Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 12:01, курсовая работа
Город — это сложнейший социально-экономический организм, многоотраслевой хозяйственный комплекс, культурно-историческое образование, олицетворение синтеза искусств и площадка для величайших событий в истории человечества. Города обладают удивительной притягательной силой для миллионов людей земли. Они не только выбирают городскую среду в качестве места постоянного проживания, но и стремятся в города как к декорациям отпуска или выходного дня.
ВВЕДЕНИЕ 2
Классификация, типы и функции городов – туристических центров 6
. Культурно-познавательный туризм 9
. Города — центры событийного туризма 12
. Города — курорты и центры лечебного туризма 14
. Города — центры паломничества 17
. Города — центры международного туризма 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Факультет заочного и послевузовского обучения
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
ГОРОДА КАК ЦЕНТРЫ ТУРИЗМА
Курсовая работа
по дисциплине «География туризма»
Выполнил:
студент группы СТз 091
Костылева Диана Михайловна
Научный руководитель:
доцент Т. В. Бережная
Воронеж 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Город — это сложнейший социально-экономический организм, многоотраслевой хозяйственный комплекс, культурно-историческое образование, олицетворение синтеза искусств и площадка для величайших событий в истории человечества. Города обладают удивительной притягательной силой для миллионов людей земли. Они не только выбирают городскую среду в качестве места постоянного проживания, но и стремятся в города как к декорациям отпуска или выходного дня.
Говоря о городском туризме — посещении крупных населенных пунктов в туристских целях, мы невольно представляем себе образы тех или иных городов. У каждого из них есть свое лицо — это его силуэт: крыши, трубы, купола, прямые или петляющие улочки, фасады домов, а также памятники, храмы, вокзалы и ратуши, пригороды и предместья. Сами образы, а также их восприятие бесконечно разнообразны, что обусловлено сочетанием объективного и субъективного начала, общего и индивидуального, знания и непосредственных ощущений. Не в этом ли кроется ответ на вопрос о причинах притягательной силы городов?
Все зримые формы городов несут на себе отпечаток судьбы города и его жителей. Многие города вызывают практически явственный образ людей, которые с ними ассоциируются. Например, Зальцбург — Моцарт, Веймар — Гете, Копенгаген — Андерсен, Санкт-Петербург — Петр I, Витебск — Шагал и т.д. Широко распространено восприятие городов как мест литературного действия: Севилья — родина неунывающего Фигаро, Дон-Жуана и темпераментной Кармен. Верона в большей степени привлекает туристов как город мировых символов любви Ромео и Джульетты, нежели архитектурными памятниками. Тысячами литературных героев «населены» Лондон, Париж, Рим.
Города производят впечатление своей неповторимостью. Неистощимый поток туристов в Венецию объясняется больше уникальным положением этого города, нежели его исторической ценностью. От встречи с красивым городом, знакомства с его панорамами, ансамблями, увлекающими перспективами, красочными деталями эмоционально богатый человек получает нечто большее, чем просто удовольствие.
Важную роль в восприятии играет общий колорит города, преобладающий цвет его зданий. В Париже господствуют коричнево-палевый и серо-шоколадный тона, сочетающиеся с зеленью бульваров и набережных. Многие полагают, что кроме внешних качеств, города обладают и характерным набором звуков и запахов. Для Рима - это шорох фонтанов. Венеция запоминается запахом легкой плесени. А Флоренции присущ «запах влажной пыли, как у ирисов, смешанный с едва уловимым свежим запахом лака и красок очень старых картин» (Д. Мережковский. Воскресшие боги). Городская среда окружает человека социальным миром, включающим в себя материальные и духовные условия становления, существования, развития и деятельности людей. Городская среда — это не только ландшафты, но и качественное состояние ее естественно-природных и рукотворных составляющих, уровень развитости информационного обмена. Одним словом, это все то, что манит и влечет людей уже не одно столетие. Наконец, городская среда - это люди, способы их взаимодействия, их отношение к ближайшему социальному окружению. Фундаментальный признак современной городской среды — ее нарастающее разнообразие. Именно этот факт - главный аргумент против утверждений о том, что города выходят из моды. Люди еще много лет будут стремиться к городам, каждый из которых уникален, а значит, городской туризм будет жить и выходить на все более высокие качественные рубежи вместе с развитием городов и их культуры.
Классификация, типы и функции
городов – туристических
Города — туристские центры чрезвычайно разнообразны. Существует много классификаций туристских центров в зависимости от выбранного основания. С географической точки зрения объекты можно группировать по морфологии (площадные, линейные, точечные); положению по отношению к ареалам туристского спроса и предложения, размещению в пределах туристских регионов (центральное, периферийное, эксцентричное и др.); по масштабам туристского потока (крупнейшие, крупные, средние, малые), его направленности (отправляющие, принимающие, комплексные), специализации (полифункциональные, бифункциональные, монофункциональные) и т.д.
Наиболее крупным является деление городских туристских центров на две группы:
1. Города, где туристская индустрия выполняет градообразующую функцию. Как правило, к этой категории относятся малые, реже - средние города. Как любой город с узкой специализацией и недиверсифицированной экономикой, они тотально зависимы от ситуации на туристском рынке и весьма уязвимы в связи с эластичностью туристского спроса и его подверженностью влияниям целого ряда факторов. Для таких туристских центров характерна ориентация на определенный тип потребителя с соответствующим уровнем дохода и целями путешествия. Экономика такого города попадает в зависимость не только от конъюнктуры туристского рынка в целом, но и от состояния туристского спроса определенного сегмента рынка потребителей, что делает городскую систему неустойчивой. Для городов этого типа жизненно важными являются непрерывный мониторинг сложившейся на рынке экономической ситуации, проведение маркетинговых исследований, которые нацелены на разработку перспективной долгосрочной программы поддержания конкурентоспособности туристского продукта, предлагаемого городом. Особая роль отводится государственному регулированию туризма как на уровне городских администраций, так и на государственном уровне, их диалогу и сотрудничеству.
2. Города, где туристская индустрия не выполняет градообразующую функцию, но является неотъемлемой частью городской экономики. К ним относятся большинство средних, все крупные города и мегаполисы, в которых туризм не единственная, но одна из многих отраслей специализации. По сравнению с первой группой эти города имеют важное преимущество: при негативных изменениях на рынке туризма диверсифицированная экономика позволяет избежать кризисной ситуации или минимизировать ее последствия. Они привлекают разные категории туристов, которые различаются возрастом, уровнем доходов, целевыми установками и т.д., и могут предложить им разнообразные туристские продукты. Если в моноспециализированных городах турист является центральной фигурой, формирует облик населенного пункта и вся городская жизнь сконцентрирована вокруг него, то остальные города в большей степени автономны. Посетитель получает возможность ощутить себя их жителем, почувствовать городскую энергию. Он часто ищет способы влиться в городскую жизнь, и в этом ему может помочь городская администрация с помощью различных программ, направленных на сокращение дистанции между туристом и резидентом, например, путем проведения уличных выставок.
В зависимости от туристской специализации различают следующие виды городских туристских центров: центры культурно-познавательного туризма, центры делового туризма, центры событийного туризма, города-курорты, лечебные центры и центры паломничества. Многие города, главным образом крупные, и мегаполисы являются полифункциональными. В них развиваются сразу несколько видов туризма, часто культурно-познавательный, деловой и событийный. Так, Париж, Лондон, Рим, Берлин являются мировыми центрами культурно-познавательного туризма и одновременно лидируют в сегменте делового туризма.
Культурно-познавательный туризм
Эти города специализируются на приеме туристов, путешествующих с целью получения новых знаний и приобщения к культурным ценностям. В последнее время их привлекают в городах не только архитектурные сооружения, сохранившиеся предметы культурного прошлого, музеи, театры, выставочные залы, но все больше атмосфера города, образ жизни городского населения, современный дизайн. Последний особенно важен для молодых городов, не обладающих историческим потенциалом для развития познавательного туризма. Зачастую власти города приглашают дизайнеров, архитекторов реализовать именно в их городе свои проекты, оказывают им финансовую поддержку. Такие города превращаются в музеи современного искусства под открытым небом с характерной атмосферой новизны и свободомыслия. Они притягивают другие творческие личности — музыкантов, артистов, а также большое число туристов, особенно молодежь. Таким образом, город может создать потенциал для развития культурно-познавательного туризма.
В последние годы приходит осознание того факта, что наличие и сохранение культурно-исторического потенциала важно для развития любого туристского города. Благодаря ему складывается неповторимый образ туристского центра, а посетители могут удовлетворить потребность в познании окружающей действительности, которая всегда присуща человеку вне зависимости от главного мотива путешествия. Экспертами ЮНВТО разработана классификация городов зарубежной Европы по потенциалу культурно-познавательного туризма и выделено пять групп, требующих разных подходов к управлению.
В исторических городах создаются культурно-туристские зоны, включающие объекты туристского показа, предприятия обслуживания (средства размещения, питания, развлечения, справочно-информационные центры). Формирование таких зон — комплексная задача, требующая решения следующих вопросов:
- проведение реставрационных
- реконструкция дорожно-
- создание пешеходных зон в
местах массовых скоплений
-совершенствование систем общественного обслуживания, включая медицинское;
- развитие коммунального
- обустройство мест массовых
посещений с учетом
Деловой туризм, находящийся на подъеме, тяготеет к центрам экономической и политической жизни стран. Бизнес-туристы требовательны к состоянию городской инфраструктуры, наличию специальных объектов для встреч и заседаний (медиацентров, конгресс-холлов и др.), их техническому оснащению (аудиовизуальное оборудование, средства связи, высокоскоростной доступ к Интернету), уровню профессионализма обслуживающего персонала, транспортной доступности и пр. Особое значение имеют безопасность и политическая стабильность. Деловые туристы предъявляют спрос не только на основные, но и на сопутствующие, дополнительные туристские услуги, непосредственно не связанные с главной целью поездки. Они охотно покупают до- и послеконгрессные туры, посещают концерты, выставки, совмещая профессиональную деятельность с культурно-познавательным и активным отдыхом. Наибольшим потенциалом для развития делового туризма обладают города, прежде всего столицы экономически высокоразвитых государств, вовлеченных в систему международного разделения труда.
Города — центры событийного туризма
В современных туристских центрах регулярно проходят культурные и спортивные мероприятия различного масштаба и тематики. Это могут быть события мирового значения (Олимпийские игры, конкурс красоты «Мисс мира»), регионального (чемпионаты Европы по футболу), национального (музыкальный или кинофестиваль, спортивные соревнования какой-либо страны), а также локального (воспроизведение исторических сражений, дни культуры Средневековья). Они обеспечивают приток туристов и дополнительные поступления от них. Так, во многих шведских городах ежегодно устраиваются дни культуры викингов, привлекающие тысячи туристов. Для истинных ценителей, приверженцев и знатоков участие в том или ином событии является основным мотивом приезда в город и пребывания в нем. Для других возможность личного присутствия на мероприятии является дополнительным аргументом в выборе туристского центра и сроков пребывания в нем.
Информация о работе Классификация, типы и функции городов – туристических центров