История экскурсионного дела в России как педагогического элемента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение истории развития экскурсионного дела в дореволюционное и советское время как педагогического элемента.
Задачи:
Изучить литературу, посвященную истории экскурсионного дела;
Анализировать полученную информацию, выбрать и отобрать необходимую информацию для курсовой работы;
Написать курсовую работу, раскрывая тему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Развития экскурсионного дела в дореволюционный период……….3
1.1 Применение экскурсий в учебных заведениях……………………………3
1.2 Теоретическая и практическая база экскурсионного дела……………....14
Глава II Развитие экскурсионного дела в Советское время…………………18
2.1 Экскурсионное дело в первые годы Советской власти (1918-1930 гг)…18
2.2 Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930-1936 гг.)……………………………………………………...23
2.3 Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945-1990)……………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.работа экскурсионная деятельость.docx

— 80.13 Кб (Скачать файл)

В период 1950-70гг. было введено в эксплуатацию более 6 тысяч новых гостиниц, кемпингов, мотелей. В 1980 году в Москве вступил в строй самый крупный в стране туристский комплекс «Измайлово» на 9,5 тысяч мест. К 1985 году на территории СССР действовало 14 тысяч санаториев и домов отдыха, 969 туристских учреждений, 350 всесоюзных и более 600 местных плановых туристских маршрутов. Во «всесоюзном гараже» туристского транспорта находилось 10 тысяч автобусов, 150 морских и речных судов.

Укрепление материальной базы привело к более широкому использованию в туризме железного транспорта, теплоходов, автобусов. В 1960 году отправился первый турпоезд из Москвы к Черному морю. В городах  пути следования поезда туристам предоставляли экскурсии.

В 1962 году вышло постановление Президиума ВЦСПС « О дальнейшем развитии туризма», в котором были подведены итоги, при ВЦСПС создали Центральный Совет по туризму (ЦСТ), в котором определялись задачи по развитию туризма и экскурсий не только профсоюзов, но и партийным и государственным органом, ряду министерств.

Министерству просвещения СССР давалось задание создать Центральную детскую туристско-экскурсионную станцию, Министерству путей сообщения, Министерству гражданской авиации, Министерству морского флота совместно с ВЦСПС увеличить к 1975 г. в пять –шесть раз объемы железнодорожных, автобусных, речных, морских и авиационных путешествий, союзным министерством пищевой промышленности, рыбного хозяйства, мясной и молочной промышленности, торговлю и Центросоюзу вменялось в обязанность расширить ассортимент, увеличить производство и продажу полуфабрикатов, фасованных продуктов питания в упаковке, обеспечивающих их длительную сохранность и удобный для туристских походов.

В июле 1971 г. Президиум ВЦСПС принимает специальное постановление «О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы», в котором были определены конкретные меры по повышении идейно-политической направленности и познавательной деятельности экскурсий, улучшению методической работы экскурсоводов, подготовки кадров для бюро путешествий и экскурсий. Постановление давало право комитетам профсоюзов оплачивать 70% стоимости экскурсий и путешествий на маршрутах выходного дня за счет средств профсоюзного бюджета, предусмотренных на культурно-воспитательную работу.

К началу 70-х гг. на географических факультетах ряда государственных университетов – Ростовского, Белорусского, Киевского, Симферопольского, Тбилисского – были открыты специализации «Методика и организация туристско-экскурсионного дела». Постановление ВЦСПС определило и другую форму подготовки кадров экскурсоводов – создание экскурсионных отделений на факультетах общественных профессий  педагогических институтов, на которых будущие учителя могли бы приобрести вторую (общественную) профессию – экскурсоводов. Уже через несколько лет в большинстве педагогических институтов страны, а также в университетах, технических и других вузах на факультетах общественных профессий были открыты отделения по подготовке экскурсоводов.

В 1975 году Центральный совет по туризму и экскурсиям совместно с Министерством просвещения СССР одобрили опыт Ставропольского государственного педагогического института по туристско-экскурсионной работе факультета общественных профессий. В 1977 году на базе Ставропольского Карачаево-Черкесского и Пятигорского педагогических институтов, Ставропольского и Пятигорского бюро путешествий и экскурсий и туристской гостиницы «Домбай» была проведена Всесоюзная научно-практическая конференция на тему: «Содержание, формы и методы работы туристско-экскурсионных отделений факультетов общественных профессий». Конференция способствовала улучшению работы этих отделений и подготовке экскурсоводов в высших учебных заведениях. Туристско-экскурсионные отделения организованы в 117 педагогических институтах, во многих университетах, технических и других вузах страны.

В пятилетнем плане на 1970-75гг. было намечено развивать туризм, укреплять его материальную базу, развивать морские, речные, железнодорожные, автомобильные и воздушные туристские маршруты, строить гостиницы, кемпинги и другие объекты для туристов. За эту 9-ю пятилетку число экскурсионных учреждений выросло с 219 до 495, количество экскурсоводов увеличилось с 13 тысяч до 30 тысяч человек, количество экскурсоводов увеличилось с 35,5 миллионов до 131 миллионов человек. В 1975 году во всех Бюро путешествий и экскурсий страны было 13 тысяч тем экскурсий, которые стали проводиться дифференцировано: для школьников, молодежи, взрослых и т.д.

Постановление Президиума  ВЦСПС 1972 года «О мерах по дальнейшему улучшению туристско-экскурсионной работы среди школьников» рекомендовало привлекать студентов педагогических институтов и училищ к туристской работе в качестве инструкторов и училищ к туристской работе в качестве инструкторов, методистов, экскурсоводов для прохождения педагогической практики в пионерских лагерях.

Центральный совет в апреле 1977 года провел в Ленинграде Всесоюзную методическую конференцию «О работе экскурсионных учреждений профсоюзов по выполнению Постановления ЦККПСС о 60-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции». Аналогичные экскурсии были проведены во всех республиканских, краевых и областных советах по туризму и экскурсиям. Конференции обратили внимание экскурсионных работников на дальнейшее повышение идейно-политического уровня экскурсионной работы и обеспечение высокого качества и культуры обслуживания широких слоев населения.

Большим историческим значимым событием в истории экскурсионного дела явилось законодательное закрепление в новой Конституции СССР положений о развитии туризма, создании благоприятных возможностей для отдыха населения по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени. Туризм и экскурсии стали государственным, общенародным делом, необходимым для организации активного культурного, познавательного отдыха трудящихся и подрастающего поколения.

С принятием Конституции СССР различные по тематике экскурсии включались материалы, характерные достижения СССР за 60 лет, создавались специальные темы, посвященными этому важному событию в жизни страны: «Конституция в действии», «Во благо народа», «Наши депутаты» и т.д.

Важное значение для деятельности местных органов системы Центрального совета по туризму и экскурсиям имели решения, принятые на июльском Пленуме ЦК КПСС (1978г.), где подчеркивалось, что дальнейшее повышение культурного уровня тружеников села – важнейшее условие осуществления ленинской аграрной политики. Отвечая за решения пленума, работники экскурсионных учреждений развернули широкую программу экскурсионного обслуживания сельского населения.

В постановлении ВЦСПС «О мерах по развитию местного туризма и экскурсий среди трудящихся»(1977г.) отмечено, что в некоторых краях и областях местный туризм не получил должного развития, слабо используются транспортные средства в экскурсионном обслуживании жителей села, рабочих поселков, крупных новостроек.

Важнейшей задачей Центрального совета по туризму и экскурсиям и его местных органов  являлось дальнейшее совершенствование активного отдыха трудящихся и учащейся молодежи, массовое развитие местного туризма и экскурсий, организацию путешествий и экскурсий для тружеников села. Выполнение этой задачи осуществлялось совместно с профсоюзными организациями предприятий, колхозов, совхозов, учебных заведений. Туристско-экскурсионные мероприятия были включены в планы социального и культурного развития предприятий и экскурсий для тружеников села. Для сельских экскурсантов разработаны специальные выезды в города области, где им предлагают программу «Для вас, труженики села». Она включает экскурсии по городу и в музеи, посещение театров. В целях обмена опытом работы организованы поездки передовиков сельского хозяйства в родственные по профилю работы совхозы и колхозы других областей и краев.

Развитию и совершенствованию экскурсионного дела в СССР способствовало также участие Центрального совета по туризму и экскурсиям в подготовке проведения в Москве Игр XXII Олимпиады.

XXII Олимпийские Игры, впервые проводящиеся в социалистической стране – в СССР является событием большой политической и международной значимости, имеющим большое значение в укреплении мира, дружбы и сотрудничества между народами. Эти идеи легли в основу экскурсий для советских, иностранных туристов и зарубежных гостей Московской Олимпиады. Для обеспечения качественной подготовки к приему и обслуживанию участников и гостей Олимпиады в Центральном совете по туризму и экскурсиям были образованы специальные структурные подразделения: Управление Олимпиады-80 и соответствующие отделы ведущих управлениях - Экскурсионном, Управлении туристских маршрутов и учреждений, Управлении транспортных путешествий, Управлению по приему иностранных туристов.

Центральный совет по туризму и экскурсиям утвердил программу экскурсионного обслуживания советских и иностранных туристов Олимпиады-80, в которую вошли обязательные и дополнительные (по выбору) экскурсии в пяти городах, где проходили Олимпийские Игры: в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и Таллине.

Центральным советом разработаны также плановые маршруты и программа экскурсионного обслуживания иностранных туристов в двадцати восьми городах Советского Союза: Иркутск, Братск, Алма-Ата, Баку, Брест, Ереван, Тбилиси, Владимир, Одесса, Львов, Смоленск и др.

Участники и гости игр XXII Олимпиады познакомились с историческими и культурными ценностями, советским образом жизни, последовательной миролюбивой внешней политикой КПСС и советского государства, подлинным демократизмом социально-экономической системы социализма.

За годы десятой пятилетки значительные успехи достигнуты в области теории и методики экскурсионного дела. Центральным советом по туризму и экскурсиям разработаны и изданы методические рекомендации по основным проблемам экскурсионной работы, дифференцированному подходу к экскурсионному обслуживанию. Среди них: «Подготовка и проведение экскурсии», «В помощь экскурсоводу», «Подготовка и проведение экскурсий на военно-исторические темы» и многое другое.

Качественный состав экскурсоводов, организаторов путешествий (экскурсий) и руководителей туристских групп бюро путешествий и экскурсий улучшился в связи с переводом в 1977-1979 гг. работников этих категорий на новую оплату труда. Проведенная работа повышению уровня методической работы экскурсионных учреждений, профессиональной квалификации экскурсоводов и ее методического мастерства, что в свою очередь повысило идейно-теоретический уровень и качество проведения экскурсий.

В 80-е годы увеличилась сеть санаторно-курортных учреждений: домов отдыха, пансионатов, гостиниц, профилакториев; соответственно увеличилось экскурсионное обслуживание этих учреждений.

План развития туризма до 1990 года предусматривал увеличение сети экскурсионных учреждений, создание новых тем маршрутов, повышение их идейного уровня, познавательной ценности и профессионального мастерства. Над выполнением этих задач работал многотысячный коллектив экскурсионных работников.

В 80-е годы увеличился интерес иностранцев к нашей стране: в 1991 году СССР посетило 6894 тысячи иностранных гостей, в том числе 2235 тысяч туристов. В основном это были гости из Польши, Финляндии, Монголии, Китая, Германии, США, Болгарии, Швеции и других стран. Гостей из капиталистических стран в 80-х годах была всего третья часть от всех приезжавших, чему причиной были бюрократические ограничения, связанные с визовым режимом.

Советских туристов, выехавших в зарубежные страны в 1991 году было почти 11 миллионов человек – в основном в Польшу, ГДР, Болгарию, Финляндию.

В целом в этот период около полмиллиарда человек ежегодно участвовали в экскурсиях, десятки тысяч экскурсионных тем предлагались более чем тысячью экскурсионных организаций, на маршрутах работало более 70 тыс. экскурсоводов.

 Подводя итог, следует отметить, что следствием развития туристско-экскурсионного дела в советский период стал его колоссальный рост, что выразилось в количестве экскурсионных организаций, разнообразии тематики, большого числа экскурсоводов и экскурсантов. Была налажена система подготовки экскурсоводов, издавалась методическая литература. Так как экскурсионное дело находилось в ведении профсоюзов, это позволяло снижать стоимость экскурсий за счет профсоюзных фондов. Поэтому экскурсионными услугами мог воспользоваться каждый житель СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Экскурсия – это форма познания мира, которая доступна детям и взрослым, которая, возникнув много десятилетий назад, не потеряла своей актуальности. Через экскурсии мир познается ярко, непосредственно, полученные впечатления остаются надолго.

В курсовой работе были рассмотрены история развития экскурсионного дела как педагогического элемента в дореволюционное время и советское время.

В первой главе раскрывались вопросы начала практики применения экскурсии, как части учебного процесса и начало зарождения теоретической и практической базы экскурсионного дела. В дореволюционный период экскурсионные организации и первые курсы по подготовке профессиональных экскурсоводов. Главным достижением сторонников экскурсионного дела в дореволюционный период явилось доказательство образовательного значения экскурсий и их внедрение в учебный процесс в школе и высших учебных заведениях.

Во второй главе можно узнать, что в первые годы советской власти экскурсии занимали важное место в формировании гражданина нового, неизвестного ранее в мире социалистического государства.

В пролетарской обществе партия и правительство постоянно работала для организации активного и содержательного отдыха граждан, об этом свидетельствуют  Постановления ЦК КПСС, Совета Министров, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О мерах по развитию туризма и совершенствования туристско-экскурсионного обслуживания населения в стране…», в котором подчеркивались особая роль туризма и экскурсий в идеологическом воспитании трудящихся, в широкой пропаганде достижений страны, ее экономики, науки и культуры.

Информация о работе История экскурсионного дела в России как педагогического элемента