 тыс. мест. Построены высотные, оснащенные современной техникой и оборудованием гостиницы в Волгограде, Новосибирске, Мурманске, Архангельске, на 1000 мест каждая.

Наряду с гостиницами общего типа в стране велось интенсивное строительство ведомственных гостиниц, пансионатов, кемпингов, мотелей, туристических баз и лагерей. Большую работу в этом направлении проводили такие ведомства, как Государственный Комитет СССР по иностранному туризму и экскурсиям ВЦСПС, Бюро Международного молодёжного туризма «Спутник», Министерство гражданской авиации СССР и др.

Интенсивно развивалось гостиничное хозяйство с 1970 по 1980 год, что частично было вызвано подготовкой к проведению XXII Олимпийских Игр. В 1980 г., в канун московской Олимпиады, гостиничное хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. мест. Было построено много крупных, комфортабельных гостиниц.

К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В конце 1990-х гг., согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Россия имела 5043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390 931.

 

Глава 2. Практическая часть

2.1.  Общие сведения  и организационная структура 

управления ЗАО гостиница «Селигер»

ЗАО гостиница «Селигер» расположена в центре г. Твери рядом с резиденцией губернатора и мэрией, поблизости от неё находятся все исторические, культурные, торговые и развлекательные центры города. Удобное расположение гостиницы делают ее привлекательным центром отдыха и бизнеса. Рядом с гостиницей находятся Драматический театр, филармония, картинная галерея, цирк, кинотеатры, крупнейшие магазины, многочисленные рестораны и кафе.

Гостиница имеет 5 этажей, 76 номеров. На первом этаже находится: ресепшн, казино, кафе, клуб, сувенирный магазин. Гостиница не имеет лифта. На втором этаже находятся офисы под аренду, ресторан.

Юридический и фактический адрес гостиницы: город Тверь, улица Советская дом 38. Общая площадь территории гостиницы составляет 5200 кв.м.

Технические аспекты ЗАО гостиница «Селигер» представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Технические аспекты функционирования гостиницы

Технические аспекты

Общая площадь номеров

2500 кв. м

Общая площадь всех этажей

4850 кв. м

Внутренняя площадь

1 100 кв. м

Площадь по периметру

5 070 кв. м


ЗАО гостиница «Селигер» открылась официально в 01.03.2004 г.

Гостиница «Селигер» расположена в самом центре Твери, и все исторические и культурные достопримечательности, торговые и развлекательные центры города находятся рядом. До гостиницы можно добраться всеми видами транспорта.

Основным видом деятельности  ЗАО гостиница «Селигер» является предоставление услуг проживания, питания. А также дополнительных услуг, таких как организация досуга, спортивно-оздоровительные и другие услуги.

Здание гостиницы - четырехэтажное, кирпичное с одноэтажной пристройкой.

В гостинице в настоящее время расположено 76 номеров для проживания гостей, тренажерный зал, сауна, а также бар, ресторан для предоставления услуг питания.

На первом этаже гостиницы находятся административные помещения, на втором этаже располагается ресторан, бильярд, бар и офисы. Следует также отметить, что в здании расположены три туристские фирмы.

Местоположение гостиницы играет важную роль в процессе ее загрузки. Например, в зимний период  загрузка небольшая, особенно с января по февраль, а в летний период загрузка повышается. Но в целом расположение гостиницы является удобным и положительно влияет на ее загрузку. Этот фактор помог выжить предприятию  в кризисные времена.

Тарифы и цены на услуги подвержены постоянному увеличению вследствие инфляции. На протяжении всего периода деятельности предприятие не меняло профиль своей работы и постоянно расширяло ассортимент своих услуг.

Гостиница «Селигер» осуществляет свою деятельность в форме закрытого акционерного общества.

Организационная структура управления ЗАО гостиница «Селигер» является линейно-функциональной, построенной по принципу выполнения функциональными руководителями линейных функций. Её выбор обусловлен чётким разделением всех полномочий в фирме.

В ЗАО гостиница «Селигер» применяется следующая организационная структура (рис.1)

Рисунок 1 - Организационная структура управления ЗАО гостиница «Селигер»

Исходя из приведенной организационной структуры, можно сделать вывод, что процесс управления гостиницей организован по функциональному признаку, а его подразделения укомплектованы в соответствии со спецификой выполняемой работы.

Администрация – это орган управления и организации деятельности остальных двух звеньев, последние в свою очередь выполняют основной вид деятельности, т.е. предоставляют услуги и обеспечивают ее нормальное продолжение.

В рамках рассмотрения системы управления ЗАО гостиница «Селигер» целесообразно проанализировать кадровый состав.

Кадровый состав – это основной штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции.

По состоянию на 2010 г. на предприятии работают 20 специалистов. 80 % из них имеют специальную подготовку и высшее образование, 50 % владеют одним и более иностранными языками. Штатное расписание ЗАО гостиница «Селигер» на 2010 г. представлено в таблице 2.

 

Таблица 2 - Штатное расписание ЗАО гостиница «Селигер»  на 2010 г.

Должность

Кол-во

штатных единиц

Оклад, руб.

Сумма

Генеральный директор

1

70 000

70 000

Исполнительный директор

1

60 000

60 000

Заместитель генерального директора по хозяйственной части

1

50 000

50 000

Старший администратор

1

9 000

9 000

Администратор экономист

2

10 000

20 000

Администратор

2

9 000

18 000

Главный бухгалтер

1

20 000

20 000

Бухгалтер

1

15 000

15 000

Секретарь

1

12 000

12 000

Старший портье

1

10 000

10 000

Портье

3

9 000

27 000

Старшая горничная

4

8 000

32 000

Горничная

6

7 000

42 000

Кастелянша

1

6 500

6 500

Сантехник

3

7 000

21 000

Электрик

1

8 000

8 000

Столяр

2

6 500

13 000

Маляр

1

5 000

5 000

Рабочий

1

5000

5 000

Водитель

1

6000

6 000

Охранник 

5

7 000

35 000

Итого

40

 

484 500

Информация о работе Исторические аспекты развития предприятий гостиприимства