Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 21:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение истории развития экскурсионного дела в дореволюционное и советское время как педагогического элемента.
Задачи:
Изучить литературу, посвященную истории экскурсионного дела;
Анализировать полученную информацию, выбрать и отобрать необходимую информацию для курсовой работы;
Написать курсовую работу, раскрывая тему.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Развития экскурсионного дела в дореволюционный период……….3
1.1 Применение экскурсий в учебных заведениях……………………………3
1.2 Теоретическая и практическая база экскурсионного дела……………....14
Глава II Развитие экскурсионного дела в Советское время…………………18
2.1 Экскурсионное дело в первые годы Советской власти (1918-1930 гг)…18
2.2 Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930-1936 гг.)……………………………………………………...23
2.3 Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945-1990)……………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….35
Быть истолкователем этой красоты, чутким проводником по живому музею русского искусства, древнего и нового, будить в молодых сердцах лучшие качества, которые может дать человеку созерцание прекрасного…
Облегчить деятельность экскурсионных организаций, служа как бы посредником между ними, который, обогащаясь одним опытом, мого бы передавать его другим…»
Журнал знакомил читателей с достопримечательностями Кавказа и Крыма, Урала и Соловецких островов, Поволжья и Приднепровья, а также других замечательных мест России.
В журнале подробно освещалась работа съездов и совещаний, на которых рассматривались вопросы экскурсионного дела. Большой.
Первая мировая война, начавшаяся в 1914 г., повлияла на географию школьных экскурсий и дальних поездок, но не стала причиной их прекращения. Число дальних экскурсий резко сократились, но продолжали развиваться ближние, по территориям своих губерний. В некоторых учебных округах, например, Киевском, съезд директоров преподавателей, состоявшийся летом 1916 г., в своих резолюциях указал на необходимость привлечения к местным экскурсиям всех учащихся. Экскурсии превращались в обязательную форму работы с учащимся в учебных заведениях Российской империи.
В 1915-1917 гг. в стране происходил пересмотр учебных планов и программ почти всех типов школ разных ведомств. Первой министром народного образования была утверждена новая программа для высших начальных школ. В объяснительной записке к ней указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программы экскурсии, которое следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить по нескольку полных учебных дней в течение года. Таким образом, можно считать, что к 1916 г. в учебных заведениях России экскурсии, связанные с учебным материалом, становятся равноправными среди других методов обучения.
С развитием экскурсионного дела в стране заметен стал интерес, особенно в учительской среде, к освоению методов экскурсионной работы. Однако отсутствие единого государственного методического по экскурсионной работе в России не позволило создать какой-либо системы подготовки руководителей ученических экскурсий.
Советы по организации и проведению экскурсий можно было почерпнуть в основном из журналов «Русский экскурсант», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Труды общества землеведения», где освещались вопросы географических экскурсий, «Естествознание и география», «Русская школа» и ряда других изданий, в достаточно большом количестве выходивших в различных губерниях России: «Известий Вологодского общества изучения Северного края», «Известий Общества изучения Олонецкой губернии», «Бюллетеня Харьковского общества любителей природы», «Известий Архангельского общества изучения русского севера» и др.
Но все эти литературные источники не могли полностью заменить специальной учебы под руководством опытных теоретиков и практиков экскурсионного дела, поэтому немногочисленные курсы по подготовке руководителей экскурсий, организуемые в различных городах, вызывали большой интерес учительской среды. Например, на 20-дневные курсы Киевского орнитологического общества по подготовке руководителей естественно-историческими экскурсиями с детьми, работавшие в апреле 1915 г., за две недели записалось около 380 слушателей: учителей и учительниц низших и средних учебных заведений, курсисток и студентов из Киева и других городов.
Курсы были платными, но стоимость обучения составляла столь незначительную сумму – 3 руб., что не являлась препятствием для желавших познакомиться с экскурсоведением. Плату за обучение 50 киевских учителей взяла на себя киевская городская управа. В программу курсов входили лекции и экскурсии: ботанические, зоологические, гидробиологические, геолого-географические. Занятия отличались высоким теоретическим уровнем, поскольку к чтению лекций и проведению экскурсий были привлечены профессора и приват-доценты Киевского университета и других учебных заведений.
Успех курсов превзошел все ожидания их организаторов. По инициативе слушателей было собрано около 50 руб. для создания при Киевском орнитологическом обществе постоянного бюро для консультаций по вопросам экскурсий.
Интерес, проявленный учителями Киевского учебного округа и близлежащих губерний к курсам по подготовке руководителей естественноисторическими экскурсиями с детьми, несомненно, свидетельствовал о прочных позициях, какие завоевало экскурсионное дело к середине 10-х гг. в школах России.
Глава II Развитие экскурсионного дела в Советское время
2.1Экскурсионное дело в первые годы Советской власти (1918-1930 гг).
Это было чрезвычайно трудное время для молодой республики. Шла Гражданская война, борьба с интервентами. В стране царили разруха и голод. Партия большевиков и Советское правительство с первых месяцев приступили к формированию социалистической культуры в государстве, осуществлению культурной революции, главной задачей которой являлось утверждение в сознании широких масс марксистко-ленинского мировоззрения, ликвидация прежней темноты и невежества большинства народа, переход ко всеобщей грамотности, приобщение широких масс к знаниям передовой культуры. Большое значение к осуществлению этой задачи отводилось плану монументальной пропаганды – системе мероприятий Советского правительства по осуществлению пропаганды идей марксизма в искусстве и увековечению событий революционной борьбы, памяти борцов за свободу, великих ученых, писателей и художников.
12 апреля 1918 г. председатель
Советского правительства В.И.
В.И.Ленин также высоко оценивал значение экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные предприятия в системе обучения и воспитания школьников и рекомендовал проводить экскурсии на электрические станции, в «каждый сносно поставленный совхоз», на «каждый сносно поставленный завод», мобилизировать для лекций всех инженеров, агрономов, всех кончивших университет по физико-математическому факультету.
Таким образом, экскурсии как средство пропагандисткой работы, образования и воспитания граждан социалистической страны были использованы большевиками с первых месяцев их правления Россией в целях формирования нового человека.
В учебно-воспитательной работе школы производственные экскурсии на различные предприятия стали обязательными. В целях правильной постановки экскурсионного метода в 1918г. была создана Опытно-показательная экскурсионная база Наркомпроса, которая руководила экскурсионными учреждениями на местах. Кроме того, в помощь школам была организована сеть экскурсионных станций. Их создали при губернских и уездных отделах народного образования. Станции были открыты в Москве, Петрограде, Киеве, Нижнем Новгороде, Саратове, Казани и в других городах.
Культурно-просветительская работа в 1920-х гг. находилась под руководством Главного политико-просветительского комитета (Главполитпросвет) Наркомпроса, которую возглавляла Н.К. Крупская.
Н.К. Крупская считала экскурсии обязательной частью учебно-воспитательного процесса в школе. Высоко оценивая познавательное и воспитательное значение экскурсий, она писала: «Экскурсии – дело хорошее! Они ширят горизонт, дают ребятам много знаний, учат наблюдать. На экскурсии ребята сближаются и между собой, и с учителем».11. Крупская занималась непосредственно разработкой вопросов организации, содержания и методики проведения экскурсий.
Политпросветы отделов народного образования организовывали экскурсионно-лекционное бюро, которые разрабатывали тематику и маршруты экскурсий по своему краю. В связи с задачей, поставленной партией по разрешению широкого атеистического воспитания среди рабочих, крестьян и их детей, расширилась тематика экскурсий на естественнонаучные темы. Это потребовало специальной подготовки экскурсионных работников.
В 1920 г. в Петрограде и Москве были открыты инструкторские экскурсионные станции, готовящие руководителей экскурсий. Они осуществляли подготовку учителей для организации и проведения экскурсий с учащимся, слушателями системы внешкольного образования, рабфаков, фабзавучей, а также с красноармейцами, рабочими и крестьянами. Для учащихся трудовых школ они организовывали однодневные и двухдневные экскурсии (при экскурсионной станции был интернат, обеспечивающий ночлегом, а также столовая).
Экскурсионная работа с учащимися строилась в соответствии с программами и перечнем экскурсий, утвержденными Главным Учебным Советом (ГУСом) Наркомпроса. Преобладающими темами экскурсий были естественные – ботанические, зоологические, геологические, а позднее исторические, этнографические, общественно-политические. Естественные экскурсии заканчивались обработкой собранного материала в лаборатории станции и осмотром музея природы, который постоянно новыми экспонатами. Предусматривались также и общественно полезные практические занятия на территории (в огороде, саду) станции, а также в школе.
Стрельнинская морская экскурсионная станция сектора социального воспитания Петроградского ГУБОНО устраивала экскурсии по специально разработанной летней и зимней тематике. Так, темами летних экскурсий были: «Гидрологические исследования в море», «Биологические исследования в море», «Питание и размножение рыб и жизнь во времена года», «Зоопланктон и его биология» и другие (всего 13 тем); зимних – «Ледяной и снежный покров Невской губы», «Гидрологические наблюдения», «Планктон, грунт, его население в сравнении с летним периодом» и др.12 Одновременно организовывались занятия по морскому спорту, в частности, по безопасности плавания на парусных и гребных судах, плаванию, гребле, давались представления о теории корабля, навигации, лоции. Занятия завершались морской практикой. Станция ставила своей целью помочь экскурсантам изучить море и побережье, понять его значение для человека. Морские экскурсии вырабатывали у учащихся физическую и нравственную закалку, давали морскую профориентацию. Работа Стрельнинской экскурсионной станции была представлена во Всесоюзной сельскохозяйственной и кооперативно-промышленной выставке в Москве в 1923 г.
Организация экскурсий для студенчества преследовала цели их общего развития, углубления краеведческих навыков и интересов, подготовки студентов как будущих руководителей экскурсий. В 1923-26гг. в Кубанском педагогическом институте профессором В.А.Гердом был прочитан курс лекций «Экскурсионное дело». Позже эти лекции были изданы отдельной книгой, которая стала большим вкладом в развитии теории и методики экскурсоведения. Так, в книге давалось определенные понятия «экскурсия», классификация экскурсий и т.д. Книга стала учебным пособием для студентов педагогических институтов и для руководителей экскурсий.
В 1925 году при Центральном бюро краеведения было открыто экскурсионно-справочное бюро, которое сообщало о маршрутах, условиях их организации и содержании маршрутов. В Петрограде начал выходить научно-педагогический журнал «Экскурсионное дело», также появляется сборник статей под редакцией Б.Райкова «Школьные экскурсии, их значение и организация», книга Н. Анциферова «Теория и практика экскурсий по обществоведению» и другие издания.
К пятой годовщине Октября, в 1922 году, в Москве были разработаны экскурсии об октябрьских событиях 1917 года: «Всходы нового строительства на развалинах дворянско-буржуазной культуры», «Москва в Октябре» и др.
На площадях городов и сел устанавливались памятники Ленину, его именем назывались улицы, площади, заводы, институты, к памятникам прокладывались маршруты экскурсий. С его именем связана Красная площадь, где В.И.Ленин неоднократно выступал перед трудящимися. Там же, на главной площади страны, был воздвигнут величественный Мавзолей (архитектор А.В.Щусев), в котором покоится тело основателя Коммунистической партии. Рядом с Красной площадью находится Центральный музей В.И.Ленина, основанный в мае 1924 года.
В начале 20-х гг. стали проводиться конференции по вопросам экскурсионного дела. Первая такая конференция состоялась 16 – 21 мая 1921 г. в Петрограде. Она была подготовлена экскурсионными секциями сектора социального воспитания Петроградского отдела народного образования, Петроградских Губполитпросвета и Главмузея. Основной задачей конференции было содействие развитию экскурсионного дела в области школьного и внешкольного образования. В связи с этим на конференцию пригласили широкий круг участников: представителей от волостных отделов народного образования Петроградской губернии, от уездных и губернских отделов сектора социального воспитания и Политпросвета в Петрограде, по одному человеку из трех школ каждого района в Петрограде, ответственных инструкторов от районов, представителей университетов, педагогических учебных заведений и учреждений, экскурсионных организаций, губернских отделов сектора социального воспитания и Политпросвета губерний Северного сектора. Всего на конференцию явилось около 180 человек, в том числе 23 делегата из Москвы – от Наркомпроса РСФСР и губернского отдела народного образования.
Еще более многочисленной оказалась Петроградская экскурсионная конференция, состоявшаяся 10 – 12 марта 1923 г. В ее работе приняло участие более 700 человек. На конференции обсуждались вопросы, слабо разработанные в теории экскурсионного дела: сущность экскурсионного метода, роль исследовательского метода при ведении экскурсий, принципы отбора материалов для экскурсий и др.
Информация о работе История экскурсионного дела в России как педагогического элемента